Сборник «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи по лексическим темам».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Смычкова Ирина Александровна

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_r.r.docx245.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №27

Муниципального образования Усть-Лабинский район

Сборник

«Дидактические игры и упражнения

на развитие грамматического строя речи по лексическим темам».

(для старшего дошкольного возраста)

http://dshi33.ru/images/kanikuli_sroki.jpg

Автор: Смычкова И.А.

Пояснительная записка.

         Важнейшей задачей детей дошкольного возраста является развитие речи: умение связно, грамматически правильно общаться. В основу формирования правильного высказывания положена такая единица речи, как предложение. Умению правильно, грамотно строить предложения способствует практическое усвоение всех грамматических категорий, что является базой для развития речи ребенка. Ведь если ребенок неправильно говорит (пропускает предлоги, путает окончания), то он неправильно и понимает фразу. Проблема развития грамматических категорий у детей дошкольного возраста очень актуальна, так как в последнее время отмечается увеличение количества грамматических ошибок не только у детей с общим недоразвитием речи, но и у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.

Данный сборник дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи по лексическим темам поможет формированию грамматических категорий у детей дошкольного возраста через самую доступную для них деятельность – игру, что и определяет основную цель пособия.

Задачи, решаемые с помощью пособия:

 - практическое усвоение некоторых способов словообразования;

- практическое употребление существительных в косвенных падежах;

- усвоение навыков согласования слов в предложении;

- употребление предлогов;

 - усвоение слов – синонимов и слов – антонимов.

Помимо этого, пособие поможет ребенку при развитии психических процессов: внимания, памяти, мышления.

 В основу данного пособия положен комплексный тематический метод в сочетании с наглядными, игровыми приемами. В пособии реализуются такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом требований "Программы воспитания и обучения в детском саду" и методических рекомендаций, применяемых в работе с дошкольниками с ОНР. Игры и упражнения согласовываются с лексической темой, поэтому при проведении любого занятия легко выбрать соответствующую игру на развитие грамматических категорий. К каждой игре ставится цель: "Назови ласково"- образование слов при помощи уменьшительно - ласкательного суффикса; "Сосчитай до пяти" – согласование числительного с существительным. Также к каждой игре дается описание используемых пособий, в основном, это – наборы картинок, игрушки, которые легко подобрать в каждом дошкольном учреждении. Для примера в пособии представлены иллюстрации к некоторым дидактическим играм.

Методическое пособие предназначено для детей старшей и подготовительной к школе группе. Разграничение игр по возрасту не проводится сознательно, ведь в зависимости от индивидуальных возможностей, ребенок может справиться с одной игрой и в пятилетнем возрасте, а может и в шесть - семь лет допускать ошибки. Исходя из индивидуальных особенностей детей, педагог при проведении занятий легко может подобрать игру из предложенного списка.

Методическое пособие может быть использовано логопедами дошкольных учреждений, воспитателями логопедических и массовых групп ДОУ, а также родителями, желающими улучшить речевое развитие своего ребенка. Применение пособия поможет в проведении занятий с детьми, сделает их более интересными и разнообразными.

Лексическая тема

Дидактические игры и упражнения

Цель

Пособия

Осень. Деревья.

1. "Сосчитай листочки". Игра усложняется: ребенок считает березовые листочки, липовые и др. (Один тополиный листочек, два… пять тополиных листочков)

 2. "Времена года". 4 ребенка берут себе имена: Зима, Весна, Лето, Осень, остальные дети должны их расставить по порядку проговаривая вслух: "Осень идет за Летом, Зима перед Осенью, Весна после Зимы, но перед Летом" .

3. "Что лишнее?".  Какое слово не подходит? (дождь, дождичек, подожди, дождливый; осень, осеннее, синий,…)

4. "3 листа" раскладываем картинки с изображением трех разных листьев. Ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат. ("Дубовый лист между кленовым и березовым" или "Дубовый лист – справа от рябинового и слева от тополиного).

- согласование числительных с прилагательным и существительными;

- понимание грамматических форм.

Наборы с различными листочками, шапочки с изображением снежинок, капели, ягод и цветов, желтых листьев, листья различных деревьев.

Грибы

1."Один – много".  (Один гриб – много грибов, одна лисичка...)

2. "Продолжи предложение".  

Мы пошли в лес за опятами, маслятами....

Грибы растут в лесу около пней…

Грибы можно сорвать, срезать, засолить…

3. "Назови ласково".  (Гриб – грибок, боровик – боровичок)

-образование имен существительных в Р.п. мн.ч.;

-употребление в речи существительных в Т.п. мн. ч.;  

-употребление в речи существительных в Р.п. ед. и мн. числа;

-подбор глаголов;

-образование слов при помощи уменьшительно - ласкательного суффикса.

Муляжи грибов, предметные картинки с изображением грибов.

Овощи

1."Какие бывают" (морковь сочная, сладкая…)

2."Сосчитай до пяти" (один огурец, два огурца… пять огурцов)

3."Назови ласково" (огурец – огурчик, помидор – помидорчик…)

4. "Подбери пару" (огурец – большой, а кабачок – больше, петрушка высокая, а укроп выше…)

5. "Что делают в огороде?" (вскапывают, сеют…)

-подбор прилагательных к существительному;

-согласование числительного с существительным;

-образование слов при помощи уменьшительно - ласкательного суффикса;

-образование сравнительной степени качественных прилагательных;

-подбор глаголов.

Муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей.

Фрукты

1. "Назови ласково" (Яблоко – яблочко…)

 

 2. "Продолжи предложение" (В магазине продается много персиков, груш, яблок...)

3. "Расскажи о фрукте" (по картинке подбирают к предмету – фрукту как можно больше прилагательных)

 4. "Подбери пару" (яблоко – сочное, а апельсин – сочнее…)

-образование слов при помощи уменьшительно - ласкательного суффикса;

- употребление в речи существительных в Р.п. мн. числа;

- подбор прилагательных;

 

-употребление сравнительной степени прилагательных.

Муляжи фруктов, предметные картинки с изображением фруктов.

Ягоды.

Домашние заготовки.

1. "Что где растет?" (Свекла растет на грядке, черника в лесу, яблоко – в саду и т.д.)

2. "Продолжи предложение" (В огороде выросло много огурцов…)

3."Назови ласково" (клубника – клубничка..)

4. "Какое варенье сварили" (из брусники – брусничное, из вишни – вишневое…)

5. " Какой сок приготовили?" – см. игру № 4.

6. "Что, где лежит?" (под шкафом, на столе…).

- классификация предметов;

- употребление существительных в Р.п. мн.ч.;

- употребление слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- образование прилагательных от существительного;

- употребление предлогов на, под, в, около.

Игру можно проводить с использованием панно "Лес","Огород","Сад". (на панно прорези, куда вставляется соответствующая картинка),

муляжи (картинки) ягод и фруктов.

Дикие животные.

1. "Продолжи предложение". (В лесу живет много волков, лис… Мы можем встретиться в лесу с ежиком, лосем…) 2. "Сосчитай до пяти" (Один заяц, … пять зайцев)

3. "Что перепутал художник?"

4. "Чья морда? Чей хвост?" (лисий, волчий…).

-употребление существительных в Р.п. мн. числа и Т.п. ед. ч.;

-согласование числительных с существительным образование притяжательных прилагательных.

Картинки с изображением различных животных, частей тела животных.

Дикие животные готовятся к зиме.

1. "Чей дом" (Берлога – дом медведя, медвежий дом; логово - …, нора - …, дупло…)

2. "Назови ласково" (Белка – белочка…)

3. "Кто где спрятался?" (см. игру "Что где лежит?" тема "Ягоды")

-образование существительных в Р.п., образование притяжательных прилагательных.

-употребление слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

-употребление предлогов на, над, под, за, перед, в и др.

Игры можно проводить с помощью игрушек или картинок, можно использовать нарисованное панно.

Перелетные птицы.

1. "Продолжи предложение" (Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей… Мы расстаемся до следующей весны со стрижами…)

2. "Чьи крылья" (У журавля – журавлиные…)

3. "Исправь ошибку" (Черная стриж – я правильно сказала? Курочка грызет зернышки ?)

4. "Какое слово лишнее?" (Утка, утиный, минутка, уточка; крыло, крылышко, Крым, крылья и т.д.

-употребление существительных в Р.п. и в Т.п. мн. числа;

-образование притяжательных прилагательных;

-согласование прилагательных с существительным в роде и числе;

-понимание грамматических форм.

Предметные картинки.

Зимующие птицы.

1. "Назови ласково" (голубь – голубок, снегирь – снегирёк…)

2. "Какое слово лишнее?" (Голубь, голубок, голубиный, голубой; сова, совушка, совет, совята).

 3. "Кто как говорит?" (воробей чирикает, ворона…)

4. "Исправь ошибку" ("Белый сова –,черный ворона - , серое голубь - ,снегирь клевала хлеб, сорока сидел на заборе - , ворона чирикала на солнышке).

5. "Чем больше, тем лучше" демонстрация при помощи птички, сделанной из бумаги.

6. "На лесной полянке"

-образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательного суффикса;

-понимание грамматических форм;

-подбор глаголов к существительным;

-согласование прилагательных и глаголов с существительным;

-образование глаголов от глагола "летать" (при помощи приставок у -, за -, под -, от -, пере -, об -,вы-, на-);

-употребление простых и сложных предлогов, развитие внимания.

Предметные картинки, использование грамзаписи "Голоса птиц".

Домашние животные.

1. "Продолжи предложение" (Собака лает, грызет кости, сторожит и т.д.)

 2. "Кто чем защищается?" (Корова рогами, лошадь - , собака - , кошка -)

3. "Сосчитай до пяти" (Один кот, два…, пять котов)

4. "Подскажи словечко" (Табун – много лошадей, стадо - , отара - ,свора - )

 5. "Исправь ошибку" (см. №3 тема "Перелетные птицы")

 6. "Кто как ест?", "Кто как разговаривает?" (Кошка лакает молоко….Кошка мяукает, мурлыкает… и т.д.)

-подбор глаголов к существительным;

- употребление существительных в Т. п. мн. числа;

- согласование числительных с существительными;

- расширение словаря, употребление существительных в Р.п. мн. числа;

-подбор глаголов к существительным.

Предметные картинки, игрушки, возможно использование грамзаписи "Голоса домашних  животных".

Домашние животные, птицы и их детеныши.

1."Большие - маленькие". (Я мама-кошка, где мои котята?) или игра "Где моя мама?" (Я котенок, где моя мама – кошка?)

2. "Кто где живет?" (лошади – в конюшне, … - в коровнике, … - в свинарнике, … - в будке, … - в телятнике, … - в клетке, … - в крольчатнике)

 3."Назови маму и папу" (теленка, жеребенка, щенка…) или игра "Назови детенышей".

4. "Образуй слова" (из мяса – мясной, из молока - …)

5. "Сосчитай до пяти" (Одна пёстрая корова… пять пёстрых коров).

 6. "Образуй слова" (Свинья – свинина…)

7. "Побери словечко" (Собака – лохматая, злая, верная, и т.д.)

-развитие внимания, мышления;

-расширение словарного запаса, употребление существительных в П.п.;

 -образование слов с уменьшительно -ласкательным суффиксом;

-образование прилагательного от существительного;

- согласование числительных с прилагательным и существительным; -образование слов при помощи суффикса;

-подбор прилагательных к существительным.

На листе слева изображение взрослых животных, справа - детенышей. Нужно соединить детеныша и маму. Игры можно проводить с помощью шапочек (на голове у детей) или набора картинок.

Зима. Зимняя одежда.

1. "Скажи наоборот" (Темный – светлый, заморозки – оттепель, заморозило – потеплело и т.д.)

 2. "Сосчитай до пяти" (одна зимняя ночь… Один пуховый платок …)

3. "Подбери словечко" (снег белый, пушистый…) , (снег идет, падает, кружится…)

4. "Собери предложение" (поземка, улица, метет, по…)

5. "О чем можно сказать?" (замерзает (река), кружится…)

6. "Кот - наоборот" (Упрямый кот все время спорит со мной. Я говорю: "Мальчик завязал шнурки". Он говорит: "Мальчик развязал шнурки" и т.д.)

 7. "Однокоренные слова". Рисуется дерево от корня. "Росло одно словечко: "снег", подросло, пустило веточку, получилось: снег-овик, другая веточка: снег-урочка. Каждая веточка – новое слово, но в основе веточки – один корень: снег. Поэтому и слова "однокоренные". Какие здесь могут еще веточки вырасти?" (снежинка, снежный и т.д.) Аналогично :"лед".

-подбор слов – антонимов к существительным, прилагательным, глаголам;

- подбор прилагательных, глаголов;

-подбор существительных к глаголам;

-подбор слов – антонимов к словам: обулся, упал, уехал, ушел, замерз, оделся и т.д.

-подбор родственных слов;

Набор картинок (снег, снежинка, снегурочка, снеговик, заснеженный  дом)

Зимние забавы. Новый год.

1."Закончи предложение" (Мы решили слепить снеговика,…)

2."Собери предложение" (игра, катание, фигурное, заниматься, на, каток).

3."Какое слово не подходит?" (мороз, морозный, моросит, заморозил).

4."Назови ласково" (елка – елочка, санки...)

5."Чего не хватает?" (лыж, коньков, санок)

6."Чем украсили елку" (шарами, бусами…)

-склонение слова снеговик по падежам;

-понимание грамматических форм;

 -образование слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом;

-употребление существительных в Р.п. мн. ч.;

- употребление существительных в Т.п. мн. ч.

Картинки или игрушки, картинки с недорисованными частями, можно предложить детям дорисовать, панно с изображением елки посередине и различных предметов вокруг (соединить нужные с елкой стрелочкой).

Человек. Части тела.

1. "У гномика все маленькое" (Не голова, а головка; не ухо, а ушко…)

2. "У кого сколько?"  (У одного человека одна голова, а у трех – три головы, у одного человека два уха, а у трех - …).

3. "Чем мы…" (смотрим – глазами, слушаем – ушами…)

 4. "Закончи предложение" (У человека есть уши, у рыбы нет ушей. На морозе ушам холодно. Я грею свои уши. Некоторые умеют шевелить ушами. Девочки носят сережки в ушах).

5. "Большой - маленький" (Зуб – зубик – зубище; глаз -, нога -, голос -.).

6. "Исправь ошибку" (Книга читает девочка. Сначала мы глотаем еду, а потом ее разжевываем).

-образование слов с уменьшительно –ласкательным суффиксом;

 -согласование числительного с существительным;

 

-употребление существительного в Т.п. мн.ч.;

-склонение слова "уши" по падежам;

-образование существительного с помощью суффиксов;

-понимание грамматических форм.

Игрушка гномик.

Транспорт. Правила дорожного движения.

1."Сосчитай до пяти" (одна белая машина…пять белых машин и т.д.)

2. "Продолжи предложение" (В городе много трамваев…. В городе можно ездить на автобусе,…)

3. "Как назвать остановку?" (трамвая – трамвайная, автобуса -,троллейбуса -)

4. "Назови одним словом машину" (молоко возит – молоковоз, бетон мешает -, воду возит -, землю черпает -,трубы укладывает -, камни дробит -) . 5. "Исправь предложение" (Дом подъехал к машине. Бензин кончился потому, что машина остановилась.)

6. "Назови ласково" (паровоз - паровозик)

-согласование числительных с прилагательным и существительным; -употребление существительных в Р.п. ед. ч.

-образование прилагательных от существительных;

-образование слов путем слияния двух основ;

-понимание грамматических форм;

-формобразование слов при помощи суффиксов;

Набор машинок , сюжетная картинка с изображением транспорта, предметные картинки.

Инструменты.

1. "Сосчитай до пяти" (один острый нож…пять острых ножей)

2. "Чем мы…" (рубим дрова, пилим…) 3. "Назови ласково" (молоток – молоточек…)

4. "Придумай предложение" (гвоздь – молоток; игла – ткань…)

5. "Из чего – какой?" (Из чугуна – чугунный и т.д.)

-согласование числительных с прилагательным и существительным;

-образование слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом;

-образование прилагательных от существительных.

Игрушки – инструменты или картинки

Профессии. Строительство.

1. "Сосчитай до пяти" (одна черная крыша… пять черных крыш и т.д.)

2. "Кем работает?" (вставляет стекла – стекольщик, проектировщик, крановщик, каменщик, бетонщик, экскаваторщик, сварщик).

3. "Кем работает?" (пианист, велосипедист, хоккеист и т.д.). Игра проводится аналогично игре № 2.

4. "Кому что нужно?" (учителю нужна указка, тетрадь, глобус и т.д.)..

5. "Кому чего не хватает?" ("Кому это нужно?"), (велосипедисту не хватает велосипеда; хоккеисту не хватает клюшки и шайбы; мяч нужен футболисту…)

6. "Собери предложение" (Крановщик, поднимается, в, кран, свой) ("Придумай предложение с парами слов": строитель – дом…)

7. "Если я был бы взрослым?" (Если бы я был архитектором, я бы спроектировал красивый дом и т.д.)

-образование слов при помощи суффикса –щик-;

-образование слов при помощи суффикса –ист-;

-употребление существительных в В.п., развитие мышления;

-употребление существительных в Р.п., развитие мышления;

-конструирование предложений;

-употребление в речи сложноподчиненных предложений, развитие воображения.

Игры проводятся при помощи картинок: изображение людей различных профессий и набор предметных картинок.

Защитники отечества.

1. "Какое слово не подходит?" (воин, воинский, воет, воевать; рана, ранение, раненый, охрана).

 2. "Сосчитай до пяти" (один легкий танк… пять легких танков; одна подводная лодка…)

3. "Продолжи предложение" (В армии служат много десантников, солдат…). 4. "Составь предложение с парами слов" (пограничник – собака…)

-понимание грамматических форм

-употребление существительных в Р.п. мн. числа;

-конструирование предложений.

Используются картинки из набора Г.А. Каше

Весна.

1. "Скажи наоборот" (тепло – холодно…).

2. "Установи порядок" (утро, день, вечерь, ночь). Игра проводится аналогично игре"Времена года", лек. тема "Осень".

 3. "Собери предложение" (зубы, встаем, чистим, и, утро, мы).

 4. "Сосчитай до пяти" (одна длинная сосулька…)

5. "Исправь ошибку" (пригрел солнце и сосулька начал таять)

6. "Скажи по - другому" (радоваться (весне), огорчаться (что ноги намочил), наступила (весна), просыпается (природа) и т.д.).

7. "Чем больше, тем лучше"(Солнце что делает? греет, восходит…; какое? ясное, яркое…; снег -…; сосульки -…)

-подбор антонимов;

-употребление в речи сложных предложений;

-согласование числительных с прилагательными и существительными;

-понимание грамматических форм;

-подбор слов – синонимов;

-подбор слов – действий и признаков.

Использование картинок с изображением частей суток.

Семья. Мамин день.

1. "Медвежья семья" (У Михаила Ивановича галстук длинный, а у Мишутки – короткий; у Мишутки брюки короткие, а у Михаила Ивановича – … и т.д.; мама у медвежонка высокая, а Мишутка..., Мишутка худой, а папа…).

2. "Сосчитай до пяти" (один старший брат…)

3. "Подбери словечко" (мама (какая?) – ласковая, добрая; мама (что делает?) – готовит, убирает…)

4. "Кто твои родственники?" (мама, соседка, подруга, бабушка и т.д.). Ребенок хлопает в ладоши, когда услышит родственника.

-подбор антонимов;

-согласование числительных с прилагательным и существительным; -подбор глаголов и прилагательных к существительным;

-развитие внимания, мышления.

Картинки из пособия Г.А. Каше.

Первые цветы. Труд людей весной.

1. "Слова - родственники". Помните, мы подбирали однокоренные слова, они между собой родственные. Как и в вашей семье все родные, так и однокоренные слова родственные (сад, лес, дождь, снег, лед).

 2. "Назови ласково" (мороз – морозец, земля - , лужа - , роща - )

3. "Добавь словечко" (Солнце светит – как? – ярко. А если солнца нет, то говорят, что сегодня…пасмурно. Снег растаял, на улице стало…сыро, грязно)

-подбор родственных слов;

-употребление слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

-подбор наречий.

Предметные картинки.

Весна в природе.

1. "Скажи наоборот" (холод, солнечный, встречный, радостный, глубокий, быстрый).

2. "Мамы играют с детишками" (волчица с волчонком и т.д.). Аналог игры "Большие - маленькие", "Где моя мама?" лек. тема"Домашние животные, Птицы и их детеныши"

3. "Образуй словечко" (у зайца хвост короткий, значит он короткохвостый; у лисы хвост длинный, значит она - , а медведь короткохвостый или длиннохвостый? У зайца уши длинные, значит он - , у лисы рыжий хвост, она - и т.д.).

-подбор антонимов;

-образование слов при помощи суффиксов;

-образование слов путем слияния двух основ.

Альбом "Животные".

Космос.

1. "Посчитай до пяти" (Один искусственный спутник…; одна большая звезда…; одно яркое созвездие…;одна космическая станция…)

2. "Собери предложение" (Луна, это, Земля, спутник; луна, земля, вращается, вокруг).

3. "Какое слово не подходит?" (солнце, солнечный, сон, солнышко; космос, косматый, космонавт, космический; луна, лунный, полночь, прилуниться)

-согласование числительного с прилагательным и существительным;

-конструирование предложений;

-понимание грамматических форм.

Вырезанные из бумаги изображения звезд, спутников (ракет).

Насекомые.

1. "Назови ласково" (комар – комарик…)

2. "Что есть? Чего нет?" (У стрекозы есть голова, крылья и т.д., нет – перьев, клы- ков…) .

3. "Сосчитай до пяти" (один мохнатый шмель…, один майский жук…)

4. "Исправь предложение" (червяк склевал скворца. Мохнатая гусеница съела кукушку. Песня спела соловья.)

-употребление слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом;  

-употребление существительных в В.п. и Р. п., развитие мышления;

-согласование числительного с прилагательным и существительным;

-понимание грамматических форм.

Альбом "Насекомые".

Посуда. Продукты питания.

1. "Сосчитай до пяти" (Одна глубокая тарелка…Одно розовое блюдце…)

2. "Какое масло?" (из подсолнечника - , из льна - , из кукурузы - , из сои - )

3. "Один - много" (колбаса – колбасы, жир, блюдце, сыр, масло, противень)

4. "Что где лежит?" (сахар в сахарнице, хлеб, масло, селедка, соль).

 5. "Много - один" (фасоль – фасолина, горох, виноград, картофель, макароны, изюм, мармелад, рыба)

-согласование числительного с прилагательным и существительным;

-образование прилагательного от существительного;

-образование существительного мн.ч.;

-образование слов при помощи суффикса;

-образование существительного при помощи суффикса.

Картинки из альбома "Посуда".

Животные жарких стран.

1. "Продолжи предложение" (В наших лесах не водится ни слонов, …; В Африке живут слоны со слонятами, львы с львятами…).

 2. "Сравни" (Слон высокий, а жираф еще…, бегемот тяжелый, а слон еще…, лошадь выносливая, а верблюд еще…, заяц прыгает далеко, а кенгуру еще…). 3. "Образуй словечко" (У жирафа длинная шея – он животное длинношеее, у слона длинный нос - , у гепарда быстрые ноги-)

4. "Сосчитай до пяти" (Одна полосатая зебра,… пять полосатых зебр)

5. "Вопросы на засыпку" (Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда – кто бежит быстрее всех, кто медленней? Львица ждет льва – кто задерживается? Газель бежала за антилопой, а за газелью – львица – кто впереди? кто последний?).

6. "Кто где спрятался?" (Расставляем игрушки в разных местах. Ребенок находит игрушку и говорит: "Бегемот спрятался в шкафу, я его взял из шкафа. Зебра под столом – из-под стола и т.д.")

-употребление существительных в Р.п. и Т.п. мн.ч.;

-образование сравнительной степени прилагательных;

-образование слов путем слияния двух основ;

-согласование числительного с прилагательным и существительным; -понимание грамматических форм сложной конструкции развитие мышления;

-употребление предлогов: из – под, из- за, из, со.

Картинки из альбома "Животные жарких стран ", набор игрушек.

Мой город.

1. "Продолжи предложение" (в нашем городе много улиц, домов…).

 2. "Образуй словечко" (В городе много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит на улице? – уличный; в школе - , на вокзале-, во дворе -, в парке - ).

3. "Исправь предложение" (Дом стоит над улицей. Мы живем на домах. С первого этажа видно дальше, чем с верхнего).

-употребление существительных в Р.п. мн.ч.;

-образование прилагательных от существительных;

-понимание грамматических форм.

Картинки с изображением города, фотографии станицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам).

Картотека практических заданий по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам)....

Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.

Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...

Практические задания по формированию грамматического строя речи (по лексическим темам)

Практические задания по формированию грамматического строя речи...

Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето»

Впереди лето! Чем занять дошкольников? Предлагаю подборку речевых игр для развития лексико-грамматического строя речи на тему "Лето"...

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...