Познавательно-речевое занятие в средней группе по теме: «Путешествие в картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Светлана Валентиновна Казакова

Учить детей рассматривать и понимать основное содержание картины, соблюдая определённый алгоритм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_poznavatelno-rechevogo.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

                     Технологическая карта познавательно-речевого занятия в средней группе                    

                     по теме: «Путешествие в картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»  с

                             использованием методов и приемов ТРИЗ-ОТСМ технологии ».

Воспитатель:                 Казакова Светлана Валентиновна

Педагогические цели и задачи.

Обучающие:                 Учить детей рассматривать и понимать основное содержание картины, соблюдая определенный

                                               алгоритм.

                                               Учить рассуждать, отвечая на вопросы.

Развивающие:            Развивать зрительное внимание, мышление, воображение.

                                               Формировать умение выделять конкретные объекты, изображенные на картине, в соответствии

                                               с выбранным признаком.

Воспитывающие:     Воспитывать умение работать парами. Воспитывать интерес к живописи.

Планируемые результаты:

                                               Ребёнок имеет представление о том, какой алгоритм соблюдается при рассматривании картины,

                                              понимает его схематичное изображение; понимает по каким признакам можно описать рассматри-

                                              ваемый объект.

 Интеграция образовательных областей:

                                                социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художествен-

                                          но-эстетическое.

Виды деятельности:     игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Средства и материалы: картина демонстрационная «Утро в сосновом лесу» (формат А-1); картины раздаточные для детей

                                                (формат А-4); картонные лупы и рамки по количеству детей; мох; картонные стрелки; рюкзак, лупа, компас,

                                                бинокль; мышонок Проша (житель из «Познавайкиного мира»); карточки-признаки, карточки-анализаторы,

                                                карточки-ключи; карточки алгоритма рассматривания картины; аудиозапись лесных звуков.

                                         

Предварительная работа:            

                                                  знакомство со схематичным изображением алгоритма рассматривания картины; слушание музыки

                                                  «Времена года» П.И.Чайковского; знакомство с творчеством И.И.Шишкина.

                                                             Организационная структура НОД

Этапы деятельности

                Деятельность воспитателя

          Деятельность детей

   Мотивационно-

   Побудительный

Организационно-поисковый

- Ребята, помните, мы с вами недавно вернулись из увлекательного путешествия? Вам понравилось?

- А хотите сегодня отправиться еще в одно путешествие?

Проша: « Ой, ой, ой! Я тоже хочу! Возьмите и меня, пожалуйста, с собой в путешествие!»

-Ребята, возьмем Прошу с собой?

-Хорошо. Когда отправляются в путешествие, то всегда берут с собой необходимые вещи. Мы отправимся с вами сегодня в лес.  И будем наблюдать за тем, что происходит в лесу. У меня есть рюкзак. И в рюкзак нам нужно положить те вещи, которые могут нам пригодиться.

Проша: «Ой, как интересно! Давайте уже поскорее отправимся в путь! А по какой дороге мы пойдем?»

Воспитатель читает стихотворение И.Токмаковой:

«За речкой лес. Далекий лес.

Туда спешу с утра я. Ключи несу.

И все в лесу калитки отпираю.

Глазами я могу, друзья,

(открывает воспитатель демонстрационную картину)

Открыть колючий ельник, калины цвет,

Лосиный след, грибы и можжевельник.

И тишину я отомкну. Услышу птичье пенье.

(звучит аудиозапись лесных звуков)

 И в вышине березы мне прочтут стихотворенье.

Чтоб лес открыть, нужна не прыть.

Нужны глаза и уши. Мои ключи:

Смотри, молчи, и примечай, и слушай.

(выставляются карточки-ключи).

Проша: «Вот это красота!»

-Да, Проша, мы добрались до леса. До необыкновенного леса!

-Ребята, давайте представим, что наши стульчики – это пенечки! Присаживайтесь, мы с вами немножко отдохнем.

-Ребята, а какой художник написал очень много картин про лес?

-Вот и эту замечательную картину написал Иван Иванович Шишкин. А называется она «Утро в сосновом лесу».

Давайте повторим как она называется.

- А вы хотите попасть прямо в картину?

- Но, чтобы попасть в картину, ее нужно внимательно рассмотреть. Но проблема в том, что картина одна, а нас много. Что же нам делать?

-А кто из вас сможет правильно попросить волшебника о помощи?

-Ой, сколько картин подарил нам волшебник? А по какому признаку произошло волшебство?

-Ну, вот. Теперь можно и в картину попасть. Но, заходить в картину нужно не там, где вздумается, а надо искать подходящее место. Художник всегда старается это место показать. Давайте посмотрим внимательно, где же можно зайти в картину.

-Давайте возьмем с вами стрелочку и укажем ею путь на картине.

-Вот мы и в картине! Как хорошо в лесу! И туман и солнце здесь одновременно. Давайте возьмем с вами наши лупы и найдем на картине солнечные лучи и туман!

 А как пахнет влажными иголочками!

Слышите как сопят медвежата? А как хрустят веточки?

(по мере постановки вопросов, открываются ключи-схемы).

Проша: «Нет, нет! Я не пойду дальше с вами. Там же медведица! Я ее боюсь!»

-Не бойся! Я подскажу как быть! Мы вежливо поздороваемся с мамой-медведицей! Главное, не шуметь и не трогать малышей-медвежат!

-Ребята, кто может вежливо поздороваться с медведицей?

Проша: «Все равно мне очень страшно! Посмотрите, какие у нее острые зубы!»

-Ребята, давайте мы через нашу лупу посмотрим какие зубы у медведицы! Как вы думаете, она сердится на нас или улыбается?

-Ребята, а чем же похожи мама и ее детки? А найдите с помощью лупы белые воротнички у медвежат. Посмотрите, а у мамы такого воротничка нет. Может у папы такой воротник?

-А я знаю какое обращение медведице очень понравится! «Уважаемая сударыня!»  Давайте повторим с вами, ребята.

-Полина, попроси разрешения у медведицы поиграть с ее детками.

-А давайте и мы превратимся в маленьких медвежат.

Проша: «Хорошо здесь медвежатам! У них даже своя детская площадка есть».

-А ведь и правда, посмотрите, сосна рухнула и развалилась на две части. Эта часть сосны как будто горка. На что похожа эта часть сосны? А верхушка сосны, которая лежит в стороне как будто качелька. Кто может повторить, на что похожа сломанная сосна?

-Ребята, а как вы думаете, сосна давно сломалась?

(выставляется значок времени)

- Давайте попробуем через рамку рассмотреть корни сосны. Может они нам подскажут, когда сломалась сосна.

Проша: «Ой, а я вижу мох на корнях! А вы, ребята, знаете, что такое мох? А я вам сейчас покажу!»

-Мы путешествовали на корабле по морю.

-Да.

-Конечно.

Дети выбирают те предметы. Которые, по их мнению, пригодятся для путешествия в лес, объясняя при этом, зачем нужен тот или иной предмет.

Дети внимательно слушают стихотворение и рассматривают картину.

Дети рассаживаются на стульчики.

Ответы детей: Иван Иванович Шишкин.

Дети повторяют.

Ответы детей.

Дети предлагают разные способы, в том числе, и попросить помощи у волшебника «Увеличения-уменьшения».

Дети обращаются к волшебнику.

Ответы детей: «Признак-количество и признак-размер».

Дети рассматривают свои картины и находят место входа в картину.

Дети кладут стрелки на тропинку.

Дети находят на картине солнечные лучи и туман, кладут на это место свои лупы.

Дети предлагают варианты приветствия.

Дети отвечают.

Дети рассматривают, находят и называют сходство с мамой по признакам

(рельеф, цвет и т.д.)

Дети повторяют.

Ребенок просит разрешения.

Дети представляют себя медвежатами: ходят как косолапые медвежата, «собирают малинку», лежат на ковре как на травке и т.д.

Ответы детей.

Дети повторяют.

Предположения детей.

Дети рассматривают корни сосны.

Ответы детей.

Дети садятся в кружок и рассматривают мох, применяя знание признаков объекта (рельеф, запах, цвет и т.д.)

Рефлексивно-

коррегирующий

-Как хорошо в лесу! А какой запах! Давайте мы вдохнем с вами аромат леса! (выполняется дыхательная гимнастика)

- Ребята, а вам понравилось путешествие в картину? А чем?

-Как вы думаете, почему Иван Иванович Шишкин так красиво нарисовал лес? В чем его главный секрет?

-Конечно. Художник любит лес. Он любит его разный: со сломанными соснами, с засохшими ветками…

-Ну, что. Пора возвращаться домой.

Проша: « А как мы вернемся обратно?»

-А давайте попробуем повернуть стрелочку на тропинке в обратном направлении!

Проша: «Вот мы и дома! Пойду я отдыхать в свою комнатку. Ой, смотрите, а здесь какая-то корзинка!  Это большая картина подарила, ребята, вам на память свои фотографии!»

Дети сидят на ковре в кругу и выполняют дыхательную гимнастику.

Ответы детей.

Ответы детей.

Предположения детей.

Дети поворачивают стрелку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направление "Познавательно -речевое развитие" , ФЭМП в средней группе на тему : "Путешествие колобка".

Материал разработан мною к открытому  просмотру мероприятия  по "Познавательно -речевому развитию" в области "Познание", направленное на достижение  цели  развития у детей средней ...

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»....

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ ».

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, вызывать у детей желание рассматривать ...

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

План – конспект НОД по рассматриванию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» с детьми подготовительной группы....

Рассматривание картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект НОД Тема: Рассматривание и описание картины И.И. Шишкина &qu...

"Знакомство детей подготовительной группы с картиной И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Представленный материал позволит детям не только  познакомится с содержанием картины, но и прочувствовать атмосферу, особый художественный образ, характерный для всех работ великого русского худо...