Конспект занятия по развитию речи (ОНР) в подготовительной группе на тему: "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Прокудина Татьяна Яковлевна

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу зимой.

Задачи:

*упражнять в подборе прилагательных к существительному;

*упражнять в образовании однокоренных слов;

*упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

*совершенствовать грамматический строй речи;

*расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 356 «Жар-Птица» г. Новосибирск


Конспект занятия по развитию речи (ОНР) в подготовительной группе на тему: "Дикие животные зимой"

Воспитатель: Прокудина Татьяна Яковлевна

Г. Новосибирск 2023г.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу зимой.

Задачи:

*упражнять в подборе прилагательных к существительному;

*упражнять в образовании однокоренных слов;

*упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

*совершенствовать грамматический строй речи;

*расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

Использованные технологии:

•        Личностно-ориентированная;

•        Игровая: д/и «Чья часть?», «Сложи животное из частей», «Назови детёныша», «Какой, какая?», «Назови семью».

•        Здоровьесберегающая: физкультминутка, дыхательная гимнастика.

Словарная работа: кроссворд, плутовка, зверь, шкура, берлога, логово, травоядное, хищники, пасть.

Развивающие:

*развивать познавательный интерес к природе;

*развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

*развивать умение анализировать.

Воспитательные:

*формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;

*воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Методы и приёмы обучения:

словесные: художественное слово, загадки, речевой образец, повторное проговаривание, оценка детской речи, объяснение;

наглядные: иллюстрации животных (заяц, лиса, волк, медведь, белка);

практические: дидактические игры и упражнения.

Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением животных, кроссворд, иллюстрации «Дикие животные», игрушки: лиса, заяц, белка.

Технологии: Личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Планируемый результат:

Дети имеют представление о многообразии диких животных, о том, как они зимуют, где живут и чем питаются зимой.

Предварительная работа:

Чтение произведений Е. Чарушина, М. Пришвина, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы «Дикие животные», отгадывание загадок, составление загадок детьми, дидактические игры «Умное эхо», «Чей хвост», «Четвёртый лишний».

Рекомендации по использованию данного конспекта:

Воспитателям, работающим по ФГОС.

Ход

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла на работу и обнаружила у себя на столе письмо, а в нём вот этот кроссворд. Кто же мог его принести?

Дети: Почтальон…

Воспитатель: Наверно. Ребята, а что такое кроссворд, что в нём обычно содержится?

Дети: Вопросы.

Воспитатель. Что надо сделать с этими вопросами?

Дети: На них нужно ответить и вписать слово в кроссворд.

Воспитатель. Правильно. Разгадав наш кроссворд, мы отгадаем ключевое слово и узнаем, кто нам его прислал. Слушайте первое задание-загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети. Белка.

Воспитатель: По, каким словам вы определили, что это белка?

Дети. Скачет по ёлкам, прячет орешки, делает запасы на зиму.

 Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А белка нам принесла задание. Посмотрите, в конверте - картинки.

  1. Основная часть:

Дидактическая игра «Чья часть?»

Дети берут по одной картинке и называют, что на ней изображено: медвежий нос, медвежья лапа, медвежьи уши, медвежья голова, волчий хвост и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Правильно справились с таким трудным заданием. Слушайте вторую загадку кроссворда:

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети. Волк.

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку?

Дети. Похож на собаку, острые зубы, оскаленная пасть.

Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А вот и задание от волка.

Дидактическая игра «Сложи животное из частей»

Дети берут части и группами составляют целую картинку.

Воспитатель. Какое животное у вас получилось?

Дети. Волк, медведь, лиса, заяц, белка.

Воспитатель. Все справились с заданием волка. Замечательно. Попробуем отгадать третью загадку кроссворда.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги.

А от голода – кора.

Дети. Заяц.

Воспитатель. По, каким словам вы определили, что это заяц?

Дети. Нет жилища, у зайца быстрые ноги, питается корой деревьев.

Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. И от зайца, ребята, нам есть задание. А чтобы выполнить его, нам надо правильно назвать детёнышей зверей.

Дидактическая игра «Назови детёныша»

Дети называют детёныша.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал…лосёнок, идут, громко топая

За мамой лисицей крался…лисёнок, крадутся на носочках

За мамой ежихой катился… ежонок, двигаются вприсядку

За мамой медведицей шёл… медвежонок, идут вперевалочку

За мамой белкой скакали …бельчата, двигаются прыжками

За мамой зайчихой косые…зайчата, продолжают прыгать, сделав ушки

Волчица вела за собою…волчат, крадутся большими шагами

Все мамы и дети напиться хотят. руки на колени, выполняют

«лакательные» движения.

Физкультминутка (дети идут по кругу и выполняют движения согласно текста.)

Дыхательная гимнастика (Вдох-выдох) 3-4 раза.

Воспитатель. Предлагаю вам четвёртую загадку кроссворда.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку?

Дети. Зимой спит, жилище - берлога, просыпается весной.

Воспитатель. А вот и задание от медведя.

Дидактическая игра «Какой, какая?»

Воспитатель. Ребята, перед вами собранные картинки животного. Расскажите про это животное. Какое оно?

Дети. Медведь: бурый, сильный, выносливый, травоядный и т. д;

волк: хищный, быстрый, ловкий, серый, выносливый и т. д;

белка: маленькая, проворная, шустрая, пушистая и т. д.;

заяц: белый, трусливый, пугливый, маленький и т. д;

лиса: рыжая, хитрая, длиннохвостая, пушистая и т. д.

Воспитатель. Ребята, составьте слово из двух слов: большие лапы (большелапый), толстые пятки (толстопятый), длинная шерсть (длинношёрстный), длинный хвост (длиннохвостый), длинные ноги (длинноногий), острые глаза (остроглазая) и др.

Воспитатель. Вот и последняя загадка.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Дети. Лиса.

Воспитатель. По, каким словам догадались?

Дети. Рыжая, хитрая, уносит кур.

Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок записывает последнее слово в кроссворд.

Воспитатель. Слушайте задание от лисы.

Дидактическая игра «Назови семью.

Дети. Мама-лиса, папа-лис, детёныш – лисёнок, много детёнышей – лисята;

волчица, волк, волчонок, волчата;

мама - белка, папа – белка, бельчонок, бельчата;

зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата;

медведица, медведь, медвежонок, медвежата.

Воспитатель. Мы с вами справились со всеми заданиями. И теперь можем узнать, кто же нам прислал кроссворд.

Дети читают ключевое слово «ЗВЕРИ».

Воспитатель. Как назвать другим словом, кто они? (животные). Какие? (дикие). Почему дикие? (живут в лесу, добывают сами себе пищу, строят жильё).

Воспитатель. Я думаю, ребята, звери прислали нам кроссворд, чтобы напомнить нам о том, чтобы мы не забывали об их существовании, о том, как им приходится тяжело выживать в суровых зимних условиях. Чтобы мы заботились о природе, о животных.

3.Рефлексия:

Вы сегодня хорошо занимались, молодцы!

Если вам было интересно, всё понятно, что-то новое узнали, подходите к белке.

Если было какое-то затруднение, к зайке.

А если было не интересно, к лисе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные наших лесов.»

Конспект занятия предназначен для закрепления и обобщения темы: "Дикие животные наших лесов"....

Конспект занятия по развитию речи с использованием современных технологий по теме «Дикие животные» для детей младшей группы Воспитатель : Койносова Е.С.

Конспект  занятия по развитию речи с использованием современных технологийпо теме «Дикие животные»для детей   младшей группы                  ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Дикие животные».

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Дикие животные»....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Образовательные задачи:• Учить детей составлять описательные рассказы;• Закреплять знания р...

НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе на тему: "Дикие и домашние животные. Драматизация сказки "Лесные яблоки".

Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие с помощью лексико-граматических игр, используя здоровьесберегающие технологии:пальчиковая гимнастика, артикул...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Дикие животные»...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Дикие животные в осеннем лесу"

Занятие по развитию речи для детей логопедической подготовительной группы...