Развитие речи детей в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Статья
Развитие речи детей в средней группе
Одной из основных задач для дошкольников является развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработка четкого произношения.
Среднюю группу посещают дети в возрасте от 4 до 5 лет. В этом возрасте дети уже формируются как личности. Они критично оценивают себя и окружающих их сверстников. Стараются ни в чем не отставать от других детей. В этом же возрасте начинают проявляться индивидуальные черты характера. Общаясь в детском саду с другими сверстниками, дети учатся контактировать с окружающими, учатся у других и делятся своими знаниями с другими детьми. Все это способствует их общему развитию, развивает их кругозор, воображение, совершенствует речь.
Чтобы развивать речь детей в детском саду, воспитатели:
- дают представления детям об окружающих предметах;
- знакомят детей с деталями и названиями частей вещей;
- рассказывают о свойствах предметов и явлений;
- постоянно пополняют словарный запас детей.
Самое главное, что в этом возрасте у детей появляется инициативность и самостоятельность в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Они пытаются нам много рассказать, но захлебываются в эмоциях и слов не всегда хватает. Поэтому воспитателям необходимо стараться задействовать речевую деятельность в режимных моментах.
Каждое занятие по развитию речи в детском саду включает в себя беседы с детьми. Тем самым у детей формируется: связная речь (умение с помощью взрослого составлять сюжет рассказа, развивать монологическую речь); словарь; грамматика (формирование навыков образовывать слова - согласовывать существительные с прилагательными); умение пересказывать сказки и рассказы; а также развитие мышления, творческого воображения.
Все занятия с детьми в этом возрасте способствует развитию речи детей:
- Развитие речи (пополнение словарного запаса; основы грамотной речи; базовые знания о звуках, слогах, предложениях)
- Изучение художественной литературы (чтение сказок, рассказов, стихотворений)
- Математика (счет до 10, разбор геометрических фигур)
- Окружающий мир (предметы, которые нас окружают; их свойства, явления)
- Конструирование (развитие мелкой моторики рук, развитие умения видеть предмет, улавливать его назначение)
- Лепка, аппликация, рисование (развитие творчества, мышления, моторики, речи)
- Музыкальное занятие (понятие ритма и темпа музыки, пение песен)
- Физкультура (развитие движений, пояснение каждого действия)
Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).
Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.
Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.
Все вышеперечисленные навыки и упражнения ребенок должен получать в доброжелательной атмосфере. Взаимоотношения между детьми должны быть на особом внимании педагогического состава. Психологический климат в детском коллективе – это первостепенное условие пребывания в саду и благоприятная атмосфера для принятия новых знаний и умений.
Список использованной литературы:
1.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе» Мозаика-Синтез М., -2010
2.Т.И.Петрова,Е.С .Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М.,-2006
3.О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» СФЕРА М.,-2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей в средней группе "Друзья лесной феи"
Цель данноной образовательной деятельности - создать условия для обогащения представления детей об обитателях леса.Находить отличительные внешние признаки разных животных, их место обитания, предпочте...
Занятие по развитию речи детей в средней группе Тема: «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»».
Занятие по развитию речи детей в средней группе.Тема :"Дружная семья".Цель занятия: Формировать правильное представление о семье.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье....

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада
Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"
Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...
Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада
1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомле...

