Семинар-практикум «Речевые игры с использованием «ЛЕГО-конструктора»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ряполова Елена Борисовна

Применение ЛЕГО при организации деятельности по речевому развитию способствует:

- закреплению звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки, слоги, слова и т.д.);

- развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования;

- формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами, образование сложных слов и т.д.);

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_rechevye_igry.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК» КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ п. Маршала Жукова Подготовила воспитатель Ряполова Е.Б. Семинар-практикум для воспитателей «Речевые игры с использованием «ЛЕГО-конструктора»

Слайд 2

В современном мире с каждым годом растет процент ребят с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, они дают односложные ответы и многое другое. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные задачи. На сегодняшний день наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В этот конструктор с удовольствием играют и взрослые, и дети.

Слайд 3

Применение ЛЕГО при организации деятельности по речевому развитию способствует: - закреплению звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки, слоги, слова и т.д.); - развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования; - формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами, образование сложных слов и т.д.);

Слайд 4

- развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида); - знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте; - овладению звуко -буквенным анализом и слого -звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных); - развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); - тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи).

Слайд 5

Речевые игры по развитию звукопроизношения Игра «Звуковой коврик» Цель : закрепление навыка произнесения изолированного звука Оборудование : лего -платформа и набор лего -фишек синего и зеленого цветов равного количества. Ход игры : ведущий предлагает игроку/игрокам выложить произвольно коврик из лего -фишек. Затем просит «пройти» по коврику и назвать звуки в соответствии с лего -фишками: на фишку синего цвета произносить слово с твердым заданным звуком, на фишку зеленого цвета произносить слово с мягким заданным звуком. Игра «Заведи грузовик» Цель : закрепление навыка произнесения изолированного звука «Р». Оборудование : набор лего -деталей для постройки грузовика и игровое поле. Ход игры : ведущий предлагает игроку собрать из лего грузовик, которому предстоит «проехать» весь путь, делая остановки около заправочных станций. Грузовик становится на начало игрового поля. Игрок произносит длительно звук Р и продвигается по игровому полю.

Слайд 6

Речевые игры по развитию словаря Игра «Сравни постройки» Цель : закрепление навыка образования слов-антонимов. Оборудование : наборы лего -деталей для построек 2 башен, 2 мостиков, 2 дорожек, 2 горок. Ход игры : ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Каждой паре необходимо сделать диаметрально противоположные постройки, сравнить их между собой и назвать. Примерные ответы: широкая арка — узкая арка, высокий дом — низкий дом. Игра «Кто что делает? Кто как голос подает?» Цель : развитие глагольного словаря. Оборудование : наборы лего -деталей для постройки домашних животных и птиц. Ход игры : ведущий предлагает игрокам выполнить постройки, ответить на вопрос «Что делает? Например, «Курица что делает? Ходит, клюет, бегает, квохчет, кудахчет, сидит (на гнезде) и т.д. Кто как голос подает? Лошадка ржет, собака лает и т.д.

Слайд 7

Игра «Выбираем одежду для Маши и Миши» Цель : развитие словаря по теме «Одежда», дифференциация женской и мужской одежды. Оборудование : 2 шкафчика, сделанные из лего -конструктора. На одном шкафчике эмблема «девочка Маша», на другом «мальчик Миша». Набор предметных карточек с изображением одежды. Ход игры : ведущий предлагает игрокам разделиться на две команды: девочки и мальчики. Девочкам нужно отобрать одежду для Маши, мальчикам – для Миши. Игра «Часть и целое» Цель : закрепление знаний о частях предметов, развитие словаря существительных. Оборудование : наборы лего -деталей для постройки предметов мебели: например: стул, кресло, диван, кровать. Ход игры : ведущий предлагает игрокам определить, какой предмет мебели каждый из них будет собирать. После сборки называют предмет мебели, который они собрали, и части этого предмета. Например: это стул, у него есть спинка, сиденье, ножки.

Слайд 8

Речевые игры по развитию звукового анализа Игра «Посели в домик» Цель : развитие умений простого звукового анализа. Оборудование : лего -домики с крышами синего, красного и зеленого цвета. Ход игры : ведущий предлагает назвать предмет на картинке и определить первый звук в слове, затем «поселить» в домик. Например: утка — первый звук У нужно поселить в домик с красной крышей; ракета — первый звук Р, в домик с синей крышей, перец — в домик с зеленой крышей. Игра «Гномики и великаны» Цель : развитие умений словообразования существительных. Оборудование : 2 лего -человечка, один большой — великан, другой маленький — гномик. Ход игры : ведущий предлагает игроку рассмотреть 2 игрушки: великана и гномика, рассказывает игроку о том, что нужно распределить предметы, изображенные на картинках. Примерный перечень предметов на картинках: дом, домик, стол, столик, стул, стульчик, кровать, кроватка, диван, диванчик, брюки, брючки и т.д.

Слайд 9

Речевые игры по развитию грамматического строя речи Игра «Составь предложение» Цель : закрепление навыка составления предложений из 3, 4 слов. Оборудование : лего -модели: мальчик, девочка, ель, дом, машина, самолет, кот, собака, лошадь; 1 схема предложения из 3 слов, 1 схема предложения из 4 слов; 2 лего -детали желтого цвета 2×6 (для обозначения слова), 2 лего -детали для обозначения слова в начале предложения с большой буквы и 1 деталь желтого цвета 2×2 (для обозначения предлога). Ход игры : ведущий предлагает рассмотреть первую схему предложения из трех слов и составить по ней предложение, отобрав из набора необходимые постройки и лего -детали. Затем аналогично играют со второй схемой предложения из 4 слов, также третья и четвертая схема. Игра «Загрузи грузовичок» Представлен грузовик, цифры от 1-5, 5-10, лего -кирпичики, лего -кубики. Нужно загрузить заданное количество кубиков или кирпичиков в грузовик, считая их. Можно загрузить предметы по изучаемой лексической теме, на автоматизируемый звук.

Слайд 10

Игра «Один - много» Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число. Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе. Игра «Огромный, средний, маленький» По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая. Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – « сумище – сумка – сумочка»).

Слайд 11

Игра «Изучаем предлоги» Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре с постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д. Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть. Игра «Где Матрешка?» Наглядный материал: постройки из лего ( домик, кровать, машина), игрушечная матрешка Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину. Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.

Слайд 12

Игра «Дерево родственных слов» Цель : учить образовывать однокоренные слова. Материал : постройка «дерево» Ход : «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек (кирпичик зелёного цвета). Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Слайд 13

Игра «Построим сказку» Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет. Игра «Построй конец истории» Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить её конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п. Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа. Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.

Слайд 14

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с использованием ЛЕГО конструктора

Игра занимает главное место в жизни дошкольника...

Консультация для педагогов «Игры с использованием Лего-конструктора в детском саду»

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольные учрежденья. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себ...

Математические игры с использованием лего-конструктора

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор LEGO занимает особое место. Использоват...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Игры с использованием ЛЕГО- конструктора в коррекционной работе учителя-логопеда по обучению грамоте»

Мастер-класс для педагогов Тема: «Игры с использованием ЛЕГО- конструктора  в коррекционной работе учителя-логопеда по обучению грамоте» учитель-логопед: Крайнова Р.Н....

Дидактические игры с использованием Лего-конструктора

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие зрительного восприятия, развития внимания, памяти, воображе6ния....

Дидактические игры с использованием Лего-конструктора

Элементы Лего-конструктора можно использовать не только для конструирования, но и в дидактических играх и упражнениях....

Дидактические игры с использованием Лего - конструктора, как эффективное средство развития речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры для детей среднего возраста по развитию речи с использованием Лего - конструктора....