Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Развитию речи»  в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_2.odt36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи»

в старшей группе (5 - 6 лет)

Тема: «Составление рассказа на заданную тему»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему

Программное содержание: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить подбирать слова, сходные по звучанию.  воспитание усидчивости

Предварительная работа: рассматривание картины  «Собака со щенятами», игра «Чей домик», Игра «Назови детеныша»

Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей): лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник; картина «Собака со щенятами»

Планируемые результаты:  составляют короткий рассказ на заданную тему

                                                   

                                                      Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Чтение стихотворения

И. Токмаковой «Где спит рыбка?

2 мин

2

Игра

«Кто в домике живет»

3 мин

3

Игра

«Чей домик»

5 мин

4

Физкультминутка

«Теленок»

2 мин

5

Игровое упражнение

«Помогите детенышам попасть в свои домики»

5 мин

6

Составление рассказа

5 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 25 минут

                                                                   Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:

Дети собираются полукругом около воспитателя.

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй ты, и здравствуй Я!

II. Основная часть

1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?

Воспитатель (читает детям стихотворение И. Токмаковой) Где спит рыбка ?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий — к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Где спит рыбка?

Дети: В воде.

Воспитатель: А в конуре кто спит?

Дети:  Собака.

2. Игра «Кто в домике живет?

Воспитатель: Собака с малышами... щенками. В конуре собака со щенками, в дупле — белка с бель... чатами, в норе... лиса с лисятами, а в норке под полом... мышка с мышатами.

Если дети затрудняются в подборе наименований, воспитатель подсказывает начало слова. Показывает картинку «Собака со щенятами».

В разных домах живут животные со своими детенышами.

3. Игра «Чей домик»

- Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?». Я назову разные, знакомые вам дома животных, а вы скажете, какие детеныши в них живут, чей это домик.

Чей дом — конура?

Конура — дом щенков, а нора... лисят.

Дупло — дом... бельчат.

Конюшня — дом... жеребят.

Коровник — дом... телят.

Скворечник — дом... скворчат.

- Как вы догадались, что скворечник — дом скворчат?

Дети отвечают.

Воспитатель выслушивает все ответы.

Скворечник — домик, который люди строят для скворцов, поэтому он и называется: скворечник.

В скворечнике любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы — синички, воробьи, а бывает, что в забытом скворечнике и белка устроит себе дом или кладовую.

Очень гостеприимный скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. (Показывает картинку со скворечником или макет.) - Помогите детенышам попасть в свои домики. (Раздает картинки с изображением одного или нескольких детенышей — по одной каждому ребенку.)

У детей, речь которых развита хуже, можно спросить: «Тебе обезьянку или олененка? Тебе ласточку или снегиренка?»

4. Физкультминутка «Теленок»

Бу-бу – я рогатый (2 прыжка)

Бу-бу, я хвостатый («рожки» из пальцев на голову)

Бу-бу, я ушастый («ушки» из ладошек на голову)

Бу-бу, Очень страшный (2 прыжка)

Бу-бу, испугаю, бу- бу, забодаю («рожки» на голове, «бодаются»)

5. Игровое задание «Помогите детенышам попасть в свои домики»

- Воспитатель: Рассмотрите картинки. Можете тихонечко рассказать друг другу, что на них изображено.

Домик пускает к себе всех: и зверят, и птенцов. Только нужно правильно и вежливо попросить об этом: если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.

Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое задание, правильно попросить: «Домик, домик, пусти, пожалуйста, наших скворчат, наших бельчат, моего снегиренка» и т.п.

Все малыши собрались в домике.

- Догадайтесь, о ком из них эта загадка.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу.

(Белка.)

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это белка?

Дети отвечают.

А вот еще загадка.

Зимой спит — летом ульи ворошит. (Медведь.)

 Дети отгадывают.

- Как вы догадались, что это медведь?

Дети отвечают.

- Слушайте еще:

- Кто на елке, на суку,

Счет ведет: «Ку-ку... ку-ку»?

(Кукушка.)

Дети отгадывают.

- Почему вы думаете, что это кукушка?

Дети отвечают.

- Посмотрите на эту картинку. Кто на ней изображен?

Дети: Зайчонок.

Воспитатель: Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно.

Зайчик, зайчик, где ты был?

Дети: За капустой я ходил.

Воспитатель: Зайчик, зайчик, где гулял?

Дети: За морковкой поскакал, на полянке танцевал и т.п.

6. Составление рассказа

Воспитатель: А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика, который на «полянке танцевал».

Дети придумывают и рассказывают.

Воспитатель дает им оценку.

III. Заключительная часть

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

- Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рассказы!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"

Материал направлен на развитие умений детей логично, связно  составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.Образовательные задачи:- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;- упражнять в умении составлять расска...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»

Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Составление рассказа на заданную тему» Цель: обучение составлению короткого рассказа на заданную тему.Задачи: Образовательные:учить ...