Конспект ОД "Как хлеб на стол пришел"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Захарова Ирина Владимировна

- работать над интонационной выразительностью речи;

- отрабатывать дикцию детей, учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания;

- учить подбирать нужный тембр голоса для передачи характера героев;

- обогащать словарь детей устаревшими словами и выражениями: очи, выступает, будто пава, ступай себе с богом, простофиля;

 

- на примере сказок дать детям представление о богатстве, красоте, образности поэзии А. С. Пушкина;

 

-закрепить умения подбирать родственные слова;

 

-последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений;

 

-уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях;

 

-подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением;

 

-воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Задачи:

- работать над интонационной выразительностью речи;

- отрабатывать дикцию детей, учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания;

- учить подбирать нужный тембр голоса для передачи характера героев;

- обогащать словарь детей устаревшими словами и выражениями: очи, выступает, будто пава, ступай себе с богом, простофиля;

- на примере сказок дать детям представление о богатстве, красоте, образности поэзии А. С. Пушкина;

-закрепить умения подбирать родственные слова;

-последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений;

-уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях;

-подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением;

-воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.

Предварительная работа

Чтение сказок, беседа о Пушкине, рассматривание иллюстраций, фотографий с памятниками Пушкину,  выставки книг Пушкина.

Оборудование. 

Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам.

Ход занятия.

Приветствие:

                           Собрались все дети в круг,

                           Я – твой друг и ты мой друг!

                           Крепко за руки возьмёмся

                           И друг другу улыбнёмся.

На столе  выставка книг Пушкина.

Воспитатель:

«Ребята, как вы думаете, о ком и о чём мы сегодня с вами будем говорить?»

(ответы детей)

«У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит».

Кому принадлежат эти строки? (их написал поэт Александр Сергеевич Пушкин). Правильно, Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Он был очень талантлив, написал много поэм, романов в стихах, сказок. Посмотрите, поэзия Пушкина собрана в этих книгах (показывает на полки с книгами со стихами и сказками поэта). Пушкин жил давно. Но его сказки сегодня знают все – и взрослые, и дети. И вы их тоже знаете. Сейчас мы с вами вместе их вспомним. Но сначала я хочу прочитать вам несколько строк из стихотворенья «Зимнее утро», которое мне очень нравится.

«Мороз и солнце – день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный

– пора, красавица, проснись.».

В этом стихотворении поэт как бы к нам обращается. Дети, а вы заметили, как я прочитала первую строчку стихотворенья«Мороз и солнце – день чудесный»(с радостью, с восторгом, с улыбкой). А теперь вы попробуйте прочитать эту строчку с восклицанием (трое детей по очереди выполняют задание). А сейчас прочитайте эту же строчку с вопросительной интонацией (дети выполняют). Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? (кораблик). Какие строчки Пушкина приходят вам на память? («Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».) Кто знает, из какой сказки Пушкина эти строки? («Сказка о царе Салтане»). Молодцы! Как бы эти строчки прочитал комар? («тоненько, звонко»; дети выполняют). А как бы их прочитал кот учёный? («медленно, нараспев, протяжно»; дети выполняют). Правильно, в голосе кота слышится плавное мурлыканье. А как бы прочитал эти строчки дядька Черномор? («громко, сердито, неторопливо»; дети произносят).

«Бедненький бес под кобылу подлез, понатужился, понапружился, приподнял кобылу, два шага шагнул, не третьем упал, ножки протянул» (слайд на экране). Из какой сказки я прочитала отрывок? («Сказка о попе и работнике его балде»). Правильно. Пушкин очень любил сказки. В детстве ему рассказывала их его няня Арина Родионовна (слайд на экране). Когда Александр вырос и стал поэтом, эта любовь к сказкам не прошла, а стала ещё сильнее. Писал он свои сказки в стихах. Поэт говорил«Что за прелесть эти сказки!».

В каждой сказке есть зачин. Например, «Жили-были…»«В некотором царстве, в некотором государстве…». А как начинаются сказки Пушкина? (дети с помощью воспитателя вспоминают начало сказок).

Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?

(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)

Сказка она оттого и сказка, что в ней есть волшебство и чудесные превращения. Какие чудеса есть в сказках Пушкина? (дети вместе с воспитателем вспоминают волшебные моменты в сказках.

Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.) Рыбка предлагает нам поиграть.

Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом)

Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.

Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Игра «Слова-противоположности» (Из сказки)

Прекрасный – ужасный

Жадный – щедрый

Сварливый – приветливый

Ветхий - новый

Грубый – нежный

Умный – глупый

Широкий – узкий

Белый – черный

Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.)

Как выражает пёс свое предчувствие беды? ( иллюстрация) (Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)

Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? ( иллюстрация) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.)

Игра «Потому что… .»

Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели) .

Гвидон превратился в комара, потому что… .(ему захотелось попасть в дом отца Салтана) .

Все удивлялись чудесной белке, потому что (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды) .

Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят) .

Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону) .

Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана) .

Физкультминутка.

Мы по морю проплывали –

Птицу-лебедь увидали.

А как вышли мы на берег,

Там увидели мы терем,

Черномора, повариху,

Белку, бабу-Бабариху…

Раз, два, три, четыре, пять,

Любим сказки мы читать!

Д-и  «Скажи наоборот»

Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.

Игра с мячом.

- Старик добрый, а старуха … (злая).

- Старуха строптивая, а старик … (покорный).

- Сначала море спокойное, а потом … (бурное).

- Землянка была старая, а терем … (новый).

- Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой).

- Землянка была низкой, а терем … (высоким).

Д-и «В синем море-океане»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

На столе выставлены  камни, водоросли, раковины  и золотая рыбка.

- Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает?

(Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)

«Семейка слов»

Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования.
Игра с мячом.

- Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

- Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)

- Как называют пирог с рыбой? (рыбник)

- Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)

- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)

- А по-другому? (рыбак)

- Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)

- Что делал старик на море? (рыбачил)

- Как называют суп из рыбы? (рыбный)

. «Кого не стало?»

Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

- Кого не стало?

Д-и игра «Найди предметы из сказок Пушкина»

(дети находят предмет и обыгрывают его)

    «Свет мой зеркальце, скажи»,

«Петушок с высокой спицы»,

«Гости у князя Гвидона»

Безопасность «Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»

Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас рассказать эпизоды сказок по иллюстрациям. Что такое эпизод? Что такое иллюстрация? (Ответы детей)

На доске иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки.

Можно пересказ по парам. Индивидуально. Один начинает, а другой продолжает. Уточнение после пересказа.

Вот и заканчивается наше путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Давайте ещё раз перечислим, какие сказки мы знаем. А какая сказка больше понравилась и почему? (ответы детей).

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе по теме

«Путешествие по сказкам А. С.              Пушкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Откуда хлеб на стол пришел" Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Обогащать представления дошкольников о том, как делают хлеб, воспитывать уважение к людям, его создающим поможет данный материал....

Конспект комплексного занятия с использованием мультимедийных средств обучения "Как колосок хлебом на стол пришел".

Данное занятие построено на использовании медиапроектора. Воспроизводятся картинки с изображением этапов выращивания хлеба. Дети комментируют слайды заранее выученными стихотворениями. Проводятся...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Откуда хлеб на стол пришел?"

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба для изготовления хлебобулочных изделий.  Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить литературные знания детей, посвященны...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как хлеб на стол пришел».

Цели:• Закрепить знание о различии между городом и селом.• Обобщить знания о домашних животных.• Дать знания о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве.• Уточнить представление о тр...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб на стол пришел»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающейдействительностью для средней группы«Как хлеб на стол пришел»...

Конспект НОД по развитию речи "Как хлеб на стол пришел".

Знакомство детей с процессом выращивания и выпечки хлеба, активизация словарного запаса детей,развитие диалогической речи....