ТРИЗ как одно из средств культурных практик в развитии речи детей
методическая разработка по развитию речи

В статье рассмотрено как использование приёмов такой технологии как ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач») способствует развитию  речи детей. Актуальность представленной технологии заключается в формировании у детей умения видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость. В закономерности развития и качественного изменения процесса речевого развития детей, изобретательской смекалки, творческого мышления. В статье представлены игры ТРИЗ, направленные на развитие речи.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_razvitie_rechi.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ как одно из средств культурных практик в развитии речи детей

Начало своего сообщения хочу начать с рассмотрения понятия культурные практики.

Культурные практики - отражение всего диапазона действий ребенка, накопление им самостоятельного опыта повседневной жизнедеятельности, возможностей его личной инициативы. Выбор, проба в создании собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.

Что же относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?

• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.)

• практики культурного  взаимодействия ребенка с окружающим социумом.

• практики игрового взаимодействия (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).

• Коммуникативные практики.

• Культурные практики здорового образа жизни.

• Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).

 

Одним из средств культурных практик является развитие речи детей.

 Все мы сталкиваемся с проблемами речевого развития  дошкольников: 

•      Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

•      Односложная, состоящая из простых предложений речь.

•      Грамматически неоформленная  речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

•      Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

•      Трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста.

•      Проблемы звукопроизношения.

•      Отсутствие навыков выразительности речи.

 Сегодня я хочу показать, как использование приёмов такой технологии как ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач») способствует развитию  речи детей.

Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Основная цель ТРИЗ - технологии – формирование у детей креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях своей деятельности.

ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, перед ошибками, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.  

Методы технологии ТРИЗ :

• обучение детей творческому рассказыванию по картине;

• работа с противоречием;

• обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;

• обучение детей созданию образных характеристик объектов;

• обучение детей сочинительству и словотворчеству;

• обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

• обучение детей составлению загадок.

Актуальность представленной технологии заключается в формировании у детей умения видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость. В закономерности развития и качественного изменения процесса речевого развития детей, изобретательской смекалки, творческого мышления.

На начальном этапе рассказывания для определения объектов на картине используем приём «подзорная труба».

Далее используется приём «вхождение в картину», он дает возможность воспринимать картину через разные органы чувств.

Игра«Подзорная труба» способствует упражнению детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентиры.

Прием «вхождение в картину»:  дети «входят» в пространство картины и с помощью волшебников «Я слышу»«Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, отражают возможные ощущения в речи.

Следующая составляющая технологии ТРИЗ – работа с противоречиями.

Работа с противоречием.

Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой (герой мультфильма кому-то понравился, а кому-то нет, большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая, горячий и холодный (утюг - подошва горячая, а ручка холодная).

Например, игровое упражнение «Зато…»

Цель: формирование  умения детей   формулировать  противоречия

Ребёнку предлагаются предложения, в которых есть начало и союз «зато», детям необходимо закончить предложение противоречием.

Примеры предложений:

1. Идет дождь-я не гуляю, ЗАТО могу целый день….

2. Мне не разрешают играть на телефоне, зато…

3. Мой братик раскидал игрушки зато…

4. Маша заблудилась в лесу и попала в домик медведя, зато…

Технология обучения детей составлению сравнений:

• называется какой-либо объект;

• обозначается его признак;

• определяется значение этого признака;

• сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

• цыпленок (объект №1);

• по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

Еще один метод данной технологии – это составление сказок.

Составление сказок с помощью метода «Каталога».

Цель: обучение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Примерная цепочка вопросов

Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Здесь не может быть неправильного ответа, абсолютно любая развязка верна. В силу возраста детей, на первых этапах работы все вопросы сопровождаются иллюстрациями (как примеры) для тех, кто затрудняется. Дети с более развитой речью и умственными способностями используют свои ответы и могут обойтись без иллюстраций.

Методы ТРИЗ могут также использоваться в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой. – «Сказка наизнанку» -игра состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: Красная шапочка злая, а волк добрый. – «Коллаж из сказок». Сочинение новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя). – «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

Рассмотрим ещё несколько игровых упражнений в технологии ТРИЗ
 

1.«Исправь ошибку»

     Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Яблоко круглое, а огурец зеленый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а лиса хитрая.

-Винни Пух любит мёд, а зайчик серенький.

-Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая.

-У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые.

2. «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками..

3. «Да–Нет»

Игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «это не существенно», «об этом нет информации». К примеру:

– Воспитатель загадал слово (кошка).

 – Это слово обозначает предмет?

 – Да.

 – Это растение?

 – Нет.

 – Это что-то неживое?

 – Нет.

 – Это животное?

 – Да.

 – Оно белого цвета?

 – Это несущественно.

 И т.д., пока слово не будет угадано.

4. А теперь рассмотрим, как формировать у детей умение составлять загадки-отрицания, используя признаки предмета, представленные в виде зрительных символов.

Предлагается схематическое изображение глаза, носа, рта, уха, руки; картинка с изображением яблока.

Сейчас мы с вами придумаем загадку про яблоко. Сначала мы перечислим признаки этого фрукта, используя схему:

- (глаз): круглое, красное;

-(нос): ароматное;

-(рот): вкусное, сладкое;

-(ухо) – яблоко не издаёт звуки. Поэтому мы пропустим этот символ;

-(рука): гладкое;

О фруктах, овощах, ягодах можно сказать, где они растут: (На дереве).

(Одновременно рисуются схематические изображения этих признаков в столбик.)

А теперь к каждому признаку мы придумаем новый объект. Например, что бывает круглым? (мяч) Красным? (помидор). Ароматным? (цветок) Сладким? (конфета) Гладким? (щека) Растёт на дереве (слива)

(Напротив схематических изображений признаков рисуются изображение названных объектов).

А теперь два «волшебных слова» НО и НЕ помогут нам составить загадку.

Круглое, но не мяч,

Красное, но не помидор,

Ароматное, но не цветок,

Гладкое, но не щека,

Растёт на дереве, но не слива. (ЯБЛОКО)

Молодцы! У вас всё получилось.

 

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

- активизации познавательной деятельности детей;

- созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

В заключении хочется отметить, что используемые культурные практики в развитии речи открывают для детей новые грани активности, и как результат – готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни (развитие функциональной грамотности) и деятельности на основе культурных норм и приобретенных культурных эталонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вербальных средств народной педагогики в развитии речи детей младшего  дошкольного возраста

... С тех пор, как появились потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня, дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви...

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...

Мастер-класс «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей»

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образ...

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...