Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (познание) с использованием ИКТ.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (познание)

с использованием ИКТ.

Хазова Н.Д.

Воспитатель

1 квалификационной

Категории.

Полтавка 2013г

Зимующие птицы

Интеграция образовательных областей:

  • «Безопасность»,
  •  «Социализация»,
  •  «Коммуникация»,
  •  «Чтение художественной литературы»,
  • «Художественное творчество».

Виды детской деятельности:

  • игровая, продуктивная,
  • коммуникативная,
  • познавательно - исследовательская.

Цель: 

  • формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.

Задачи: 

  • расширять представления детей о зимующих птицах.
  • Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
  •  подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
  • Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
  • Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.

Планируемый результат: 

  • может поддерживать беседу о птицах;
  •  активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование:

  •  Предметные картинки с изображением  зимующих птиц,
  •  фотографии птиц,
  •  энциклопедии о птицах,
  • схемы для описания внешнего вида птиц.
  • аудиозапись «Голоса птиц»
  • разрезные картинки.
  • Презентация.
  • Настольная игра «Собери птицу»
  • Загадки о птицах.
  • Д/игра «Кто как кричит»
  • Птичья викторина

Предварительная работа:

  • Прогулка в парк.
  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Беседы о зимующих птицах.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение познавательных рассказов о птицах.
  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»
  • Изготовление вместе с родителями кормушек.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.
В.,   Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
В.   Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
В.,   Какое сейчас время года? 

(ответы детей)

 Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.

Дети стоят в кругу. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям электронное письмо.

В.  Дорогие дети к нам в группу пришло электронное письмо из далекой Африки. (Читает письмо)

  • «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц.

 Никогда мы не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожайлусто, как зимуют птицы? Нам очень интересно.

Заранее огромное спасибо!

 До свидания!»

В.  Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка находиться очень далеко.

(дети строят предложения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т.д.)

Останавливаемся на варианте – общение через интернет.

Дети садятся на стульчики.

Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают.

В.  Как такие птицы называются?

(ответы детей)

В.  Дети назовите зимующих птиц.

(Ответы детей)

В.,   Почему они остались?

(Ответы детей)

В.   Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности, но чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала опишите ее внешний вид.

(детям, у которых возникает затруднения, предлагаются схемы описания внешнего вида птиц). Схема расположена на интерактивной доске.

Дети начинают исследования  синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки.

  • Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.
  • Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.
  • Это дятел. Зимой дятлы питаются  семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.
  • Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
  • Это голубь.  Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
  • Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца,  черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
  • Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Физкультминутка

В.   Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем.

(в гнезде находятся загадки)

Отгадывание загадок

1) я по дереву стучу,

червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

(дятел)

2)Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут.

(снегирь)

3)Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем чик-чирик.

(воробей)

4) всё хлопочет и вертится

Всё свистит и суетится,

Ей на месте не сидится

Называется…….синица.

5)Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ……сорока.

В.  Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

В.  А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.

В.   Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.

В.  А какие кормушки приготовили вы?

(показ кормушек)

В.  Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?

(ответы детей)

В.  А чем вы кормите птиц?

В.  Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?

Дети:  для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.

В.  Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков.

«Настольная игра «Собери птицу»

  • Птичья викторина
  • Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)
  • У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
  • дитя любых пернатых (птенец).
  • Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
  • Жизнь, какой птицы очень тесно связана с человеком? (воробей)
  • Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (подбирают останки насекомых, селятся в дуплах)

«Дидактическая игра «Кто как кричит»

 голоса птиц: синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки.

Рефлексия:

В.  Давайте еще раз построим с вами «Гору Дружбы», как у вас настроение?

(ответы детей)

В.  Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах? Кто и что нам в этом помогло?  Что нового вы узнали? Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОД в старшей группе «Зимующие птицы» Работу выполнила воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок» Хазова Наталья Дмитриевна 2013 год

Слайд 2

Интеграция образовательных областей : «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская. Цель : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним. Задачи : расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь вывешивая кормушки. Планируемый результат : может поддерживать беседу о птицах; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Слайд 3

Оборудование и материал : Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, энциклопедии о птицах, схемы для описания внешнего вида птиц. аудиозапись «Голоса птиц» разрезные картинки. Презентация. Настольная игра «Собери птицу» Загадки о птицах. Д/игра «Кто как кричит» Птичья викторина

Слайд 4

Предварительная работа: Прогулка в парк. Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательных рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Изготовление вместе с родителями кормушек

Слайд 7

Письмо «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы зимы не видели, и переживаем за птиц которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им наверное. Расскажите нам, пожайлусто, как зимуют птицы? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!»

Слайд 8

Зимующие птицы Синичка. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо .

Слайд 9

Зимующие птицы Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

Слайд 10

Зимующие птицы зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором .

Слайд 11

Зимующие птицы Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

Слайд 12

Зимующие птицы Голубь Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям .

Слайд 13

Зимующие птицы Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой .

Слайд 14

Зимующие птицы Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Слайд 15

Поддержите птиц зимой! Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Слайд 16

Корм для зимующих птиц.

Слайд 17

Типы кормушек для зимующих птиц

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

Используя алгоритмы отгадывания загадок и таблицы - опоры, можно научить  детей не только отгадывать, но сочинять собственные загадки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Покормите птиц зимой"

Продолжать знакомить дошкольников с нормами христианской этики;Продолжать знакомить дошкольников с нормами христианской этики...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Зима как белая волшебница"

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе " Зима как белая волшебница"...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Зимующие птицы»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Зимующие птицы"

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.Задачи: расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников «Зимующие птицы»

Познавательное развитие: расширить представление детей о зимующих птицах.  Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразит...