Игра -викторина "Юные грамотеи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Алексеева Татьяна Анатольевна

закрепление имеющихся знаний детей в области речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Д.С. № 125. ГОРОД КАЛИНИНГРАД

Конспект игры-викторины по развитию речи в старшей группе по теме:

«Юные грамотеи».

                                                                                                                                                               

Составила:

Алексеева Татьяна Анатольевна

2025 г.

Цель: закрепление имеющихся знаний детей в области речевого развития.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, умение взаимодействовать в команде.

Развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей; грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы.

Обучающие: обогащать и активизировать словарный запас детей, учить правильно отвечать полным ответом на вопросы.

Оборудование: мольберт, фишки, конверты с заданиями викторины, звездочки для капитанов команд, эмблемы для участников.

Предварительная работа: игры «Слова», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Найди свой домик», отгадывание загадок.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Сегодня у нас необычное занятие, а игра-викторина «Юные грамотеи». Вы уже разделились на команды - «Юные Эрудиты» и «Знайки» и выбрали капитанов. Пройдите к своим столам (изображение, как на эмблемах, но в увеличенном варианте).

- За каждый правильный ответ команда получает фишку, а в конце игры посчитаем фишки и узнаем, ребята из какой команды могут называться «Грамотеями». Отвечать необходимо по очереди. Если команда дала неверный ответ, ход переходит к соперникам.

 

Воспитатель: А теперь, друзья, внимание!

                         Ждут вас разные задания:

                         Словесные игры, шифровки из слов …

                         Посмотрим сейчас, кто ответить готов!  

                         Кто дружит со словом.

                         Команды готовы?

                         Начнём, как обычно, с разминки.

                         Отвечайте точно, быстро, без запинки.

Основная часть.

                 Разминка «Какой? Какая? Какие?»

              (Вопросы задаются по очереди)

сок из апельсина (какой?) - апельсиновый;

кровать из дерева (какая?) - деревянная;

кольцо из золота (какое?) – золотое;

кувшин из глины (какой?) -глиняный;

варежки из шерсти (какие?) -шерстяные;

платок из пуха (какой?) -пуховый;

кубики из пластмассы (какие?) - пластмассовые

каша из манки (какая?) - манная;

стакан из стекла (какой?) - стеклянный;

книга из бумаги (какая?) - бумажная.

Задание 1 «Собери слово»

   (Дети сидят за столом. На столах лежат перевёрнутые карточки)

Воспитатель: Вам надо собрать слово из начальных букв названий предметов изображённых на карточке.

Начали! (Дети поочерёдно читают полученное слово. Фишку получает та команда, которая первой выполнила задание).

 (Молодцы! Отлично!)

 

Задание 2 «Закончи предложение».

(Команды отвечают по очереди.)

-Такой же пушистый, как …..

-Такой же весёлый, как ….

-Такой же колючий, как ….

-Такой же хитрый, как …..

-Такой же смелый, как ….

-Такой же добрый, как…..

-Такой же толстый, как….

-Такой же трусливый, как….

-Такой же мягкий, как….

(Молодцы! Отлично!)

Задание 3 «Кто, где живёт?»

Воспитатель: Необходимо соединить картинки и составить предложение.

1 команда                                                           2 команда

1. скворечник – птица                                       1. кот, кошка – корзинка 

2. будка, конура – собака                                  2. дупло - белка

3. улей – пчелы                                                  3. аквариум- рыбка            

4. бобёр – платина                                             4. панцырь - черепаха

5. муравей – муравейник                                  5. нора - лиса

(Птица живёт в скворечнике который сделал человек. т.д. Дополнительную фишку получает команда, первая собравшая правильно картинки)

3. Физминутка

(Проводится под запись на тв)

 

Задание 4 «В гостях у сказки»

(Воспитатель предлагает командам подойти к мольбертам, на них располагаются конверты. В каждом конверте находятся разрезанные картинки с изображением из фрагментов сказок. «Серебряное копытце»- П. Бажов и «Купание медвежат» - В.Бианки. Капитаны команд берут конверты и достают содержимое.)

Воспитатель: Задание: необходимо собрать картинку на мольберте, назвать название сказки и автора.

(Для следующего задания команды переходят к столу с фишками. Становятся друг против друга. Ответивший правильно берёт фишку.)

Задание 5 «Он - она»

У меня для вас игра под названием «Он - она». Участники команд отвечают поочерёдно. Попрошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять.

  Он слон- она слониха.

  Он лось – она лосиха

  Он кот – она …

Ну, конечно, это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.  (Не ошиблись вы нисколько)

Так сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж – она моржиха.

Он заяц -она зайчиха.

Он бык – она…

Ну, конечно же, корова.

Поиграем, дети, снова.

Он тигр – она тигрица.

Он осёл – она ослица.

Он козёл – она…

Ну, конечно же, коза. За повтор игры все «за»?!

 

Он лев – она львица.

Он волк – она волчица.

Он кенгуру – она…

Ну, конечно, кенгуру. Продолжаем мы игру.

Ёж он – она ежиха.

Бобр он – она бобриха.

Конь он – она…

Ну, конечно же, лошадка. Всё у нас пока что гладко.

Он воробей – она воробьиха.

Он комар – она комариха.

Он гусь – она…

Не гусиха, а гусыня

Знайте это все отныне.

Он бегемот – она бегемотиха.

Он кашалот – она кашалотиха.

Он баран – она…

Ну, конечно же, овца. Доиграли до конца!

 

Итог занятия.

А теперь посмотрим у какой команды больше фишек. Капитаны команд посчитайте фишки. Поздравляю со званием «Грамотеи».

- Не стоит огорчаться проигравшей команде. Хоть вы и не выиграли, но были гораздо дружнее, рассудительнее, тщательно обдумывали каждый ответ. В следующий раз вам обязательно повезет. (Или по итогам проведённой викторины победила дружба.)

Рефлексия

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание было самым сложным?

- Наша игра-викторина подошла к концу. Все старались, были большие молодцы. Всем спасибо.  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по грамоте

Воспитатель предлагает детям обвести фломастером буквы, буквенные блоки, слоги. Сначала по просьбе воспитателя, затем произвольно....

Родительское собрание в форме квест-игры "Ловкий грамотей"

Данный материал рекомендован педагогам. Он поможет в более интересной и занимательной форме провести работу с родителями...

Игры по грамоте с использованием LEGO конструктора

Материал будет полезен и воспитателям, и родителям...

Интерактивная игра "Обучение грамоте с Петей и Полиной"

Процесс  освоения  грамоты сложный, большая  часть  которого  приходится  на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сфор...

Мастер – класс для родителей детей логопедической группы "Играя, обучаем грамоте"

Цель:  Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамотеЗадачи:Расширить знания родителей о предложении, составлении схемы предложенийУточнить знания о делении слов на ча...

Квест игра - обучение грамоте.

Создание оптимальных условий в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющих дошкольникам реализовать свои речевые и творческие способности....