Выступление на муниципальном фестивале инновационных идей 2023-2024
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Выступление и презентация мастер- класса "Стимулирование развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики на основе русского фольклора"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.33 КБ | |
| 13.38 КБ | |
| 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Мастер – класс
Стимулирование развития речи детей раннего возраста посредствам пальчиковой гимнастики
на основе русского фольклора
воспитатель 1 кв. категории:Фандюшина Н.А.
воспитатель 1 кв. категории: Шафигулина В.Б.
Цель нашего мастер - класса:знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми для работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился, повысился процент не говорящих детей раннего возраста.
Возможно, это связано с тем, что родители меньше говорят с детьми. Дети и сами не пытаются говорить, потому что больше смотрят и слушают. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Известный исследователь детской речи Марионилла Максимовна Кольцова утверждает,что «тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше».
Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук очень разнообразны.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнениюКроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь…
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что стимулирует развитие речи.
Для развития мелких мышц пальцев и кистей рук мы руководствуемся принципами: системности, последовательности и эмоциональной наполненности.
•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением;
•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно;
•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным (Имеющий практическое назначение или направленный на достижение практических целей, извлечение материальной пользы.) и оцененным.
Разучивание игр предполагает несколько этапов:
1 – этап. Знакомство с игрой.
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2-й этап. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3-й этап. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4-й этап. Ребёнок выполняет движения с помощью взрослого, который произносит текст.
5-й этап. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Создавая атмосферу эмоционального комфорта, через воспроизведение знакомых сказок, потешек, сопровождающихся интересными действиями и движениями кистей и пальцев рук в группе детей раннего возраста мы способствуем облегчению периода адаптации у малышей к детском саду.
Использование «сказок с движениями», как показала практика нашей работы с детьми раннего возраста, даёт быстрый положительный результат. Дети, играющие в группе в «сказки с движениями», не только стремятся к речевой деятельности и успешнее справляются с заданиями на мелкую моторику, но и:
- охотнее идут в группу утром,
- быстрее успокаиваются после расставания с родителями,
- легче включаются в совместную деятельность с педагогом,
- меньше испытывают негативных эмоций и переживаний в течение дня.
То есть проходят адаптационный период с минимальным ущербом для физического и психического здоровья, что и является в нашей работе главным.
Для оптимизации адаптационного периода у детей раннего возраста и стимулирования развития речи, мы отобрали максимально простые сказки, включающие в себя минимальное количество героев, повторяющиеся фразы персонажей в сказке, которые позволят легко запомнить последовательность движений и запомнить алгоритм их выполнения.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать не только в условиях детского сада и в кругу семьи. Мы предлагаем родителям воспользоваться разработанной нами картотекой пальчиковых игр на основе русских народных сказок и потешек. По данной теме было проведено родительское собрание, на котором родители познакомились с методами и приёмами проведения пальчиковых игр.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в Сказку.
«Здравствуй, сказка!» (В. Берестов)
Солнце, дождик, приходите,
Сделать приглашающий жест сначала одной рукой, затем другой).
Детям сказку приводите!
(Похлопать в ладоши)
А из тучи гром, гром
(Постучать кулачками по столу)
Загоняет в дом, в дом.
(Соединить руки над головой – «крыша»)
Покажись из тучи, солнце,
(Поднять руки вверх, запястья соединить, сжимать и разжимать пальчики каждой руки попеременно)
Загляни скорей в оконце,
(Сложить ладошки перед лицом, затем раскрыть их и приставить к щекам – «глядим в окошко»)
Освети скорей светлицу,
(Поднять руки вверх и развести в стороны, описывая дугу)
Расскажи нам небылицу.
(Левую руку выставить перед собой горизонтально, правую – вертикально, указательный палец правой руки приложить к правой щеке, покачать головой вправо и влево).
Пальчики мы с вами размяли. А теперь познакомимся с пальчиковой гимнастикой, которая называется «Рукавичка».
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Основные приёмы пальчиковых игр
• «Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
• «Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
• «Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
• «Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
• «Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей:
• «Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
• «Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
• «Клювики» — большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
• «Коза» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевеливать ими;
• «Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;
• «Маятник» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
• «Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
• «Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
• «Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
• «Коготки» — прямые пальцы разведены, напряжены — ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
• «Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
• «Бутон» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки;
• «Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
ПАМЯТКА
Основные приёмы пальчиковых игр
• «Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
• «Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням;
• «Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
• «Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;
• «Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей:
• «Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
• «Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
• «Клювики» — большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
• «Коза» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевеливать ими;
• «Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;
• «Маятник» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;
• «Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
• «Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
• «Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
• «Коготки» — прямые пальцы разведены, напряжены — ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
• «Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
• «Бутон» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки;
• «Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер - класса: знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми для работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что стимулирует развитие речи.
Для развития мелких мышц пальцев и кистей рук мы руководствуемся принципами: • Системности проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением; • Последовательности - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно; • Эмоциональной наполненности. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным (Имеющий практическое назначение или направленный на достижение практических целей, извлечение материальной пользы.) и оцененным.
1 – этап. Знакомство с игрой. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. Разучивание игр предполагает несколько этапов: 2-й этап. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3-й этап. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4-й этап. Ребёнок выполняет движения с помощью взрослого, который произносит текст.
5-й этап. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Работа с семьёй
«Здравствуй, сказка!» (В. Берестов) Солнце, дождик, приходите, Сделать приглашающий жест сначала одной рукой, затем другой). Детям сказку приводите! (Похлопать в ладоши) А из тучи гром, гром (Постучать кулачками по столу) Загоняет в дом, в дом. (Соединить руки над головой – «крыша») Покажись из тучи, солнце, (Поднять руки вверх, запястья соединить, сжимать и разжимать пальчики каждой руки попеременно) Загляни скорей в оконце, (Сложить ладошки перед лицом, затем раскрыть их и приставить к щекам – «глядим в окошко») Освети скорей светлицу, (Поднять руки вверх и развести в стороны, описывая дугу) Расскажи нам небылицу. (Левую руку выставить перед собой горизонтально, правую – вертикально, указательный палец правой руки приложить к правой щеке, покачать головой вправо и влево).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном Фестивале педагогических идей на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Доклад воспитателя по экологическому воспитанию детей с применением проектной технологии...

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)
Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Выступление на Муниципальном фестивале "Ясненская звездочка"
В этом материале я описываю подробности выступления детей на фестивале...

Сценарий выступления на муниципальном фестивале " Вместе мы- сила".
Сценарийвыступления на муниципальном фестивале «Вместе мы- Сила»2022год ♫ №1Выходят ведущие с двух сторон, встают к микрофонам.1 Ведущий: «Добры дзень»!2 Ведущий:Мы рады п...

Выступление на муниципальном фестивале инновационных идей
Выступление и показ мастер-класса с презентацией "Изготовления платочных кукол с использованием техники ковровой вышивки"...
Выступление на муниципальном фестивале инновационных идей "Педагогический вернисаж" 2022-2023 учебный год
Выступление и показ мастер - класса с презентацией "Изготовление платочной куклы с использованием техники ковровой вышивки"...
Выступление на муниципальном фестивале инновационных идей "Педагогический вернисаж" 2023-2024 учебный год
Выступление и презентация мастер - класса "Стимулирование развития речи детей раннего возраста посредствам пальчиковой гимнастики на основе русского фольклора"...
