удивительный мир природы
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Ребёнок на каждом шагу совершает открытие в окружающем мире, богатом и прекрасном: цветы, зелёная трава, солнечное лето, белоснежная зима, голубое небо, загадочный лес.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе, она является источником знаний и радостных переживаний.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Удивительный мир природы...

Ребёнок на каждом шагу совершает открытие в окружающем мире, богатом и прекрасном: цветы, зелёная трава, солнечное лето, белоснежная зима, голубое небо, загадочный лес.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе, она является источником знаний и радостных переживаний.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой.

Мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты у поля, луга, тихой речки. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или тихом посёлке, воспитатель любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизвестную страну, которая называется ПРИРОДОЙ.

ПРИРОДА - ИСТОЧНИК КРАСОТЫ.

Она прекрасна во все времена...

Формирование у детей соответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства — в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А.Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе - девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, родители, которые вместе с ними учат не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать ещё больше.

Чтобы развивать у детей способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе, необходимо воспитание в дошкольном учреждении дополнить воспитанием в семье. Важно вести работу с родителями по экологическому воспитанию, пропагандировать педагогические знания по вопросам экологического воспитания. На родительских собраниях нужно познакомить их с задачами экологического воспитания. организовать выставку детских поделок из природного материала, концерт для детей.

ПРИРОДА - ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ.

В природе всё меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что Солнце является источником тепла и света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись тёплой ладошки, превращается в капельку воды и многое другое. Важно воспитать у детей познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой: растения корнями уходят в землю, животные перемещаются в пространстве, поедают пищу и т.д.

Дошкольники могут сталкиваться со средообразующей деятельностью человека. Его труд обеспечивает возможность существования домашних животных, диких животных, по тем или иным причинам нашедших приют у человека; комнатных растений и других культур, специально выращиваемых для нужд человека.

Для решения задач по экологическому воспитанию рекомендуется разделить всю работу на блоки:

  1. Освоение циклических наблюдений.
  2. Блок        отработки календарей.
  3. Блок        занятий.
  4. Игровой        блок.

Для выполнения первого блока необходимо создать условия экологического воспитания. При создании условий встречаются трудности, которые можно решить только совместно с родителями. Помощь родителей требуется в создании уголков природы, в изготовлении кормушек, скворечников, в создании огорода, цветника. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуется в течение всего года.

Воспитателям необходимо вести работу по циклическим наблюдениям: наблюдение за птицами, за сезонными наблюдениями в природе, за ростом и развитием растений.

Цель работы - показать, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь растений и животных зависит от факторов внешней среды и трудовых усилий человека. Воспитатель показывает, как человек в ряде случаев становится важным фактором в жизни живых существ. Человек должен забоится об окружающей природе, своим трудом дополняет естественные факторы, от которых зависит жизнь растений и животных.

Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребёнка является формирование первоначального понимания специфики живого организма, его сущности и неповторимости. Воспитатели должны заложить начальные формы правильного отношения к природе.

Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Эта работа помогает нам воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Представление детей о природе расширяется на занятиях.

ПРИРОДА - ИСТОЧНИК ДОБРОТЫ.

Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребёнок должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания доброты чувств.

Чувство природы является основой экологического - и эстетического - сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком как таблица умножения.

Например.

  1. Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно. Со знанием дела. Нельзя их бесцельно рвать.
  2. Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг
  1. не луг.
  1. Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сбор ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи надо собирать так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к факторам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников... Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта в природной среде можно использовать экологические ситуации.

Например.

Дети нашли в лесу ежа и принесли домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо отпустить в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации. Например.

Малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

  1. Дайте оценку этому поступку.
  2. Как бы вы поступили?
  3. Что надо делать, когда встречаете птиц?
  4. Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
  5. Надо ли помогать птицам? Как?

В итоге необходимо сделать выводы: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

ПРИРОДА - ИСТОЧНИК ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ.

Книга помогает развивать интерес детей к природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнения, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное отношение к природе.

Книжка, как заметил писатель Н. Слад ков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

Многие книги о природе для детей написаны учёными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всём её многообразии. Каждый писатель пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложена идея ответственности человека за её сохранение, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.

Важную роль в экологическом воспитании детей играет и чисто познавательная литература, в которой ребёнку откроется увлекательный и полный тайн и чудес мир растений, животных, насекомых.

Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения. Они должны ощутить право на жизнь доже маленькой букашки. После чтения художественных произведений необходимо побеседовать с детьми о прочитанном. Цель беседы - помочь детям осознать явления природы, систематизировать знания.

От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Родители, бабушки и дедушки, педагоги

  1. являются первыми проводниками детей в природу. Преподнесите им уроки доброты, честности, мужества. Вы - часть природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Удивительное чудо природы - вода"

Программное содержание.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с исследовательским опытоми этапами исследования объекта.2. Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, т...

«Цветы – удивительные творения природы».

Конспект непосредственной образовательной деятельности...

Презентация на тему "Удивительный мир природы"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по экологии для детей старшей группы "Удивительный мир природы"....

Опыт семейного воспитания : "Удивительный мир природы!"

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, радость общения с природой, неповторимость, научить беречь и любить природу – за...

Проект-"Этот удивительный мир природы"

Исследовательски - творческий проект            групповой, краткосрочный. Проект адресован:   детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...

Проект-"Этот удивительный мир природы"

Исследовательски - творческий проект            групповой, краткосрочный. Проект адресован:   детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста по познавательному развитию Тема: «Удивительный мир природы»

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность  для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Удивительнрый мир природы"...