Дидактические игры и упражнения по развитию речи на тему: « Весна ». 12.03.25 г.
картотека по развитию речи (старшая группа)

СтавцеваРузиляАсфановна

Дидактичсекие игры и упражнения по развитию речи у дошкольников на тему "Весна". 12.03.25 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи  у дошкольников с на   тему: « Весна »

 

1.Игра «О чем сегодня будем говорить?»

Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко падают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла… (Весна)

                               

-Что происходит весной в природе?

2. Игра «Приметы весны»

Цель: уточнение  представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.

Предлагаются детям картинки с изображением весенних явлений. (светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.).

Вы внимательно посмотрели и послушали о приметах весны, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны.

3. Игра « Без чего не может быть весны?»

Цель: упражнение детей  в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без …(луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (грозы).

Весна не может быть без…(майских жуков).

Весна не может быть без…(проталин).

Весна не может быть без…(капели).

Весна не может быть без…(подснежников).

 И т.д.

4. Игра «Назови словечко»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение  подбирать слова-признаки, согласовывать существительное с прилагательными.

У логопеда в руках желтые полоски. Он приглашает детей выйти и встать вокруг желтого круга.

Л: Перед нами солнышко. Чтобы оно засияло и стало греть, нам нужно сделать лучики. Каждый из вас возьмет у меня по одному лучику и положит на солнышко, сказав о том , какая бывает весна, например : теплая, ласковая…

5. Игра «С кем или с чем дружит весна?»

Цель: расширение  и активизирование  словаря по теме, формировать навык составления предложений с союзом потому что.

Выставляются  картинки: снеговик, солнышко, птицы, насекомые, снег, подснежники и предлагает детям сказать, с кем или с чем дружит весна.

Например, весна дружит с птицами, потому что весной птицы прилетают из теплых стран. Весна не дружит со снеговиком, потому что весной он тает.

6. Игра «Подбери слово»

Цель: подбор существительных к глаголу.

Греет… (солнце)

Тает… (снег)

Журчит… (ручей)

Набухают…(почки)

Капает…(капель)

7. Игра «Подбери как можно больше слов  - действий?»

Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Солнце - …греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.

Снег - …тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.

Сосульки - …капают, тают, падают, висят.

Ручей- …бежит, течет, журчит, звенит.

Птицы- … прилетают, поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.

8. Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение  подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Солнце (какое?) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.

Почки (какие?) – клейкие, набухшие, ароматные.

Листья (какие?) – зелёные, душистые, молодые.

Ручьи (какие?) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.

9. Игра «Весенняя поляна»

Цель: упражнение  детей в согласовании существительных с прилагательными.

  Предлагается детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.

« Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день- весенний день.

(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)

«А теперь давайте посмотрим , чего бывает много весной».

 (Проводится по картинкам)

10. Игра « Один - много»

Цель: согласование имен числительных и имен существительных.

Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)

Ручей - ручьи – ручьев.

Дерево - деревья – деревьев.

Туча – тучи – туч.

Проталина – проталины – проталин.

Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек.

Почка – почки – почек.

Гроза – грозы – гроз.  И т. д.

11.Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ручей - (ручеек)

Солнце - ( солнышко)

Гнездо - ( гнездышко)

Лист – (листик)

 Птица – (птичка)

 Дерево – (деревце) и т. д.

12.Игра «Наоборот»

Цель: обучение подбирать антонимы к словам.

Снег зимой чистый, а весной …

( грязный)

Зимой дни холодные, а весной …

( теплые)

Зимой солнце тусклое , а весной …

( яркое)

Зимой небо пасмурное , а весной…  (ясное)

13. Игра  «Умный словесник»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи.

-Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. (Капель)

-Совсем маленькая капля. (Капелька)

-Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд. (Оттепель)

-Место, где стаял снег и открылась земля. (Проталина)

-Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. (Половодье)

-Небольшой водный поток. (Ручей)

-А как назвать его ласково? (Ручеёк)

14. Игра «Посчитай-1,2,5». 

Цель: согласование имени существительного с числительными.

Один ручей – два ручья – пять ручьев.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. И т. д.

15. Игра «Найди ошибки»:

Цель: развитие  слухового внимания, обогащение  словарного запаса по теме.

Предлагается детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному предложению, дает возможность ребятам найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.

 

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники).

16. Игра « Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания.

Произносите слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.

Пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое , ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.

17. Игра «Скажи правильно»

 Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, слухового внимания.

Распускаются почки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

18. Игра «Почемучка»

Цель: составление предложений с союзом потому что .

Почему тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т.д.

19.Игра «Назови звук»

Цель: развитие  фонематического слуха, учить определять последний звук в словах.

Слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.

сильный -…                 прозрачный -…                радостный -…

20. Игра «Повтори и объясни»  (знакомство с пословицами и поговорками)

Цель: обучение  детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Матушка весна – всем красна.

В апреле земля преет.

 Февраль богат снегом, апрель водой.

 Весна и осень – на дню погод восемь.

Май, май , да шубу не снимай.

Апрель с водой , май с травой.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

22. Игра «Заклички»

Цель: развитие общих речевых навыков, интонационная  выразительность речи, сила голоса.

      Ждем, весна, давным- давно,

      А ты бродишь где-то!

      Без тебя ведь не придет

      Солнечное лето!

        Солнышко ясное, нарядись.

        Солнышко красное покажись.

        Платье алое надень,

        Подари нам ясный день!

                                         

24. Игра « Мой рассказ о весне»

Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов».

Консультация  для    родителей.   Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов»....

Статья на тему:«Дидактические игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей с ТНР»

В данной статье подобраны игры и упражнения разного уровня сложности (для детей от 3 до 8 лет), которые направлены на формирование у детей грамматически правильной речи,расширение словаря, развитие ло...

Статья на тему:«Дидактические игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей с ТНР»

В данной статье подобраны игры и упражнения разного уровня сложности (для детей от 3 до 8 лет), которые направлены на формирование у детей грамматически правильной речи,расширение словаря, развитие ло...

Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи. Лексическая тема «День Победы».

Цель: Закрепить представление о том, как русские люди защищали свою страну в годы Великой Отечественной войны, как народ чтит память павших за свою свободу. Воспитывать уважение к памяти героев, ...