Развитие графомоторных навыков у дошкольников.
статья по развитию речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторных навыков у дошкольников.
Бахтеева Мария Андреевна
Воспитатель
ГБОУ гимназия №114 Выборгского района Санкт-Петербурга
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
Что же такое графомоторный навык и зачем он нужен ребёнку?
Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
Графомоторика — это способность контролировать движения руки и пальцев при письме и рисовании. Она тесно связана с развитием речи и имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей.
Многие исследователи в области детской психологии и педагогики уделяли внимание графомоторным навыкам как части общей моторики и обучающих процессов. Например работы Л.Выготского подчеркивают важность взаимодействий между двигательной активностью и когнитивным развитием.
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.
В задачи графомоторики входит:
- зрительное восприятие заданного материала;
- сосредоточенность и внимание;
- правильное удерживание карандаша или ручки;
- соответствующий нажим ручки при письме;
- ритмичность движений;
- точность в обведении линий;
- двигательные навыки.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Основные стадии развития графомоторных навыков.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет:
- умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
- переворачивать странице в книге (по одной);
- держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
- строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
- ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
- лепить из пластилина;
- складывать из бумаги простейшие фигурки;
- нанизывать большие бусы;
- правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
- умение вязать узелки;
- самостоятельно заправлять постель;
- рисовать фломастерами, мелками;
- обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
- происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
- застегивать молнии на куртке;
- самостоятельно завязать шнурки;
- уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
- разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе.
Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями.
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но с недостающими деталями)
- упражнения на определение правых и левых частей тела;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;
- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
- задания с условиями по выбору нужных направлений.
3 Рисование
- занятия по штриховке по контуру, обводка;
- срисовывание геометрических фигур;
- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной;
- картины при условии реальности сюжета и деталей;
- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
- задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку?
Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Развитие графомоторного навыка.
При нормальном развитии ребёнка работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и т.д.
Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. А помогут следующие задания:
- Штриховка и закрашивание. Используем простые или цветные карандаши, а не фломастеры. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, использовать разную силу нажима. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
- Графические диктанты или рисование по клеточкам помогают дошкольникам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Дети учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов.
- Написание печатных букв. Необходимо познакомить детей с рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образцами, приближёнными к конфигурации букв. Можно использовать трафареты букв. Упражнения в дописывании буквы, а также в написании её по точкам.
- Прописи, графомоторные трафареты. Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
- Вырезание ножницами по контуру.
- Изготовление мелких поделок из бумаги.
Для максимальной эффективности следует придерживаться следующих рекомендаций:
- При выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
- Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их.
- Время занятия 10-15 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
- Многие дети неправильно держат карандаш. На это так же необходимо обратить внимание.
- Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Таким образом, работа по развитию графомоторных навыков может вестись различными способами. Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Кружок "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками....

Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В данной статье раскрыты особенности формирования у детей дошкольного возраста графомоторных навыков....
