Развитие речи. Фонематическое восприятие
картотека по развитию речи

Сайфутдинова Анастасия Петровна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx46.3 КБ
Файл igra.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПЛАН

  1. Игра и её значение в развитии ребенка………………………….1
  2. Современные подходы к проблеме дидактической игры………2
  3. Роль дидактической игры в развитии речи………………………3
  4. Развитие фонематического восприятия у детей
    дошкольного возраста…………………………………………….4
  5. Организация работы по формированию фонематического
    восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями………………………………………………………5
  6. Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на
    формирование фонематического восприятия……………………6

Игра и её значение в развитии ребенка.

Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста. Это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В деятельности с помощью игровых технологий развивают у детей все виды психических процессов. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку. Игровые моменты  проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра и т.д. Игра является одним из методов активного обучения.

Игра способствует развитию:

  • умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
  • сообразительности;
  • умения самостоятельно решать поставленные задачи;
  • произвольного внимания;
  • ассоциативно-образного и логического мышления;
  • воображения;
  • познавательной деятельности;
  • сенсорных способностей.

Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя игровые методы. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению и вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Современные подходы к проблеме дидактической игры.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (7 Бондаренко)

Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность    одновременно.    

 Выделяются  следующие  структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом  специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда  с ребенком.

        Роль дидактической игры в развитии речи.

В создании современной системы дидактических игр, способствующих развитию речи, большая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой. Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.

Подчеркивая, что игра - основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Дидактические речевые игры:

  • побуждают детей к общению друг с другом;
  • способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • способствуют совершенствованию разговорной речи;
  • способствуют обогащению словаря;
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

В словесных играх, утверждает А.К. Бондаренко, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Таким образом, использование дидактических  игр в работе логопеда, способствуют и развитию  речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.  

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. (18)В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость. Звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. В фонематической системе существуют определенные взаимоотношения. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими признаками.

В связи с этим были выделены следующие функции фонематической системы (В.К. Орфинская):

1. Смыслоразличительная функция, т.е. соотнесение определенного сочетания фонем со смыслом;

2. Слухопроизносительная дифференциация фонем. Мы различаем слова, потому что дифференцируем каждую фонему, входящую в состав слова по акустическим и артикуляционным признакам.

3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы

Таким образом, в ходе развития речи формируется фонематическое восприятие.

В словаре терминов и понятий логопедии представлено следующее определение: фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.(39)

Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.

Основываясь на данных В.К. Орфинской, выделяют следующие формы оперирования фонемами.

1. Узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове.

2. Вычленение первого и последнего звуков из слова.

3. Определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляется постепенно. Простые формы могут возникать спонтанно в процессе развития устной речи. Сложные же формы формируются лишь в процессе специального обучения.

Организация работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.

Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.

Таким образом, логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).

Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Комплекс  включает в себя следующие направления:

1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.

2. Игры на развитие речевого слуха.

3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.

4. Различение близких по звуковому составу слов.

5. Дифференциация слогов.

6. Дифференциация звуков.

7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

8. Характеристика звуков.

        Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия.

  1. Игры, направленные на развитие слухового внимания.

Узнай по звуку.

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.)

Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

Часовой.

Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: повязка на глаза.

Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

2. Игры на развитие речевого слуха.

Угадай, чей голосок

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование. Мишка (игрушка).

Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Угадай, кто это

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще раз.

Возьми игрушку

Цель. Развивать слуховое внимание у детей, учить их отчетливо произносить многосложные слова.

Оборудование. Игрушки: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка ... Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки, Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

  1. Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука.

Недовольный Саша

Цель. Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.

Оборудование. Картинки с изображением недовольного мальчика по количеству детей.

Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков -поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

Как правильно сказать?

Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.

Описание    игры.     Логопед    имитирует    искаженное    и    нормальное произнесение   звук   в   слове   и   предлагает  детям   сравнить  два  вида произношения и воспроизвести правильный.

Будь внимателен

Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

  1. Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов

         Незнайка запутался

Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.

Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.

Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

- мак, бак, так, банан;        - сом, ком, индюк, дом;

- лимон, вагон, кот, бутон;        - мак, бак, веник, рак;

- совок, гном, венок, каток;        - пятка, ватка, лимон, кадка;

- ветка, диван, клетка, сетка;        - каток, моток, дом, поток и т.д.

Поэт

Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.

Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные...        

(перина, подушка, рубашка)                                

Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту...

(перина, подушка, рубашка)        (тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол        

Поздним вечером...      

(сбежал, ушел, ускакал)                              

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то...

(спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик.        Говорила мышка мышке:
Ты девочка, а я...                                    

(игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:
До чего люблю я...

 (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу                        
Встретил рыжую...                                  
(лису, белку)                                            

Опустела мостовая,

И уехали ...

(автобусы, трамваи, такси)

Расставь по местам

Цель. Учить подбирать слова для рифмы с помощью картинок. Оборудование. Картинки: дом, ком, гном, сом,   каток, венок, моток. Описание  игры.   Логопед  читает  стихотворение  и  предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные   на   картинке,   нужное   слово   и   ответить   на   вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам-все расставить по местам:

Что скатали мы зимой...? На крючок в реке попал...?

Что построили с тобой... ?  Может все, хоть ростом мал... ?

Я опять задачу дам - все расставить по местам:

Что стащил игривый кот...? С гор спускается, течет...?

Детям мамочка плетет...?  Что за скользкий, ровный лед...?

5. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Повтори правильно

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

Телефон

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается п цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Какой отличается?

Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.

Описание игры. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

6. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Найди место для своей картинки

Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].

 Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Не ошибись

Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].

Оборудование. Кртинки «Свисток» и «Звонок».

Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Найди свою картинку

Цель. Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук [л], а другая - на [р]. Подойдя к своей группе,

ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.

7. Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза 

Поймай звук

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

7.2 Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец)

Веселый поезд

Цель. Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

7.3 Игры на определение последовательности звуков в слове

Выложи слово фишками

Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове. Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.

Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой   схемы   соответствует   количеству   звуков   данного   слова.   Детям раздаются  фишки  и  предлагают  выложить  их  в  графической  схеме.        { Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек

заполняют схему слова.

7.3   Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов

Угадай'ка

Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок {например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).

8.  Игры, направленные на определение характеристики звуков 

Разноцветные мячи

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

Покажи кружок нужного цвета

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.

Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.

исание игры. Первый вариант.

Аналогичным   образом   можно   проводить   игры   по   дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.

Назови братца

Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных. Оборудование: мяч. Описание игры. Первый вариант.

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

Второй вариант.

Логопед называет мягкий согласный звук, а дети - его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.

Третий вариант.

Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети - его твердую пару.

Свистит - шипит

Цель. Дифференциация звуков [с] - [ш].

Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Шар: ш-ш-ш... и т.д.

Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука [с] язык внизу, а при произнесении [ш] – вверху.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Агранович  З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 1999г
  3.  Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи. / Логопед № 2, 2004г
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г
  5.  Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001г
  6. Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. – СПб.,1998г
  7. Орфинская К.В. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. – Л., 1946г
  8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г
  9. Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой)
  10. Тихеева Е.И. развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981г
  11. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1991г
  12. Усова А.П. роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976г



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на формирование

фонематического восприятия у младших школьников

      Цель данной статьи привлечь внимание родителей и учителей к недостаткам речи у младших школьников, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Чаще всего низкие оценки по родному языку родители и учителя объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка, либо недобросовестным отношением к учебе. Тем временем учащиеся не получают своевременно необходимую помощь, что приводит к стойкой неуспеваемости по письму и чтению.

     Разобравшись в причинах неуспеваемости по родному языку и исключив их, учитель должен направить ребенка на консультацию к логопеду, что позволит успешно обучать его в массовой школе, а «не засыпать» двойками и бесконечным переписыванием текстов.

    Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют достаточно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

     К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

     В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведу примеры таких ошибок:

1) пропуск гласных и согласных букв (день - 'днь', между - 'межу');

2) перестановка букв, лишние буквы (лужа - 'нулжа');

3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - 'дожке', тишина - 'тишинына');

4) замена гласных в ударном положении (задача - 'задоча');

5) замена йотированных гласных (идёт - 'идют', посёлок - 'посялок');

6) замена согласных:

свистящих - шипящих (золотистый - 'жолотистый');

парных по звонкости - глухости (картофель - 'картовель');

сонорных (ржи - 'лжи', мебель - 'небель');

аффрикатов (птицы - 'птичы', цветы - 'чветы');

7) обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - 'крюгом', люди - 'луди');

8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки - 'василки', большие - 'болшие');

9) недописывание слов (мышка - 'мышк');

10) замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - 'требпечут');

11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - 'полицу', столбом - 'с толбом').

      У детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

   1) пропуск букв, слогов, предлогов;

   2) замена и перестановка букв, слогов;

   3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

   4) недочитывание окончаний слов;

   5) искажение слов;

   6) добавление лишних букв, слогов и даже слов;

   7) «угадывание» слов.

   Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов. Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, у других - нет. Второе встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. И когда у таких детей на письме появляются специфические ошибки, родители и учителя часто связывают их с невнимательностью и отвлекаемостью ребенка на уроке, с плохим поведением и небрежным отношением к учебе. А иногда родители обвиняют учителей в недостатке внимания к своему ребенку. В связи с этим учителя начинают дополнительно заниматься с такими детьми, а слова с «ошибками не на правила» заставляют прописывать несколько раз, переписывать целиком предложения и даже тексты. Но результаты такой работы незначительны, и специфические ошибки вновь и вновь появляются в письменных работах учащихся. Все это приводит к тому, что такие дети попадают на консультацию к логопеду лишь во II и III классе, когда ошибки такого плана имеют уже более стойкий и системный характер, а, следовательно, и преодолеваются они дольше и труднее.

      Итак, если в классе есть ученики, которые делают рассмотренные выше специфические ошибки на письме или при чтении, учитель должен знать: их надо направить к логопеду. Также это должны понимать и родители. Ведь такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв, вот тогда для ошибок не на правила не останется места.

     Но что делать, если в школе нет логопункта или по каким-либо другим причинам ребенок не может посещать занятия логопеда? Иногда родители, получившие консультацию логопеда и соответствующие рекомендации, занимаясь с детьми дома самостоятельно и достигают значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

       В связи с этим можно рекомендовать учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года, а также не отнимала много времени на уроке, можно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.

    Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

   Ниже предлагаются  следующие дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.

 1. «Рыбалка».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: 'поймать слова со звуком [л]' (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: один и более человек.

2. «Телевизор».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово.  Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.  Количество играющих: один и более человек.

3. «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.  Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

4. «Цепочка слов».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

Количество играющих: один человек и более.

5. «Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с].  Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

6. «Незнайка с кармашком».

Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры.    1 вариант

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

7. «Найди ошибку».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

8. «Собери букет».

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] - [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

9. «Речевое лото».

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

 Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

10. Лото «Читаем сами».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Ход игры. 1 вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

11. «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры. I вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочка – уточка, мак - рак коза – коса, кит – кот? трава – дрова, усы – уши, кадушка – катушка, дом – дым.

II вариант

Вместо картинок на 'циферблате' ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше - дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

12. «Найди слова в слове».

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

13. «Математическая грамматика».

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ('+', '-') и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например: с + том - м +лиса - са + ца - ? (столица).

14. «Допиши словечко».

Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

 Например:

Воробей взлетел повыше,

Видно всё с высокой (крыши).

15. «Занимательная грамматика».

Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.

Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:

Слова - слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда.

Например:

1) первый слог - наименьшее трехзначное число;

второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе;

вместе - главный город страны (столица);

2) первый слог - личное местоимение; второй слог - тоже личное местоимение;

вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы). Итак, перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения (см. игры 'Незнайка с кармашком', 'Волшебный круг', лото 'Читаем сами' и т.д.), слоговой состав слова (см. игры 'Занимательная грамматика', 'Математическая грамматика' и др.), развивать орфографическую зоркость (см. игры 'Допиши словечко', 'Занимательная грамматика' и т.д.) и многое другое.

16. «Допиши букву»

Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

17. «Отгадай, кто я»

Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

18. «Будь внимателен»

Цель: Закрепление начертания заглавных букв.

Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.

Азбука.

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладинку свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого. (С. Михалков)

 19. «Полминутки на шутку»

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

-Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

-Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

-Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

-Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

-Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки

20. «Эхо»

Цель: Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Ход игры. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того, можно предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

  21. «Путаница»

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

      Ценность занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это «мертвый груз». А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

     В заключение можно сделать вывод: своевременное выявление детей с ФФН речи и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями.

Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями....

Коррекционное занятие по развитию речевого фонематического восприятия

Предлагаемый мною конспект занятия предназначен для детей с ЗПР, возраст: 5-6 лет....

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Маленький ребенок, независимо от темперамента и характера, а также развития, способностей, проявляет интерес к звукам воо...

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Методика проведения занятий в рамках реализации проекта по развитию фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии

Столкнувшить с трудностями в формировании и закрепления артикуляционного образа звука, имеющимися у дошкольников с ЗПР, из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности , а так же органической ...

Проект "Развитие фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии".

Проект реализовывался в группе детей с задержкой психического развития старшего возраста....

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...