Проект «Развитие речи у подготовительной к школе группы с ТНР через коммуникативные игры»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Проект «Развитие речи у подготовительной к школе группы с ТНР через коммуникативные игры»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №124»
Проект
«Развитие речи у детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи через коммуникативные игры»
Авторы:
Скорадешкина Наталья Михайловна
Город: Дзержинск
Проект «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
Цель: Внедрить в практическую работу развитие речи детей с ТНР с помощью коммуникативных игр в детском саду.
Пояснительная записка
Актуальность. Проблема тяжелых нарушений речи широко распространена среди детей дошкольного возраста. Уровень культуры, мышления и интеллекта человека определяется его речью, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем общего развития личности. Формирование грамматически правильной, лексически разнообразной и фонетически четкой речи — одна из ключевых задач в обучении детей родному языку в ДОУ и семье. Эффективным показателем речевого развития является способность вести беседу, обосновывать свою точку зрения и взаимодействовать с другими. Дети с тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с трудностями в общении, что приводит к неуверенности и комплексу неполноценности. Участие в праздниках, чтение стихов и диалоги могут вызывать у них психоэмоциональное напряжение и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребенок сможет свободно выражать свои эмоции и мысли. Коммуникативные игры могут стать эффективным инструментом для стимулирования речевого развития как в групповой, так и в индивидуальной работе. Игры помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивать аналитическое мышление и формировать интерес к родной культуре, а также способствуют уважению друг к другу и преодолению трудностей общения. Игровая деятельность сохраняет свою значимость как необходимое условие всестороннего развития детей с ТНР.
Цель работы: Систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ТНР.
Задачи:
- Развивать умение детей строить грамматически правильные высказывания, отражающие их мысли и чувства в взаимодействии с другими.
- Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.
- Обеспечить элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения, стимулируя развитие связной, диалогической и монологической речи.
Участники проекта: Воспитанники подготовительной к школе группы, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Приемы работы:
- Наглядные: использование картин, слайдов, презентаций, экскурсии, трудовая деятельность, наблюдения.
- Словесные: беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов, заучивание стихотворений, создание речевых ситуаций.
- Игровые: дидактические игры, музыкальные и спортивные развлечения, театрализованные игры, динамические паузы, арт-терапия, нейропсихологические игры, артикуляционная гимнастика.
Материалы: Картотеки игр и упражнений, наглядные и раздаточные материалы, технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, проектор), атрибуты для игр и драматизаций.
Длительность проекта: 1 месяц.
Основная часть
1 Этап – Подготовительный: сбор информации.
- Календарно-тематический план на месяц:
- Сентябрь, старший дошкольный возраст (6-7 лет):
- 1 неделя: Лексическая тема: «Транспорт» — составление описательного рассказа о машине.
- 2 неделя: Лексическая тема «День космонавтики» — заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова.
- 3 неделя: Лексическая тема: «Перелетные птицы» — составление рассказа с помощью мнемотаблицы.
- 4 неделя: Лексическая тема: «Магазин. Профессии» — заучивание стихотворения «Профессия» Л. Заикина.
- Модель взаимодействия с другими педагогами: Эффективность коррекционно-развивающих и воспитательных задач достигается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, педагогов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высокому уровню общего и речевого развития детей.
Роли специалистов:
- Учитель-логопед: формирует первичные речевые навыки и закрепляет их на занятиях.
- Педагог-психолог: осуществляет индивидуальный подход и развивает личность дошкольника.
- Музыкальный руководитель: использует элементы логоритмики и развивает координацию движений.
- Инструктор по физкультуре: развивает моторику и координирует речь с движением.
Таким образом, целостность программы обеспечивается взаимодействием между образовательными областями и совместной работой всех специалистов. В группе для детей с ТНР коррекционное направление является приоритетным, направленным на выравнивание речевого и психофизического развития.
Родители: Участвуют в создании развивающей среды и мероприятиях детского сада.
Методы и приемы для развития коммуникации
- Наглядные: демонстрационный материал, раздаточные карточки, интерактивное оборудование, экскурсии.
- Словесные: вопросы-ответы, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание по сюжетным картинам.
- Практические: дидактические игры, логоритмические упражнения, театрализация, чтение стихов.
2 Этап – Практический: познавательный
- Методики коммуникативного развития:
- Беседы
- Обучение в сотрудничестве
- Творческая деятельность
- Сюжетные игры
- Коммуникативные тренинги
- Ситуативные разговоры
- Дидактические игры
- Работа с художественной литературой
- Игры с правилами
- Экскурсии
3 Этап – Картотека коммуникативных игр для детей 6-7 лет с ТНР:
- «Повтори, не ошибись»
- «Ситуации»
- «Ладонь в ладонь»
- «Вспомни и назови»
- «Чего не стало»
- «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
- «Найди отличие»
- «Угадай словечко»
- «Клеевой ручеек»
- «Испорченный телефон»
- «Почему так называется?»
- «Найди ошибку»
- «Какое слово длиннее?»
- «Слово рассыпалось»
Рекомендации для педагогов
- Учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
- Поддерживать детскую инициативу и формировать познавательный интерес.
- Придерживаться конкретности и доступности учебного материала.
- Организовать процесс коррекционно-развивающего обучения с акцентом на наглядность.
- Обеспечить согласованную деятельность всех специалистов.
Рекомендации для родителей:
- Общаться с ребенком приветливым тоном, следить за произношением.
- Заниматься с ребенком по 15-20 минут.
- Комментировать свои действия, вовлекать ребенка в разговор.
- Заниматься в игровой форме, проявлять терпение.
- Учить ребенка наблюдать и четко излагать свои мысли.
Заключительная часть
Вывод: Коммуникативные игры — это эффективный и простой способ развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми является важным показателем полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе
Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Роль игры в развитии речи детей подготовительной к школе группы
Список игр на развитие речи у дошкольников....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Теме: Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников через сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через сказку В.Катаева"Цветик-семицветик"...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
