Опытно-экспериментальная деятельность «Академия чудес»
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа)

Акулич Валентина Сергеевна

Одна из тем недели последнего месяца лета в нашем детском саду была посвящена «Чудесам вокруг». Важнейшей чертой детского поведения - является любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений и постоянное стремление экспериментировать.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, мышление, развитие речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Умение анализировать, объяснять наблюдаемое и делать умозаключения продемонстрировали ребята из подготовительной к школе группы.

Мною на один день была создана научная лаборатория «Академия чудес» в подготовительной к школе группе №5. Ребята творили чудеса, и в конце обучения в нашей академии, получили дипломы!

При проведении экспериментов юные ученые действовали по плану, а сделав выводы отмечали успехи галочкой на планшете.

Эксперимент «Волшебница водица» позволил детям получше познакомиться со свойствами воды. Опыт «Невидимка воздух» показал, что воздух есть и внутри нас. А такое явление, как «магнетизм» повлиял на удивительные открытия для самих ребят, что не все предметы являются магнетическими. Удивительные превращения наблюдали ребята, рисуя на молоке. Проведенный опыт по пробуждению «Вулкана», вызвал бурю эмоций и незабываемых впечатлений и у детей, и у взрослых!

 

Все опыты в нашей лаборатории удались!!!

 

 По завершении мероприятия, детям было предложено по желанию нарисовать понравившийся эксперимент во второй половине дня…

Рисунки я получила абсолютно от всех юных участников «Академии», а это лучшее свидетельство детской заинтересованности и готовности к новым знаниям в новом учебном году!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект397 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской

деятельности детей

подготовительной группы №5

 на тему:

«Чудеса вокруг нас»

Учитель-логопед: Акулич В.С.

Цель: Создание условий, способствующих формированию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  • Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  • Учить объяснять наблюдаемое
  • Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Ход занятия

Учитель-логопед и дети встают в круг.

Приветствие:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево

В центр круга соберемся

И на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся,

Все в сборе-дети, взрослые

Мы можем начинать

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Уч-логопед: Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Уч-логопед: Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

Уч-логопед:Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

Уч-логопед: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Внимательно слушать старшего лаборанта.

2. Точно выполнять указания

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы

Уч-логопед: Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.

Не будем терять время, начнем!

Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

  • «Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

  • «Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Уч-логопед: А, сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились

Уч-логопед: Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка – воздух».

Предлагаю отгадать загадку

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?  (Ответы детей - воздух)

Уч-логопед: Правильно, это воздух.

Уч-логопед: Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

-Что мы с вами вдохнули? (воздух)

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

-Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

  • Опыт с водой и трубочкой.

-Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

-Что происходит? (выходят пузырьки)

-Как они появились?

-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит, но, чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Уч-логопед: Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Уч-логопед: Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).

Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).

Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

А теперь ребята, я хочу пригласить вас в секретную лабораторию, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то что на молоке можно рисовать? Если нет тогда давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет.

  • «Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

         

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Уч-логопед: Ребята, а вы знаете что такое вулкан?

Ответы детей.

Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?

  • «Вулкан»

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сам макет вулкана.

 

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – лимонная кислота, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается и начинает извергать лаву.

Уч-логопед: Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет.

Продуктивная деятельность: Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности"Академия чудес"

Опыты и эксперименты для детей подготовительной группы....

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Академия чудес»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Академия чудес»...

НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Академия чудес"

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Академия чудес» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментиров...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Академия чудес»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Академия чудес»...