Мнемотаблица
материал по развитию речи (подготовительная группа)

нод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

"Как я умею пользоваться приёмами мнемотехники"

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.

Задачи:

- закрепить, обобщить знания педагогов по данной теме;

- дать навыки работы в группе;

- активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;

- раскрыть личностный потенциал педагогов;

- развить чувство работы в коллективе.

Участникипедагоги всех возрастных групп,  делятся на 3 команды «Умники», «Знайки», «Всезнайки», выбирается главный, жюри.

Регламент: 1 час.

Предварительная работа:

- изготовление  мнемотаблиц  по пальчиковой гимнастике;

- изучение научно – методической литературы по данной теме.

Реквизит:

-  жетоны;

-  листы бумаги, простой и цветные карандаши;

-  колокольчик, погремушка, бубен;

-  мультимедиа проектор с экраном.

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап.

2. Содержательный этап.

3. Практический этап.

Ход деловой игры.

1. Мотивационно – организационный этап.

Добрый день коллеги! Поговорим сегодня о мнемотехнике

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. 

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение,

- связную речь,

- мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Правила создания мнемотаблицы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого, к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

  •  Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение;
  • Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. 
  • И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, сказку. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и детей, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

Где можно использовать мнемотаблицы?

- Обогащение словарного запаса;

- Обучение пересказу;

- Составление рассказов;

- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- Отгадывание загадок;

- Проведение пальчиковой гимнастики.

Демонстрация мнемотаблиц  пальчиковой гимнастики.

Сейчас я Вас хочу познакомить с нашей работой проводимой в группе по данной теме. Мы, воспитатели, совместно с логопедом  разработали серию пальчиковых игр по лексическим темам, т.е. на каждую пальчиковую игру, по лексической теме мы делаем мнемотаблицу, в этом нам помогают родители – совместная работа педагогов и родителей и конечно детей.

Для каких целей мы используем мнемотаблицы?

Дети с интересом выполняют пальчиковую гимнастику, быстрее запоминают текст гимнастики, лучше концентрируют внимание.

В завершении моего выступления, можно сделать следующий вывод.

Я приглашаю Вас принять участие в деловой игре, где сможем применить свои знания по использованию мнемотехники в работе с детьми,  а с помощью заработанных жетонов мы сможем подвести итоги игры.

 

Правила деловой игры:

  1. Нужно выбрать капитана, кто будет выступать, 1 человек от команды;
  2. После задания приступать к выполнению, чья команда быстрее и готова отвечать, нужно позвонить музыкальными инструментами;
  3. Выступают все команды, но зарабатывает жетон та команда, которая справилась с заданием быстрее, далее задания оцениваются  жюри.
  4. Жюри оценивает лучший ответ и награждает жетонами.

2. Содержательный этап (презентация игры через мультимедиа)

Задание №1.  Угадайте название сказки, по предложенным мнемотаблицам

Нужно назвать сказку, и рассказать её содержание.

Чья команда быстрее назовёт, и расскажет сказку, получает жетон.

Задание №2.  По предложенным мнемотаблицам, назвать и придумать пальчиковую гимнастику. Ответы оценивает жюри.

3. Практический этап

Задание№3.  Составить мнемотаблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению. Мнемотаблицы оцениваются жюри.

4. Заключительный этап

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая большее количество жетонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

мнемотаблицы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....

Составление рассказа по мнемотаблице (картотека мнемотаблиц с текстами рассказов)

Как работать над составлением связного рассказа• Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.• В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляе...

«Мнемотаблица по стихотворению Т. Волжиной «Где чей дом?». Мнемотаблица по норвежской народной сказке «Пирог»

Мнемотаблицы — это визуальные вспомогательные средства, которые помогают запомнить информацию с помощью ярких образов и ассоциаций. Они могут включать в себя картинки, символы, слова и даже схем...

Мнемотаблицы "Сказки", Картотека мнемотаблиц "Русские народные сказки" для детей дошкольного возраста

Работаем с детьми мнемотаблицами для обучения пересказу и развития речи ....