Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе на тему: "Как северный лес людям помогал"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Показий Марина Сергеевна

Занятие построено на выполнение речевых упражнений и игр, для активизации словаря существительных и прилагательных. Для заучивания стихотворения используется метод зарисовки схем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе:
«Как Северный лес людям помогал»

Предварительная работа:
Беседы с детьми «Как люди раньше жили», «Промыслы нашего края».
Чтение художественной литературы Е. Пермяк «Дикая яблонька», «Лес именинник».
Оформление мини-музея «Как Северный лес людям помогал».

Материал: Фотографии деревьев, прутик, колыбель с куколкой, небольшие полешки на каждого ребёнка, лоскутки (размером с носовой платок) на каждого ребёнка, бумажные сердечки для рефлексии.

Цель: Активизировать в речи детей имена существительные и прилагательные.
Задачи:
- Учить детей рассуждать, высказывать своё мнение;
- упражнять в подборе слов сходных по значению (полено – чурочка –чурбанчик – пенёк –брёвнышко);
- продолжать знакомить с разными способами образования слов (указка – указывать, колыбель – колыбельная песенка, «пеленалочка» – пеленать).
- учить использовать схемы-рисунки (пиктограммы), для запоминания информации;
- воспитывать бережное отношение к деревьям.

Ход: (воспитатель ведёт беседу, поощряя детей к рассуждениям и ответам на вопросы)
- Слышала я, говорят люди, что наш Северный край богат лесом. Как это понять, кто подскажет? (рассуждения, высказывания детей)
- А какие деревья можно встретить в нашем лесу? (дети называют, воспитатель показывает на картинке).
- Как вы думаете, лес нужен человеку? Зачем? (рассуждения и высказывания детей)
- Ребята, я вам открою секрет. У меня есть волшебный прутик. Давайте порассуждаем: если этот прутик от осины, то он …, если от рябины, то он…, если от сосны…, если от ели…, если от берёзы….
- Ладно так и быть подскажу от какого он дерева:
                     
Загадка:
                      Ствол белеет, шапочка зеленеет,
                     стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
                                                                (Берёза)
- Значит прутик какой? (берёзовый).
- А прутик хочет с вами поиграть!!!
Игра «Превращалки» (после слов ведущего, дети превращаются в деревья и замирают, кого прутик заденет, тот должен сказать какое он дерево).
                        В руки прутик я возьму
                        и тихонечко взмахну,
                        вас в деревья превращу.
                        Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь!!!

(после игры дети садятся за столы)
- А вы ребята, знаете, какие вещи в старину делали из дерева? (ответы детей)
-Вы ребята молодцы, много назвали вещей. Но я вам хочу ещё одну показать.
-Это колыбель. Давным-давно  малышей укладывали спать в колыбельке. Её делали из досок или плели как корзинку. А когда колыбель качали,то пели песенку. Как вы думаете, какую?(колыбельную).
-Слово колыбельная произошло от слова колыбель. А ещё в старину у ребят не было таких игрушек как у вас. Дети играли палочками и полешками.
- У вас на столе лежат полешки, возьмите их в руки.

              Пальчиковая гимнастика:
              -
Я полешко покатаю (катать между ладонями)
             -Я полешко посжимаю (сжимать в одной руке, затем в другой)
             -По ладошке постучу (постучать по одной ладошке, затем по другой)
            - И немного покручу (покрутить на столе).
             
- Ребята, а как ещё можно назвать полешко? (полено – чурочка –чурбанчик – пенёк –брёвнышко).
- Так вот, это полешко в старину, заворачивали в тряпочку, как куколку.  Называлась она куколка -  «Пеленалочка», от слова пеленать. Девочки когда играли, куколку в корзиночке качали, колыбельную песенку ей пели.
- Давайте тоже Пеленалочку сделаем (дети заворачивают полешко в тряпочку)
- Пусть пока куколки полежат, а мы с вами песенку колыбельную выучим.
                 
Колыбельная песенка( можно спеть, можно медленно проговорить)
Серый козлёнок
Жёлтый утёнок
Пёсик лохматый
Котик усатый,
К нам приходите,
Сон приносите.

- Ребята, а как нам быстро песенку выучить, что нам поможет?(схема, зарисовки)
- Послушайте песенку ещё раз (рассказать).
А теперь помогите мне схему зарисовать (дети называют, воспитатель зарисовывает схему мелом на доске).
- Кто серый?
- Кто жёлтый?
- Кто лохматый?
- Кто усатый?
- Как изобразить «К нам приходите»?
- Как изобразить «Сон приносите»?

- Волшебный прутик будет сегодня указкой. Ребята, как вы думаете, почему так называется «Указка»?(от слова указывать).
-Давайте попробуем рассказать песенку с помощью схемы.
(Рассказываем вместе, затем 2-3 ребёнка).
- Вы запомнили песенку. Давайте её споём. Колыбельную песенку поют тихо, спокойно. Встаньте, возьмите свои пеленашки, покачивайте и напевайте.
- Т-с-с… уснули.
- Пусть наши куколки спят, а мы с вами поговорим о том, что вам сегодня на занятии понравилось, а что нет (рефлексия с использованием бумажных сердечек)
- Мне например, очень понравилось, как вы спели песенку(подняла сердечко)
(Дети поднимают сердечко, рассказывают, что им понравилось. Если кто то не поднял, выяснить, почему?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно образовательной деятельноси в старшей группе на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуре" (из истории о мужской и женской одежде0

Знакомство детей с русскими народными костюмами , их историей, традициями, приобщение  детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки), воспитание...

Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР

Конспект коррекционной подгрупповой  образовательной  деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия  на неречевых звуках»  дети с ФФНРЦели:Коррекцион...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для старшей группы на тему: « Откуда хлеб пришёл »

Программное содержание: ·         развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели;·         дать представлени...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебное дерево. Составление рассказа - описания о поздней осени".

В данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Познание", "Музыка", "Социализация"....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Зиму провожаем, а весну встречаем»

При организации непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»....

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Школа космонавтов"

Конспект НОД способствует развитию интереса о космосе, в ходе НОД дети учатся изготавливать ракеты в технике оригами, развивается и расширяется связная речь, активизируется и обогащается словарный зап...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествуя по осени»

Цель:         обогащение представлений о сезонных изменениях в природе, подведениек пониманию взаимосвязи живой и неживой природы. Задачи:...