Практикум для родителей дошкольного возраста "Давай поговорим!" (Значение бесед и их тематика.)
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Беседа – это активный метод умственного воспитания.
Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В беседе формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36
e-mail: ,
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
Консультация учителя-логопеда для воспитателей
Тема: Значение бесед и их тематика.
Подготовила и провела:
учитель-логопед Топчевская Т.Б.
ГБОУ Школа № 460 ДГ-1
2020 – 2021 учебный год
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Беседа – это своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. Это итоговые беседы, в которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Беседа – это активный метод умственного воспитания.
Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В беседе формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.
Беседа – эффективный метод активизации словаря, так как воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь ¼ - 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.
Беседы – имеют воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать своих родителей? и др.). Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.
В беседе развиваются коммуникативные качества детей. Повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, выдержка, тактичность.
Темы бесед намечаются в соответствии с программой.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни и в различных видах деятельности.
В младших группах воспитание речевой активности начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики. Это могут быть привлекательные игрушки (звучащие, движущиеся, би-ба-бо), яркие картинки. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров (Кто тебе купил книжку? Какие у тебя есть игрушки?).
Для детей старшего возраста можно предложить вспомнить праздник, игры дома, на улице, любимые книжки, сказки и т.д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.
В течение дня воспитателю необходимо поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т.д.
Беседа как метод формирования разговорной речи имеет структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
Цель начала беседы – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранние впечатления. Это может быть осуществлено с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.
Основная часть – это собственно сама беседа. Здесь необходимо сохранить эмоциональный характер беседы на всем ее протяжении.
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональной: выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Приемы обучения.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: -Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Важны также вопросы, стимулирующие общение: про каких ребят можно сказать – это друзья? Какие удобства созданы для жителей города, на нашей улице? Меньшее место занимают вопросы репродуктивные (констатирующие): - Где? Что? Сколько? Как называется? Какой? Ответы могут быть краткими или подробными (но не полными).
Обучение детей вопросным формам речи.
Вопросы – это показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог – это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении.
Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех и должны быть видны серьезные усилия их мысли.
Литература:
Бородич А.М. Методика развития речи детей, Москва «Просвещение», 1981.
Крылова Н. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей, д/в, 1973, № 4
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей дошкольного возраста «Давай поговорим!»
Тема: Значение бесед и их тематика
Подготовила и провела:
учитель-логопед Топчевская Т.Б.
ГБОУ Школа № 460 ДГ-1
2020 – 2021 учебный год
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Беседа – это своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. Это итоговые беседы, в которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Беседа – это активный метод умственного воспитания.
Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В беседе формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.
Беседа – эффективный метод активизации словаря, так как воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь ¼ - 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.
Беседы – имеют воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать своих родителей? и др.). Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.
В беседе развиваются коммуникативные качества детей. Повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, выдержка, тактичность.
Темы бесед намечаются в соответствии с программой.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни и в различных видах деятельности.
В младших группах воспитание речевой активности начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики. Это могут быть привлекательные игрушки (звучащие, движущиеся, би-ба-бо), яркие картинки. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров (Кто тебе купил книжку? Какие у тебя есть игрушки?).
Для детей старшего возраста можно предложить вспомнить праздник, игры дома, на улице, любимые книжки, сказки и т.д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.
В течение дня воспитателю необходимо поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т.д.
Беседа как метод формирования разговорной речи имеет структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
Цель начала беседы – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранние впечатления. Это может быть осуществлено с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.
Основная часть – это собственно сама беседа. Здесь необходимо сохранить эмоциональный характер беседы на всем ее протяжении.
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональной: выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Приемы обучения.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: -Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Важны также вопросы, стимулирующие общение: про каких ребят можно сказать – это друзья? Какие удобства созданы для жителей города, на нашей улице? Меньшее место занимают вопросы репродуктивные (констатирующие): - Где? Что? Сколько? Как называется? Какой? Ответы могут быть краткими или подробными (но не полными).
Обучение детей вопросным формам речи.
Вопросы – это показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог – это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении.
Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех и должны быть видны серьезные усилия их мысли.
Литература:
Бородич А.М. Методика развития речи детей, Москва «Просвещение», 1981.
Крылова Н. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей, д/в, 1973, № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. Уважаемые родители! Обратите внимание детей, проведите беседу. Правила поведения на льду.
Памятка о правилах поведения на льду....

Практикумдля родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"
Практикум для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"...
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Проект «Метод схем и моделей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста на примере текстов военно-патриотической тематики»
Развитие связной речей у дошкольников посредсвом метода схем и моделей, используя тексты военно-патриотической тематики...

Проект "Метод схем и моделей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста на примере текстов военно-патриотической тематики".
Проект по развитию связной речи....

Занятие – беседа на экологическую тематику в детском саду. Старшая группа Тема: «Кто такие насекомые?»
Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое....
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"
Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....