План самообразования воспитателя
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Новикова Анна Николаевна

План самообразования воспитателя "Использование математики в развитие речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mat-ki_v_razvitii_rechi.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

План самообразования воспитателя ГКН

 « Использование математики в развитии речи детей»

Составила Воспитатель ГКН Новикова А. Н._____

Согласовано Зам.зав. Шпилина Ю.Г.________

П.Ефимовский, 2024 год

Актуальность:

В развитии интеллекта и умственного воспитания ребенка большую роль играет математическое развитие. Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без русской речи (потешек, считалок, загадок, стихов). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т. е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.

Использование элементов элементарных математических представлений  возможно в совершенствовании разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной.

Установлено, что уровень развития речи ребенка прямо зависит от сформированности тонких  движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга. Несформированность тонкой моторики рук – это неточность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в  мыслительном процессе, а поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами и без. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий.

Цель: Определение системы работы по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию элементарно математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу.

-Выявить возможности использования математики в развитии речи детей дошкольного возраста.

-Организовать специальные условия, способствующие формированию речи, при использовании математических игр и упражнений .

-Изучить применение инновационных образовательных технологий.

-Составить собственные методические разработки, картотеку дидактических игр и использовать их в работе с детьми.

-Разработать перспективный план работы с детьми.

-Расширить математический уголок.

Участники: дети группы компенсирующей направленности (Возраст 5-7 лет), родители,

Срок реализации: 1 год (2024-2025 учебный год)

Этапы реализации проекта :

этапы

сроки

содержание

1.

подготовительный

сентябрь

изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями

2

основной

Октябрь-апрель

создание развивающей среды; использование математических игр и упражнений в развитии связной речи дошкольников; привлечение родителей;

3

заключительный

май

проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития

Предполагаемый результат формирование у воспитанников интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

В процессе реализации плана самообразования используются математические игры направленные на развитие речи детей.

сроки

Содержание и цели

сентябрь

Изучение литературы

Диагностика и мониторинг развития детей

Подбор материала

октябрь

1. Числовая зарядка.

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько чисел; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение: Дети произносят цепочку из 4 чисел, например,1-2-3-4, одновременно совершая следующее движение пальцами правой руки: на 1 - соединяются кончики большого и указательного пальцев, на 2 – большой и средний пальцы, на 3 – большой и безымянный, а на 4 – большой и мизинец. В следующий раз упражнение проводится также, но движения совершают пальцы левой руки. В заключении проговаривают числа и работают обеими руками одновременно.

2.Цепочка чисел.

Цель: закрепление умения соотносить цифры и числа, запоминать их названия с опорой и без опоры вразбивку, развитие слуховой памяти. Подвижная игра («С мячом», «Ворота», «Хлопки»): Пять-шесть детей встают в шеренгу. Взрослый просит их назвать число (цифру) по карточке. Ребенок, стоящий первым, называет число и хлопает ладонями по ладоням ребенка, стоящего в шеренге вторым. Тот, в свою очередь, поворачивается к соседу слева и хлопает его по ладоням уже дважды, повторяя  это число, и называя новое число. Третий участник игры должен трижды хлопнуть по ладошкам соседа, стоящего от него слева, и сначала повторить уже названные числа, а потом добавить к ним еще одно. Так «по цепочке» дети передают друг другу числа, каждый раз наращивая их последовательность еще на одно число.

 3 «Не промочи ног»

Цель: Закрепление счета, знания геометрических фигур

Пройти через «болото», не промочив ног. Наступать можно только на определённые фигуры, /например, на четырёхугольники синего цвета или только квадраты и т. д. / при этом ребенок должен говорить на какую фигуру он наступает.

4. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

ноябрь

1. Далеко - близко.

Цель: образовывать степени сравнения пространственных наречий.

Подвижная игра. Один из играющих назначается водящим. Он выходит за дверь. Остальные прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает,  какую). Затем зовут водящего.  Он  начинает искать игрушку, а все участники игры комментируют поиски: если он приближается к игрушке, говорят «близко», «ближе», «совсем близко»; если удаляется от игрушки, говорят «далековато», «далеко», «еще дальше», «совсем далеко».

2. «Игры со счетными палочками»

Цель: формирование геометрических представлений, развитие пространственного воображения, обогащение и активизация речи детей.

Рассмотри фигуры на рисунке. Выложи их из счётных палочек по памяти, если затрудняешься, по образцу. Расскажи, как тебе это удалось?

3. «Художники»

Цель: совершенствование монологической формы речи, составление рассказа о предметах, по набору картинок.

Детям предлагается «нарисовать» картину. Расположение предметов обговаривается. В задании используются слова: вверху, снизу, слева, справа и т. д.

4.  Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

декабрь

1. Пять названий.

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу, закрепление предметного словаря по лексическим темам.

Упражнение: По заданию педагога дети перечисляют с опорой на картинку или по представлению пять названий каких - либо предметов. Например, ребенок делает первый короткий вдох и говорит: «Я знаю пять названий деревьев», и продолжает после паузы и второго вдоха: «Береза, рябина, ель, клен, дуб». Если ребёнок называет деревья по картинке, он должен показывать на них указательным пальцем, если же перечисление идет по памяти, то правой рукой следует загибать пальцы на левой.

2. Прятки.

Цель: выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева от, справа).

Подвижная игра Заранее заготовленные игрушки незаметно прячут в разных местах комнаты. Детям говорят, что пришло письмо. В нем сообщается, что к ним в комнату прилетели и поселились непрошенные гости — следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Спрашивают, кто пойдет на поиски. (Ребенок находит спрятанное.) Кто-то спрятался в уголке игрушек за шкафом. Кто-то спрятался под кукольной кроватью. Кто-то спрятался на столе справа от среднего окна. При каждом очередном сообщении ребенок отыскивает непрошеного гостя и комментирует свои действия. Прятать можно также цифры, геометрические тела и фигуры.

3. Игра «Веселые фигуры. Найди пару».

Цель математическая: формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. Образование прилагательных от существительных.

Ход игры: раздаются карточки с изображением геометрических фигур и по одной предъявляются изображения предметов. Соотнося форму предмета с геометрической фигурой, комментируется действие следующим образом:

- Ёлка похожа на треугольник. Елка какая? – Треугольная.

Аналогично остальные предметы. Для закрепления даются задания:

- Назови все круглые предметы. Назови все квадратные предметы. И т.д.

4. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

январь

1. Назови по порядку.

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов; закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Упражнение: Детям даётся задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.  

2. Игры со счетными палочками, плоскостными геометрическими фигурами и предметными картинками.

Цели математические: прямой и обратный счет, закрепление образования чисел. Автоматизация звуков в словах, согласование числительных с существительными, изменение формы числа существительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, счет в пределах 10.

Ход игры: в зависимости от автоматизируемого звука подбирается геометрическая фигура или счетная палочка. Дается задание разложить цифры по порядку, сосчитать количество фигур или палочек, проговаривая счет (одна палочка, две палочки и т.д.), считать и проговаривать, сначала прибавляя по одной, затем убавляя по одной палочке (к двум палочкам прибавить одну палочку получится три палочки).

3. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

февраль

1.: Посчитай парами до десяти и обратно

Цель: Закрепление счёта парами до десяти и обратно. Согласование существительных с числтельными.

Два лимона, четыре лимона, шесть лимонов, восемь лимонов, десять лимонов, восемь лимонов, шесть лимонов, четыре лимона, два лимона.

2. Загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы. 

Цель : вырабатывать умение выделять главные существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. 

3. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

март

1. Разложи по образцу.

Цель: учить выкладывать геометрические фигуры( цветные карандаши) по образцу, объясняя, какая фигура где находится.

Детям предлагают выложить предметы в соответствии с образцом

2. Игра «Скажи, где находиться?»

Цель: формировать у детей пространственное представление; развивать внимание, закреплять цвета, закреплять геометрические фигуры.

Используем слова: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

3.  Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

апрель

1. «Времена года, времена суток»

Цель:  закрепление последовательности времени года, суток. Развитие связной речи, активизация словаря.

2. Отгадай число

Цель: развитие мышления, сравнения. Закрепления понятий больше, меньше.

Ведущий загадывает любое число в пределах 10 .

Играющие с помощью вопросов должны отгадать это число. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» или «нет».

Когда число отгадано, ведущим становится тот, кто отгадал число.

Усложнение. Загадывать числа в пределах 20.

Детям предлагается рассказать, что можно делать в данное время года, время суток

3. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

май

Итоговая диагностика и мониторинг развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования воспитателя .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска Буинского района РТ  «План по самообразованию педагога»...

План самообразования воспитателя

Формирование основ педагогического мастерства."Мастер"(в переводе с лат. - начальник,учитель)-это человек ,достигший высркого уровня совершенства и творчества в своем деле....

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...