Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Западнова Ирина Евгеньевна

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_rechevomu_razvitie.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Зимующие птицы»

                                                                                   Подотовила  

                                                                                     Воспитатель:                                                                                                                                                                                              

                                                                                                       Западнова И. Е

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Зимующие птицы»

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах

Образовательные задачи:

Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. 

Совершенствование навыков конструирования;

Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.

Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии

Развивающие задачи:

Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.

Развивать диалогическую и связную речь (умение высказывать и доказывать свою точку зрения).

Развитие фантазии, воображения;

Развитие мелкой моторики, цветовосприятия;

Развитие любознательности, мышления, логики

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

Воспитание умения внимательно слушать педагога и своих сверстников;

Воспитывать интерес к добрым делам и поступкам

 

 Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие»;

  «Речевое развитие»;

   «Социально – коммуникативное развитие»;

«Художественно эстетическое развитие»;

  «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная музыкально-художественная, двигательная.

 Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Предшествующая работа: 

Рассматривание картин, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение сказки, загадывание загадок, изготовление кормушек для птиц, собирать по образцу птиц, составлять слоги из кубиков.

Оборудование: 

Картины с изображением зимующих птиц, два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и семечек, конструктор из слог, конструктор из геометрических фигур,

НОД:

Вводная часть:

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу.

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся?

Дети здороваются.

Воспитатель: А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Организация круга:

Воспитатель с детьми хором:

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице (Жест вправо и влево)

Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской … курице (Дети показывают крылышки)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

Здравствуй Ночь! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны)

Воспитатель: ребята, сегодня утром, когда я вошла в группу, на приоткрытом окне сидела сорока, в клюве у нее был конверт. Давайте откроем его. Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём письмо). Здравствуйте дети, мне нужна ваша помощь, злой волшебник заколдовал птичек в лесу и поломал у них кормушки, но чтоб спасти птичек, злой волшебник задал мне 6 заданий, но мне тяжело одной справиться и я прошу у вас помощи. Ребята поможем ей справиться?  

Дети: Да!

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю сейчас сделать артикуляционную гимнастику, чтоб наш в язычок на занятие не уставал.

Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов

Воспитатель: Вот первое задание

Вы умеете отгадывать загадки?

Деи: Да!

(Воспитатель загадывает загадки). При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей).

2. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

3. Грудка ярче, чем заря

У кого(У снегиря.)

4. Днём спит, ночью летает,
        Ухает, людей пугает.
        В темноте горят глаза –
        Всем мышам она гроза. (сова) 

5. Всех я за день навещу

Все, что знаю растрещу (сорока)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Вот мы и справились с первым заданием.

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А почему их называют зимующими?

Дети: потому что они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?

Дети: Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.

Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?

Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.

Воспитатель: Ребята, как живётся птицам зимой?

Дети: Трудно-голодно и холодно.

Воспитатель: почему?

Дети: Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.

Воспитатель: правильно, поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Дети: покормить их.

Воспитатель: А чем люди кормят птиц?

Дети: Семечками, крупой, крошкой салом.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас покажу рис и семечки

Воспитатель: Семечки какие?

Дети: Семечки черные и крупные

Воспитатель: Рис какой?

Дети: А рис мелкий и белый.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

Возьмите мешочек в руки, в них насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

Есения, скажи, что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка).

А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.

Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

Воспитатель: Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: А во втором задании, ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона-чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель: Молодцы! И с этим мы заданием справились!

Воспитатель: Ребята, а еще нам сорока прислала сказку в картинках про Снегиря и волка,  и просит слушать  внимательно , потом нам надо эту сказку пересказать.  

Снегирь и волк .

Жил-был снегирь в домике на дереве вместе с мамой, папой, братьями и сестричками. Как-то раз мама попросила снегиря собрать в лесу ягоды: –Только к лисе не подлетай! С волком не разговаривай! Они зимой голодные, съедят тебя. Полетел снегирь в лес, везде искал, но нашёл только одну рябину, на которой ягодки были. А под рябиной сидел волк. Делать нечего, решил снегирь попросить у волка ягод: –Дай, волк, ягодок собрать, а то у меня дома семья, братики и сестрички голодные. – А я и сам голодный, – сказал волк и бросился на снегиря. Еле успел снегирь улететь. Грустный летел он по лесу и встретил зайчика. – Ты почему такой грустный? – спросил зайчик. – Да вот, под рябиной волк сидит, не даёт мне ягоды собрать. –Вот, возьми волшебный клубочек. Скажешь: «Раз, два, три, замри!», и клубочек волка ниткой запутает. Прилетел снегирь к рябине, катнул волшебный клубочек к волку и сказал: «Раз, два, три, замри!», и клубок начал кататься вокруг волка, прыгать, всего волка запутал нитками. А пока волк распутывался, снегирь набрал полную корзинку рябины. Полетел он домой и всю семью накормил. И жили они долго и счастливо, а волк с тех пор снегирей стороной обходит.

Воспитатель: Дети давайте попробуем пересказать эту сказку.

Я буду вам задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

  1. Кто главный герой этой сказки?
  2. А что произошло со снегирём? И т.д

Воспитатель: Молодцы. и с этим заданием мы справились Ребята, сорока вам приготовила  ещё 3 задания и распределила их по центрам

Центр развитие речи, центр конструирования и центр художественного творчества .

1 В центре развитие речи: вы должны собрать слоги и прочитать название птиц.  Таким образом мы с вами найдем птичек.

2 А в центре конструирования: вам надо будет по образцу собрать сову.

3 В центре художественного творчество: вам надо вырезать детали для кормушки и на клеить их. И мы вернем птицам кормушки.

Дети подходят к доске выбора, выбирают центры. Расходятся по центрам.

Воспитатель: Давайте перед тем начать работать в наших центрах, мы с вами сделаем пальчиковою гимнастику

Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает —
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Рефлексия. Дети собираются в круг.

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?  Что вам больше всего запомнилось?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, Сорока вам очень благодарна и приготовила для вас угощение.

Самоанализ образовательной деятельности

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах

Образовательные задачи:

Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. 

Совершенствование навыков конструирования;

Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.

Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии

Развивающие задачи:

Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.

Развивать диалогическую и связную речь (умение высказывать и доказывать свою точку зрения).

Развитие фантазии, воображения;

Развитие мелкой моторики, цветовосприятия;

Развитие любознательности, мышления, логики

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

Воспитание умения внимательно слушать педагога и своих сверстников;

Воспитывать интерес к добрым делам и поступкам

 

 Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие»;

  «Речевое развитие»;

   «Социально – коммуникативное развитие»;

«Художественно эстетическое развитие»;

  «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная музыкально-художественная, двигательная.

 Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

В процессе образовательной деятельности решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей.

- По познавательному развитию:

-По социально - коммуникативному: развитие навыков свободного общения с взрослыми  и детьми, воспитание умения внимательно слушать педагога и своих сверстников, отзывчивости, желания помогать другим, воспитание умения работать в коллективе,  воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

- По речевому развитию: закрепление умения различать и правильно называть словосочитание, развитие связной речи.

- По художественно – эстетическому развитию: развитие  цветовосприятия, умения пользоваться клеем, развитие умения вслушиваться в звуки живой природы.

- По физическому развитию: закрепление умения действовать по сигналу, выполнять движения в соответствии с текстом.

Организационная структура образовательной деятельности.
Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей подготовительной  группы на протяжении 30 минут. Все санитарно – гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

По своей структуре НОД построена таким образом, чтобы способствовать и поддерживать познавательный интерес и состоит из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. 

1. Организационная часть включала психологический настрой, в котором применился  метод игровой ситуации со словами приветствия гостям и друг другу.  Благодаря этому была создана атмосфера доброжелательности.

2. В основной части образовательной  деятельности  использовались  разные методы: словесный, сюрпризный момент, поощрение, игровые ситуации,  наглядно – демонстрационный, практический, вопросы – ответы. И разные приемы: пояснения, указания, показ,  художественное слово, индивидуальная работа, анализ, беседа. В момент проведения физкультминутки использовалось художественное слово. Так же использовались приемы здоровьесберегающих технологий: подвижная игра, физкультминутка, смена видов деятельности. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой и познавательной деятельности.  Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка.

Я считаю, что в процессе образовательной деятельности  мне удалось  создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности. Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, использование здоровьесберегающих технологий позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.

3. Третья часть – заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. Дети остались довольны проделанной работой. Им понравилось помогать Сороке и расколдовать птиц , а также делать для них кормушки.  

 Результативность по образовательной деятельности.

Я считаю, что задания, поставленные детям, были посильны и соответствовали их умениям. В ходе занятия я чувствовала, что ребята ориентированы на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Занятие получилось интересным, логичным, последовательным.

Вывод: Я считаю, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

Используя алгоритмы отгадывания загадок и таблицы - опоры, можно научить  детей не только отгадывать, но сочинять собственные загадки....

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (познание) с использованием ИКТ.

формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним....

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цели:- закрепить знания и дать новые представление о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки,);- активизировать словарь детей (перелетные, зимующие, кочевые,)- учить согласовыва...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Зимующие птицы»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Зимующие птицы"

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.Задачи: расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по...