Развитие графомоторных навыков у дошкольников.
статья по развитию речи

Бахтеева Мария Андреевна
Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет Графомоторика — это способность контролировать движения руки и пальцев при письме и рисовании. Она тесно связана с развитием речи и имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotorika.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков у дошкольников.

Бахтеева Мария Андреевна

Воспитатель

ГБОУ гимназия №114 Выборгского района Санкт-Петербурга

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И.Кант

Что же такое графомоторный навык и зачем он нужен ребёнку?

Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет

Графомоторика — это способность контролировать движения руки и пальцев при письме и рисовании. Она тесно связана с развитием речи и имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей.

Многие исследователи в области детской психологии и педагогики уделяли внимание графомоторным навыкам как части общей моторики и обучающих процессов. Например работы Л.Выготского подчеркивают важность взаимодействий между двигательной активностью и когнитивным развитием.

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

В задачи графомоторики входит:

  • зрительное восприятие заданного материала;
  • сосредоточенность и внимание;
  • правильное удерживание карандаша или ручки;
  • соответствующий нажим ручки при письме;
  • ритмичность движений;
  • точность в обведении линий;
  • двигательные навыки.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Основные стадии развития графомоторных навыков.

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

  • застегивать молнии на куртке;
  • самостоятельно завязать шнурки;
  • уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
  • разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе.

Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1 Мелкая мускулатура пальцев

  • задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
  • упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений;
  • дорисовывание рисунков с недостающими деталями.

2 Зрительный анализ и синтез

(даются законченные изображения, но с недостающими деталями)

  • упражнения на определение правых и левых частей тела;
  • упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;
  • задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
  • задания с условиями по выбору нужных направлений.

3 Рисование

  • занятия по штриховке по контуру, обводка;
  • срисовывание геометрических фигур;
  • задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
  • дорисовывание незаконченных рисунков;
  • дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
  • упражнения в дорисовывании, создании собственной;
  • картины при условии реальности сюжета и деталей;
  • задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4 Графическая символика

  • задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку?

Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).

Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.

Развитие графомоторного навыка.

При нормальном развитии ребёнка работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и т.д.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. А помогут следующие задания:

  1. Штриховка и закрашивание. Используем простые или цветные карандаши, а не фломастеры. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, использовать разную силу нажима. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
  2. Графические диктанты или рисование по клеточкам помогают дошкольникам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Дети учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов.
  3. Написание печатных букв. Необходимо познакомить детей с рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образцами, приближёнными к конфигурации букв. Можно использовать трафареты букв. Упражнения в дописывании буквы, а также в написании её по точкам.
  4. Прописи, графомоторные трафареты. Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.

Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.

Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.

Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

  1. Вырезание ножницами по контуру.
  2. Изготовление мелких поделок из бумаги.

Для максимальной эффективности следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. При выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
  2. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их.
  3. Время занятия 10-15 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
  4. Многие дети неправильно держат карандаш. На это так же необходимо обратить внимание.
  5. Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Таким образом, работа по развитию графомоторных навыков может вестись различными способами. Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

Литература:

  1. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_grafomotoriki_u_rebenka/
  2. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_grafomotornyix_navyikov_u_doshkolnikov_i_detej_s_ovz,_zpr_i_tmnr/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Кружок "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками....

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

В данной статье раскрыты особенности формирования у детей дошкольного возраста графомоторных навыков....