Проект « Неделя логопеда»
проект по развитию речи (старшая группа)

В настоящее время речевое развитие остаётся одной из актуальных проблем.                                                                                                                                                                                     

 Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_logopeda.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Неделя логопеда»

Вид проекта:   краткосрочный      

Срок реализации: с 11.11.2024 - 15.11.2024 уч.г.

Автор проекта: учитель - логопед Лиджиева Е.Б

Участники проекта: учитель - логопед, воспитатели, родители и воспитанники старших и подготовительной группы.

Актуальность    

В настоящее время речевое развитие остаётся одной из актуальных проблем.                                                                                                                                                                                    

 Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДО.

 Целью стало развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а также сотрудничество с семьёй по вопросам речевого развития дошкольников.

Задачи:

- способствовать познавательно - речевой активности детей;

- создать специально организованную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу;

- побуждать детей к речевому общению;

- упражнять детей в правильном произношении звуков;

- развивать связную речь;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;

- познакомить педагогов и родителей с работой логопеда;

- вовлекать педагогов и родителей в коррекционно - развивающий процесс;

- вызвать интерес  детей к логопедическим играм.

Организация деятельности участников – подгрупповая, групповая.

Образовательная область: речевое развитие.
Формы работы в рамках проекта

  • Анализ научной и методической литературы.
  • Разработка плана работы с детьми, родителями, педагогами.
  • Подборка игр и упражнений с описанием проведения.
  • Организация предметно –пространственной  развивающей среды.


Взаимодействие с родителями: консультации, анкетирование.

  • Продукты проектной деятельности: открытые занятия, игры, анкеты, фотоотчеты.

Сроки и этапы реализации недели логопедии:

  1. Подготовительный этап

- тема проекта, определение цели и задач, разработка плана мероприятий:

2.Основной этап

- проведение мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности, в соответствии с планом.

3.Итоговый этап

- подведение итогов мероприятий.

План работы

Форма и название мероприятия

Содержание мероприятий

Образовательный продукт

11 ноября

понедельник

- открытие недели

Подготовительная группа « Харада»

-Интервью « Кто такой логопед?»

Работа с родителями- Анкета для родителей

Фоторепортаж детское интервью  

« Кто такой логопед?»

Сбор анкет

12 ноября

Вторник

- Индивидуальное занятие ( ЗРР)

Работа с родителями

« Расскажи скороговорку»

Тема : « Полет в волшебную страну»

Старшая группа « Богшурга»

Фоторепортаж

Открытое занятие

13 ноября

Среда

-Квест - игра

Тема: « Автоматизация звука Ш»Старшая группа

 « Баир»

Открытое занятие

14 ноября

Четверг

Подгрупповое занятие

Старшая группа « Богшурга»

Тема: « Лес. Грибы»

Открытое занятие

15 ноября

Пятница

Квест - игра для педагогов

Тема: «Логопедический калейдоскоп»

Игра с педагогами. Консультация

Конспект занятия

Тема: Полет в волшебную страну»

Цель:

- Создать условия для речевой активности детей.

Задачи:

- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний;

- учить отвечать на вопросы ответами « Да» и « Нет»;

- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, мелкую моторику;

- закрепить знания о домашних животных;

- воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование: бумажные самолётики, 2 бабочки на ниточках, 3 цветочка, картинки- корова, баран, лошадь.

Ход занятия:

Логопед:

- Сегодня мы с тобой отправимся в Волшебную страну. А полетим мы на Волшебном самолёте.У меня есть волшебный самолёт и у тебя есть самолёт. Возьми самолёт и повторяй за мной.

  1. Голосовая разминка

- Самолёт взлетает - У-У-У ( вверх поднимаем)

- Самолёт летит по небу - И- И-И ( прямо держим)

- А теперь самолёт приземляется - О-О -О  ( вниз самолёт)

Логопед :

- Вот мы и прилетели с тобой. Наш самолёт улетел. А мы с тобой оказались перед дверью. На двери висит замок нам надо его открыть. Приготовим наши пальчики и повторяй за мной.

  1. Пальчиковая гимнастика « Замок»

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог

Потянули, покрутили , постучали и открыли.

Логопед:

- Вот дверь и открылась в Волшебную страну. И мы с тобой там встретим кого? Кто же это?

Корова. Как она говорит ? - Му-Му-Му.

У нее есть глаза. У тебя есть глаза? - Да

У коровы есть уши. У тебя есть уши? - Да

У коровы есть нос. У тебя есть нос? - Да

У коровы есть хвост. У тебя есть хвост? - Нет

У коровы есть рога. А у тебя есть рога? - Нет

- Корова гуляла на лугу и повстречала бабочек. Бабочки летают. Чтобы они полетели подуем на них.

  1. Речевое дыхание « Подуем на бабочек»

Бабочка полетела - вверх

Бабочка полетела - вниз

Бабочка прилетела на жёлтый цветок

                                 на красный цветок

                                 на синий цветок

Наши бабочки улетели. К нашей корове пришли гости.

Кто это?  - это баран. Он говорит - Бе- Бе- Бе

Кто это? - это лошадь. Лошадь говорит - Иго- го

Они решили поиграть в прятки: Кто спрятался за кустом? - баран

                                                       Кто спрятался под елкой - лошадь

                                                       Кто спрятался в траве - корова

- Возьмем в руки волшебные кубики

  1. Упражнение на слоговую структуру

- ба-ран

- ло -шадь

- ко- ро-ва

Логопед:

- Нам пора возвращаться домой. Берем самолетики и

-взлетаем - У-У-У

- летим - И- И-И

- приземляемся - О-О-О.

 

Конспект занятия в старшей группе « Богшурга»

Тема: Лес. Грибы.

Цель:

- развиваем артикуляционную моторику, мелкую моторику.

- развиваем речевое дыхание.

- развиваем фонематический слух.

- формируем элементарные грамматические категории.

Оборудование: Игрушка - Ёжик, картинки - зонт, корзина, вода.

                           Звукозапись - звуки животных.

Ход занятия:

 Логопед:

- Здравствуйте , ребята. Сегодня Ёжик отправляется за грибами. А где растут грибы? ( В лесу)

Значит мы отправимся в лес. А что пригодится Ёжику в лесу? Что нужно взять с собой.

( на столе картинки)

  1. Составление предложений

- Зонт. Для чего нам зонт? ( зонт нужен , чтобы спрятаться от дождя)

- Что ещё?  Корзина ( Чтобы складывать грибы)

- Что еще? Вода ( вода нужна , чтобы пить)

Отправляемся по дорожке в лес  ( по следу)

Логопед:

- Вот мы и в лесу. Посмотрите грибы. Поможем Ежику собрать грибы. Нужно сделать пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика « Грибы»

1,2, 3, 4,5 - мы идём гриб искать

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашёл

Этот пальчик чистить стал

Это пальчик все съел

Оттого и потолстел.

Логопед:

- Насобирали целую корзину грибов

Это - Боровик, это - Лисичка, это - грузди. Посмотрите у нас 3 корзины - большая, средняя, маленькая. Давайте грибы разложим по корзинам.

В большую корзину - боровик

В среднюю корзину - лисичку

В маленькую корзину - грузди

- Ребята , а в лесу мы кого можем встретить?

Послушайте и угадайте , что за зверь - это сова, кукушка, волк, медведь.

Логопед:

- Ребята в лесу поднялся ветерок и к нам прилетели листочки.

  1. Упражнение на речевое дыхание « Осенний листок»

Вдохнём носиком и подуем.  Ребята вдруг начался дождь

- кап - кап - кап

- ливень - хлопки

Что нам надо, чтобы укрыться от дождя? ( зонт)

- Спрятались все под зонт. Вдруг Ёжик увидел забор, а за забором - дом.

  1. Артикуляционная гимнастика

- Забор - Труба

Ёжик вошёл в дом  включил чайник. Вода закипела - С- С- С

- Чашечка , попил чаю с вареньем: с малиной - малиновое, с яблоком - яблочное, с клубникой - клубничное.

Логопед :

 - После прогулки Ёжик устал и нам пора возвращаться домой.

Квест - игра  для педагогов « Логопедический калейдоскоп»

Главная цель: развитие речи детей.

Слово заветное , чтобы найти,

Квест нам сегодня  придётся пройти!

1 задание : Как называется гимнастика для языка?

Артикуляционная гимнастика: «Колобок»

 Утро настало , солнышко встало.

В своём домике проснулся

Наш весёлый Колобок     ( Улыбочка)

Он проснулся, улыбнулся

Губы вытянул вперёд    ( Трубочка)

Встал с кровати колобок

Зубки чистить он идёт  ( Почистим зубки)

А потом возьмёт расчёску

И причешет взад - вперёд  ( Расчёска)

Наш весёлый Колобок

Вкусные блины печёт.  ( Блинчик)

Захотелось Колобку

С блинчиками попить чайку. ( Чашечка)

Часики пробили десять

Влево - вправо, тик - так

Колобок идёт гулять. ( Часики)

2 задание :  Вы , коллеги, не зевайте

                 Слово к слову подбирайте.

Подберите существительное к прилагательному по ассоциации:

Быстрые слова ( ракета, самолёт, тигр, орёл, птица)

Сладкие слова ( конфеты, торт, пирожное, сахар)

Весёлые слова ( клоун, праздник, подарок, музыка)

3 задание : Игра « Кошка»

Подберите, как можно больше глаголов к этому существительному.

- Что умеет делать кошка? ( бегать, прыгать, спать, мяукать, стоять, кусаться, царапаться, мурлыкать, умываться и т.д.)

- Какая бывает кошка? ( пушистая, мягкая, тёплая и т.д.)

4 задание:  « Игры - перевертыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить  свои мысли , но мы должны уметь их понимать.

- Пословицы и поговорки

« От смелости и затылок мак» -  У страха глаза велики;

« Уйти от новой стиральной машины» - Остаться у разбитого корыта;

- Стихотворения

« Во поле берёзку срубили» - В лесу родилась ёлочка;

« Ты ненавидишь мою коровку» - Я люблю свою лошадку;

« Ваша Маша тихо смеётся» - Наша Таня громко плачет;

- Название сказок

« Лиса и шестеро цыплят» - Волк и семеро козлят;

« Утки - индюшки» - Гуси - лебеди;

« Квадратик» - Колобок;

«  Серебряная Курочка» - Золотой Петушок;

« Пес без шляпы» - Кот в сапогах;

« Красивый цыплёнок» - Гадкий утёнок.

  1. « Объявления» для активизации речи.

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3 - 5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук.

Звук « К»

Куплю красивую кошку.

  1. Скороговорки

- На реке поймали рака, из - за рака вышла драка.

- Вез корабль на мель, наскочил корабль на мель.

- От топата копыт пыль по полю летит.

Вот и закончилась деловая игра

Подвести итог пора.

Мы сегодня вспомнили и освежили в памяти методы и приёмы активизации речи, накопления словаря, развития фонематических процессов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЛОВ»

Краткосрочный проект посвящен вопросам формирования словаря у дошкольников....

Проект "Неделя логопеда в ДОУ "Логопедическая палитра""

Проект "Неделя логопеда в ДОУ" подготовили учитель-логопед Аверина О.Г., Комарова М.А....

Проект "Неделя логопеда в МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" п.Пангоды" "Логопедическая палитра"

Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений....

Проект "Неделя логопедии"

Проект "Неделя логопедии в детском саду"...

проект Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

   Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях...

Логопедический Проект "Неделя логопеда. Будем говорить правильно!"

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекци...