Семинар-практикум для родителей подготовительной группы "Речевая готовность детей к школе"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Каштанова Галина Александровна

Семинар практикум был разработан с целью повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Речевая готовность детей к школе»

Подготовительная группа

                                                                      Выполнила: Каштанова Г.А.

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.

- Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями, направленными на развитие связной речи детей.

- Содействовать обмену опытом родителей в развитии речи детей в семье.

- Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком в ходе совместной речевой деятельности.

Участники: педагог, родители.

Организация: родители сидят за столами, образуя полукруг.

План проведения:

1. Вступительное слово педагога «Речевая готовность детей к школе».

2. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.

     3. Речевая готовность детей к школе.

      Практикум «Игры на развитие связной речи».

     4. Рефлексия.

Ход собрания

1. Вступительное слово педагога

Тема нашего родительского собрания «Речь будущего первоклассника».

Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию его речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая.

Как развить речь ребенка? Как сделать ее правильной и красивой? Наша анкетирование показало, что эти вопросы волнуют не только педагогов, но и родителей, так как речь выполняет множество разнообразных функций:

- средство общения,

- передача накопленного опыта,

-  регулятор поведения и деятельности людей.

2. Организация работы по развитию речи детей в группе.

Сегодня я расскажу вам о том, как мы организуем работу по речевому развитию детей в группе.

Слайдовая презентация с комментариями:

 Работа по развитию речи детей в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности:

- в образовательной деятельности по развитию речи мы выполняем различные упражнения для развития артикуляционного аппарата, учим образовывать и изменять слова, обогащаем словарь, учим вести беседу, составлять рассказы по сюжетной картине, по сериям картинок, из личного опыта, используем для этого различные методы и приемы;

- ежедневно в игровой деятельности - развиваем умение вступать в общение, побуждаем к речевому взаимодействию, закрепляем навыки, полученные на занятиях;

- в художественно-продуктивной деятельности, в ходе восприятия художественной литературы мы знакомим детей с разными фольклорными жанрами, обогащаем тем самым речь детей живыми, образными выражениями;

- в театрализованной деятельности - развиваем эмоциональность, интонационную выразительность речи.

В группе оформлен Центр речевого развития, в котором имеется разнообразный наглядный материал по лексическим темам: предметные и сюжетные картинки, игрушки, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для театрализованной деятельности, разнообразные книги для чтения и рассматривания.

3. Речевая готовность детей к школе.

 Сейчас мы с вами поговорим о речевой готовности ребёнка к школе и выработаем единую стратегию к подготовке наших детей к школе.

 Выделяют следующие критерии:

1) Звуковая сторона речи:

- четкое, правильное произношение всех звуков,

- достаточно хорошо сформированы и развиты фонематические процессы,

- умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости-мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком).

- навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова,

- умение выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет);

- умение определять место звука в слове, а также  количество и последовательность звуков в слове.

- умение определять количество слогов в слове. Ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

Хочу отметить, что на каждом занятии по развитию речи мы должное внимание уделяем формированию навыков звукового анализа, используем для этого разные игры и упражнения, например, используем игру «Подбери к схеме слово» (слайд). Наши воспитанники легко справляются с этими задачами.

2) Словарный запас ребенка в семь лет должен (слайд) быть равен примерно 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать; уметь называть синонимы, антонимы; видеть различные значения многозначных слов (идут дожди, идут часы, идут люди; ручка двери ,ручка кружки, пишущая ручка). Для этого необходимо упражнять детей в таких играх как «Скажи наоборот»«Скажи точнее», «Назови, что делает» (например, строитель строит, учитель учить, заяц бежит, птица летает и др.) или «Скажи какой (какая, какое, какие) (например, зима холодная, платье красивое, дети умные и др.)

Предлагаю и вам поупражняться:

Упражнение «Скажи точнее»

Цель: упражнять в употреблении в речи синонимов

Хозяйка гостеприимная… (радушная, хлебосольная)

Человек должен думать… (размышлять)

Ребенок может спешить (торопиться, мчаться, нестись)

Дети могут шалить (баловаться, забавляться, развлекаться, веселиться)

Упражнение «Многозначные слова»

Цель: Познакомить с многозначными словами.

Предлагаю назвать, какие вы знаете иголки. ( швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.)

3) Ребенок-первоклассник должен уметь: (слайд)

- пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

-согласовывать имена существительные с числительными (пятеро друзей, третья неделя и т. п.);

- уметь образовывать слова сравнения (красивее, длиннее, важнее)

- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).

- уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги (из-под стола, из-за дерева)

Мы ежедневно организуем такие игры и упражнения, например:

 Игра «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.

Ход игры:

      У зайца длинные уши – он длинноухий.

      У цапли длинные ноги – она длинноногая.

Игра «Чей-чья-чьи»

Педагог демонстрирует картинки животных родителям, они называют часть его тела. Родители должны назвать, чьи рога, лапы, хвост, нос и т. п.

Образец: лисья морда, волчьи лапы…

4) Связная речь (слайд).

Ребенок-первоклассник должен:

- уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания, использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

- владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.

- владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Это одна из главных задач для нас сегодня. И мы обращаемся к вам - давайте вместе решать данные задачи и организовывать дома, например, такие игры и упражнения, как:

Игра «Продолжи фразу»

Педагог зачитывает незаконченные фразы, родители должны их продолжить (слайд) 

Листья на деревьях пожелтели, потому что….

Солнце ярко светило, и поэтому…

Снегурочка растаяла, потому что…

 Если на улице идет дождь, то…

Игра в парах. «Разложи картинки с  развитием сюжета и составь рассказ»

Педагог: в этой игре дети должны научиться вести диалог, договариваться, быть вежливыми.

При рассказывании по серии картинок у детей развивается монологическая связная речь.

Практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, поведенческих, социальных – происходят у всех детей начальных классов с нарушениями речи.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

4. Рефлексия

Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии.

Родители делятся впечатлениями.

Педагог: в заключении нашей встречи хочу еще раз обратить внимание на культуру родного языка и отметить, что нам с вами следует помнить -  когда ребенок слышит правильную речь, он невольно воспринимает её, и приобретает навык могущественной силы привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво, грамотно, выразительно! Успехов вам в развитии речи ваших детей!

В конце собрания педагог вручает родителям памятки «Развиваем речь детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы. «Готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей подготовительной группы.  «Готовность ребёнка к школе» Подготовка к школе – процесс многоплановый.В детском саду  дети получают навыки сче...

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"...

Консультация для родителей подготовительной группы "Готовность ребенка к школе".

Подготовка к школе - процесс многоплановый. в детском саду дети получают навыки счета,чтения,развивается мышление,память,внимание, усидчивость, любознательность. Прививается любовь к труду.Готовность ...

Консультация для родителей На тему: « Готовность детей к школе» (подготовительная группа)

Каждую заботливую маму волнует вопрос о том, готов ли её ребёнок пойти в школу  и быть успешным учеником. Как в этом разобраться?...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовность детей к школе»

Так что же такое «готовность к школе» в целом?Что такое готовность к школе? Первое, что приходит на ум, - это научить детей писать, считать и читать. Но это еще не все. Очень важна психоло...

Консультация для родителей подготовительной группы “Готовность детей к школе»

Консультация для родителей “Готовность  детей к школе» Как подготовить ребенка к школе?Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать зан...