Практикум для родителей дошкольного возраста "Давай поговорим!" (Значение бесед и их тематика.)
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Беседа – это активный метод умственного воспитания.

Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В беседе формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: ,

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Консультация учителя-логопеда для воспитателей

Тема: Значение бесед и их тематика.

Подготовила и провела:

учитель-логопед Топчевская Т.Б.

ГБОУ Школа № 460 ДГ-1

2020 – 2021 учебный год

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Беседа – это своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос.

Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. Это итоговые беседы, в которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Беседа – это активный метод умственного воспитания.

Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В беседе формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

Беседа – эффективный метод активизации словаря, так как воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь ¼ - 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Беседы – имеют воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать своих родителей? и др.). Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.

В беседе развиваются коммуникативные качества детей. Повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, выдержка, тактичность.

Темы бесед намечаются в соответствии с программой.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни и в различных видах деятельности.

В младших группах воспитание речевой активности начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики. Это могут быть привлекательные игрушки (звучащие, движущиеся, би-ба-бо), яркие картинки. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров (Кто тебе купил книжку? Какие у тебя есть игрушки?).

Для детей старшего возраста можно предложить вспомнить праздник, игры дома, на улице, любимые книжки, сказки и т.д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

В течение дня воспитателю необходимо поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т.д.

Беседа как метод формирования разговорной речи имеет структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

Цель начала беседы – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранние впечатления. Это может быть осуществлено с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.

Основная часть – это собственно сама беседа. Здесь необходимо сохранить эмоциональный характер беседы на всем ее протяжении.

Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональной: выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Приемы обучения.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: -Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Важны также вопросы, стимулирующие общение: про каких ребят можно сказать – это друзья? Какие удобства созданы для жителей города, на нашей улице? Меньшее место занимают вопросы репродуктивные (констатирующие): - Где? Что? Сколько? Как называется? Какой? Ответы могут быть краткими или подробными (но не полными).

Обучение детей вопросным формам речи.

Вопросы – это показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог – это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении.

Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех и должны быть видны серьезные усилия их мысли.

Литература:

Бородич А.М. Методика развития речи детей, Москва «Просвещение», 1981.

Крылова Н. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей, д/в, 1973, № 4



Предварительный просмотр:

Практикум для родителей дошкольного возраста «Давай поговорим!»

Тема: Значение бесед и их тематика

Подготовила и провела:

учитель-логопед Топчевская Т.Б.

ГБОУ Школа № 460 ДГ-1

2020 – 2021 учебный год

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Беседа – это своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос.

Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. Это итоговые беседы, в которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Беседа – это активный метод умственного воспитания.

Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные, значимые факты, рассуждать, сравнивать, обобщать. В беседе формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

Беседа – эффективный метод активизации словаря, так как воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь ¼ - 1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Беседы – имеют воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать своих родителей? и др.). Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.

В беседе развиваются коммуникативные качества детей. Повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, выдержка, тактичность.

Темы бесед намечаются в соответствии с программой.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни и в различных видах деятельности.

В младших группах воспитание речевой активности начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики. Это могут быть привлекательные игрушки (звучащие, движущиеся, би-ба-бо), яркие картинки. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров (Кто тебе купил книжку? Какие у тебя есть игрушки?).

Для детей старшего возраста можно предложить вспомнить праздник, игры дома, на улице, любимые книжки, сказки и т.д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

В течение дня воспитателю необходимо поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т.д.

Беседа как метод формирования разговорной речи имеет структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

Цель начала беседы – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранние впечатления. Это может быть осуществлено с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес к предстоящей беседе, желание принять в ней участие.

Основная часть – это собственно сама беседа. Здесь необходимо сохранить эмоциональный характер беседы на всем ее протяжении.

Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональной: выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Приемы обучения.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: -Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Важны также вопросы, стимулирующие общение: про каких ребят можно сказать – это друзья? Какие удобства созданы для жителей города, на нашей улице? Меньшее место занимают вопросы репродуктивные (констатирующие): - Где? Что? Сколько? Как называется? Какой? Ответы могут быть краткими или подробными (но не полными).

Обучение детей вопросным формам речи.

Вопросы – это показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог – это умение вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении.

Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех и должны быть видны серьезные усилия их мысли.

Литература:

Бородич А.М. Методика развития речи детей, Москва «Просвещение», 1981.

Крылова Н. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей, д/в, 1973, № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикумдля родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

Практикум для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Проект «Метод схем и моделей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста на примере текстов военно-патриотической тематики»

Развитие связной речей у дошкольников посредсвом метода схем и моделей,  используя тексты военно-патриотической тематики...

Занятие – беседа на экологическую тематику в детском саду. Старшая группа Тема: «Кто такие насекомые?»

Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....