«Удивительный мир природы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Феофанова Екатерина Сергеевна

план-конспект "Удивительный мир природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_prirody.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию целостной картины мира

для детей среднего дошкольного возраста

«Удивительный мир природы»

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста

   

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, их взаимосвязь, способствовать развитию познавательных интересов.        

 Задачи:

Образовательные:

- выявить и обобщить знания детей о природных и искусственных объектах о живой и не живой природе.

     - формировать целостный взгляд на природу о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы, в природе всё взаимосвязано)

     - учить решать проблемные задачи, делать выводы.

     - закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле.

 Развивающие:

  - расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.

  - развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.

     - способствовать развитию познавательных интересов, приобщать к действенному отношению к природе.

     - формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.

     - способствовать формированию экологической культуры.

Воспитательные:

     - продолжать воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.

Оборудование: музыкальная колонка (звуки природы), картинки с изображениями природы, мольберты и набор картинок для игр: «Природа не природа», «Живая и неживая природа», схема развития и роста человека, цыплёнка и растения.

Раздаточный материал: для опыта: стаканчики с песком, пустой стаканчик, кусочек мела, медали «Юный эколог».

Предварительная работа: 

Беседы, наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, дид. игры «Кто я?», «Кто это? «Что это? Из чего сделано?» «Живая природа»,

 

Ход занятия

I. Вводная часть:

Звуки природы (построение в круг)

1. Организационный момент

Ритуал утреннего приветствия «Здравствуй, солнышко родное!»

Все вместе в кругу:   Здравствуй, солнышко родное!

                                    Здравствуй, небо голубое!

                                    Здравствуй, матушка-земля!

                                    Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся, улыбнемся. И подарим всем хорошее настроение.

 

2.Вводная беседа, рассуждение, выявление темы занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть фотографии? Ребята подходите поближе посмотрите фотографии и послушйте внимательно стихотворение.

  (Воспитатель читает стихотворение)

Вот на земле огромный дом 
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья. 
Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья. 
Куда б дороги не вели, 
Всегда ты будешь в нем. 
Природою родной Земли 
Зовется этот дом. 

Воспитатель: Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?  

Дети: О природе.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам стать «Эколятами – юными знатоками и защитниками природы».

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Воспитатель: присаживайтесь на стулья!

II. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а что такое природа? 

(Дети высказывают предположения о том, что такое природа, и приводят примеры)

Воспитатель: Правильно, всё что мы видим и наблюдаем - это природа. Она существует без помощи человека. 

Всю природу можно разделить на два огромных мира. Подумайте, на какие два мира?

Дети: Мир живой и мир неживой природы.

Воспитатель: Правильно, природу можно разделить на два огромных мира, мир живой и мир неживой природы.

Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что передвигается, растет, дышит, питается, даёт потомство.

 Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, песок, камни, воздух, ветер и др. (показывает картинки).

Воспитатель: Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке изображены две звезды: морская и космическая. Какая из звезд дышит?

ДетиМорская звезда дышит (ребенок ставит картинку с изображением носика к морской звезде)

Воспитатель: Какая из звезд может двигаться с места на место?

ДетиМорская звезда, космическая нет. (ребенок ставит картинку с изображением движения к морской звезде)

Воспитатель: Какая из звезд развивается, растет?

ДетиМорская звезда, а космическая нет. (ребенок ставит картинку с изображением маленький , большой к морской звезде)

Воспитатель: Какая из звезд питается?

ДетиПитается морская звезда, космическая нет. (ребенок ставит картинку с изображением питается к морской звезде)

Воспитатель: Какая из звезд дает потомство?

ДетиМорская звезда дает потомство, космическая нет. (ребенок ставит картинку с изображением большая и малыши к морской звезде)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

ДетиВыводы детей 

Воспитатель: Правильно ребята морская звезда относится к живой природе, так как она передвигается, дышит, растет, питается, дает потомство.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не развивается, не питается и не дает потомство.

Опыт №1

Воспитатель: Проходите за первый стол. Посмотрите на столе кусочки мела и стаканчики - один пустой, другой с песком. Возьмите мел и разломите его.

Что стало с мелом?

Он перестал быть мелом или нет? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

Возьмите песок и пересыпьте часть песка в другой стаканчик.

Что стало с песком, он перестала быть песком? 

(Ответы детей)

Воспитатель: А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами к какой природе относимся?

Дети: (Дети высказывают предположения и показывают движениями)

Воспитатель: Правильно ребята человек дышит, питается, растёт, двигается и даёт потомство , и относиться к живой природе.

А сейчас поиграем в игру «Живая и неживая природа» (проходим за второй стол )

Игра «Живая и неживая природа»

 (на втором столе лежат картинки, дети берут по две картинки, делают выводы и размещают их на мольберте, разделённом по категориям: живая и неживая природа)

Воспитатель: Молодцы ребята! Быстро справились с заданием!

Воспитатель : Ребята , а что нельзя назвать природой?

Дети: (Дети высказывают предположения о том, что нельзя назвать природой, и приводят примеры)

Беседа – рассуждение

Воспитатель: Правильно - это искусственно созданные объекты сделанные руками человека. А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что это?

Дети: (Дети высказывают предположения)

Воспитатель: А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

Дети: Из природы.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Человек пользуется природными объектами, чтобы создавать искусственные объекты для своего удобства.

Воспитатель: Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у нее человеком. Мы природу создать не можем, а только пользуемся ею.

А сейчас поиграем в игру «Природа и не природа то, что сделано руками человека». (проходим за стол под № 3)

Игра «Природа и не природа»

 (на столе №3 лежат картинки, дети берут по две картинке, делают выводы и размещают их на мольберте разделённом по категориям: природа и не природа сделано руками человека)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: И нам пришло время немного отдохнуть !

По дорожке. (разминка)  

По дорожке шли, шли

(Дети шагают на месте.)

Много камешков нашли.

Присели (Садятся.), собрали (Встают.)

Дальше пошли.

(Дети шагают на месте.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И на стульчики пойдем.

(Дети присаживаются на места)

ВоспитательРебята, давайте рассмотрим и расскажем, как растет и развивается ребенок? (схема развития). Что для этого нужно?

Дети: Тепло + питание + вода + воздух + забота, любовь. Так развивается и растет человек.

ВоспитательА теперь давайте расскажем, как растет и развивается цыпленок, что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

Дети: Его нужно кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом.

ВоспитательОказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку?

Дети: (ответы детей)

ВоспитательКак видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота. Ребята, а растения живые или неживые? А как же растут и развиваются растения?

Дети: (ответы детей).

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света они не могут развиваться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород, он необходим всем живым, чтобы дышать и жить.

Воспитатель: Вот видите, ребята живая природа не может существовать без неживой природы, так как всё в мире взаимосвязано. Для того чтобы жить и развиваться нам нужно Тепло + питание + вода + воздух

 Природа- наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. Человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как каждый человек, каждый из нас может помочь природе? (обсуждение) Знаки «Охраняй природу» Как может охранять её?

III. Заключительная часть. Рефлексия:

Вам понравилось наше занятие?

О чем мы говорили на занятии? 

Что вам понравилось больше всего?

А что показалось сложным?

Воспитатель: – Теперь вы многое знаете о природе и по праву можете называться юными знатоками природы. Вы награждаетесь медалью «Эколят»!! Любите природу, охраняйте, а она вам подарит свою красоту, и свое тепло.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте скажем до свидание нашим гостям.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...