Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и Заяц»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ладушки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

Чтение русской народной сказки «Лиса и Заяц»

Подготовила воспитатель:

Ушакова Татьяна Анатольевна

                                             

г. Камень – на – Оби

2022г.

2 Пояснительная записка

2.1 актуальность темы, обоснование ее выбора

«Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца,

 прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

В. Сухомлинский

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка.

2.2 Целевая аудитория: дети младшей группы

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»

Задачи:

Образовательные:

-помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), используя прием вопросов, объяснения незнакомых слов;

-вызывать эмоциональный отклик на сказку "Лиса и заяц".

Развивающие:

-развивать связную речь детей; совершенствовать умения отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.

Воспитательные:

- воспитывать чувство сопереживания, умение распознавать добро и зло.

2.3 Планируемые результаты

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

Материал: корзинка, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц», сюжетные картинки сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка – ряба», «Снегурушка», «Репка», «Волк и козлята»).

Словарная работа: объяснение слов: лубяная, ледяная, несу косу, на печи, посечи, трусливый, храбрый.

Ход занятия:

Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!

                                   Здравствуй, небо голубое!

                                   Здравствуй, матушка-земля!

                                    Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

- В: Молодцы ребята! Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение! А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем: "Доброе утро!"

- Дети: Здравствуйте.

- В: Присаживайтесь, ребята. Я сегодня в группу шла. И корзиночку нашла, вот такая корзинка. А корзинка эта не простая, а волшебная, потому что в ней любят прятаться сказки. Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети. А вы любите сказки?

- Дети: Да!

- В: Вот сейчас мы проверим, какие сказки вы знаете? (В корзине картинки с сюжетами сказок). Слушайте внимательно.

1. «Жили - были дед и баба, и была у них …

Снесла она яичко, не простое, золотое… » («Курочка Ряба»)

2. «Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)

3. «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький». А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)

4. «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

подошел к избушке и запел тонким голосом… » («Волк и козлята»)

- В: Молодцы. вы сказки знаете!

 Ой, ребята, послушайте, кто это стучится к нам?

Сюрпризный момент, в группу входит лиса, с корзинкой.

- Лиса: Здравствуйте, ребята, как я рада вас видеть. Куда это я попала?

- Дети: В детский сад.

- Лиса: Ой, а я заблудилась. Я живу в сказке, а в какой забыла?

- В: Не переживай лисонька, мы тебе поможем, найдем из какой ты сказки. Может ты из этой сказки? (Показ сказки «Маша и медведь»)

- В: Ребята, какая это сказка?

- Дети: «Маша и медведь».

- Лиса: Ой, нет я не из этой сказки.

- В: Посмотри лисонька. Может ты из этой сказки? Ребята подскажите лисоньке, что это за сказка?

- Дети: «Теремок».

- Лиса: Нет не таааа.

- В: Смотри лисонька, у нас есть ещё вот такая книга (показ книги). Может ты из этой сказки?

- Лиса: Я не знаю(плачет) может и из этой сказки.

- В: Усаживайтесь по удобнее.

Утром лисонька проснулась и слушайте, и ты лисонька посиди с нами, послушай сказку.

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», показ иллюстраций по сюжету.

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

Подошли они к избенке. Собака забрехала:

— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я твоему горю помогу.

— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

— Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

— Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Пойдем, я твоему горю помогу.

— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

— Нет выгоню!

Подошли они к избенке. Бык как заревел:

— Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Пойдем, я твоему горю помогу.

— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посeчи,

Слезай, лиса, с пeчи,

Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

— Обуваюсь…

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посeчи,

Слезай, лиса, с пeчи,

Поди, лиса, вон!

Лиса опять говорит:

— Одеваюсь…

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посeчи,

Слезай, лиса, с пeчи,

Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.

А петух с зайчиком стали жить-поживать в лубяной избенке.

- В: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

- Лиса: Ой, ребята, я вспомнила, я из этой сказки.

- В: Ребята, как называется сказка, которую мы сейчас прочитали?

- Дети: «Лиса и заяц»

- В: Ой, лисонька, не зря говорят про тебя, что ты хитрая плутовка. Бедного зайчика в сказке обидела, пообещай ребятам, что не будешь больше сказочных героев обижать?

- Лиса: Обещаю ребята, но мне пора возвращаться в мою сказку, до свидания.

- В. Лисонька, чтобы ты больше не потерялась, прими от нас в подарок книжку. (Дети прощаются, лиса уходит)

- В: Ребята, вы устали?

Воспитатель: Давайте отдохнем!

Физ. минутка: "Заюшкина избушка"

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).

Песню весело он пел (кивают головой).

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).

Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону).

К зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).

И не с чем они уходят (расходятся).

Лишь петух ему помог (машут руками вверх- вниз)

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Припеваючи, в ладу (руки по бокам).

- В: Молодцы, мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места.

Обсуждение с детьми русской народной сказки «Лиса и заяц».

- В: Ребята, давайте вспомним, какие герои были в этой сказке?

- Дети: Заяц, лиса, медведь, бык, петух.

- В: Какая у зайчика была избушка?

- Дети: Лубяная.

- В: Правильно, лубяная – она построена из коры дерева (показ картинки).

- В: Какую избушку построила себе Лиса?

- Дети: Ледяную.

- В: А, как вы думаете ледяная изба из чего построена?

- Дети: Из-за льда.

- В: Почему Лиса осталась без избушки?

- Дети: Она растаяла.

- В: А, какая беда случилась у зайчика?

-Дети: Его лиса выгнала.

- В: Хорошо ли поступила лисичка?

- Дети: Нет.

- В: Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису?

- Дети: Собака, волк, медведь, петух.

- В: Кто помог зайчику выгнать лису?

- В: Что можно сказать про петушка, какой он?

- Дети: Петух храбрый (смелый, ничего не боится)

- В: Да, петушок мал, но удал.

- В: Молодцы, ребята, сегодня вы помогли лисе попасть в её сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Конспект занятия по развитию речи, чтение сказки русской народной сказки "Три медведя"Организационный моментЧтение воспитателем русской народной сказки "Три медведя"ФизминуткаБеседа по вопросамРефлекс...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение русской народной сказки "Казак и лиса"

Казачий фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма.Казак всегда смел и находчив....