Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи
картотека по развитию речи (младшая группа)
Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи (развитие слухового внимания, дыхания, артикуляционного аппарата),
первая младшая группа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая младшая группа
Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи (развитие слухового внимания, дыхания, артикуляционного аппарата),
первая младшая группа
- Словесно-речевая игра «Надуваем воздушный шарик»
Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.
Описание игры:
Вот как шарик надуваем! И рукою проверяем. (Делают вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем. Наши мышцы расслабляем!
Дышим легко…ровно…глубоко…
Дидактическое упражнение «Ветерок»
Цель: развивать речевое дыхание, внимание; учить, медленно выдыхать через рот.
Описание игры: дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», медленно выдыхая воздух через рот, сдувают лёгкие листики с бумаги.
Дидактическое упражнение «Мельница»
Цель: тренировать навык правильного носового дыхания: формировать ритмический вдох и выдох, обучать глубокому выдоху; укреплять мышцы лица.
Описание игры:
Воспитатель: собрались однажды ветры со всех концов мира и решили выбрать сильнейшего. А для этого они утроили соревнование, чтобы решить, какой ветер дует сильнее.
Из детей сформировать пары, раздать вертушки и показать, как правильно надо набирать воздух: вдохнуть через нос, а потом резко выдохнуть через рот. Каждый ребёнок дует на свою вертушку. Выигрывает тот ребёнок, чья вертушка вертится дольше.
Дидактическая игра «Воробышек, лети!»
Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Описание игры: дети стоят у натянутого шнура между стойками. Воспитатель говорит: «Стайка воробышков прилетела к нам. Посмотрите, как они летают! (Дует на бумажных воробышков на нитках). А теперь вы подуйте.
Игра «Дует ветерок»
Цель: упражнять детей в произнесении звука [ш].
Описание игры: дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», слегка раскачивают руками (деревья) и произносят звук [ш] (шелестят листочками).
Дидактическая игра «Ослик»
Цель: обучать правильному звукопроизношению звуков «и» и «о». Описание игры: Дети описывают ослика на картинке, зкукоподражают ему, с закрытыми глазами учатся прилеплять хвостик.
Дидактическая игра «У куклы болят зубы»
Цель: обучать правильному произношению звуков «а» и «о».
Описание игры: воспитатель показывает ребёнку куклу, матрёшек и рассказывает: «Смотрите, в гости к матрёшкам идет кукла Ляля. Она стонет:
«О-о-о, о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?» Ребёнок произносит: «О- о-о, о-о-о».
Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Она
«лечит» больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать:
«А-а-а, а-а-а, а-а-а». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрёшки. Ребёнок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрёшка «просит» повторить, как стонала Ляля.
Взрослый следит, чтобы ребёнок произносил звук «О», округляя губы.
Упражнение «Позови цыплёнка».
Цель: учить детей правильно и чётко произносить звук «ц» в слогах и словах.
Описание игры: Дети играют с игрушками, изображающих курицу и цыплят. Дети зовут цыплят «цып-цып-цып».
Словесные игры
- «Ладушки»
Цель игры: Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Ход игры: дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".
Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки!
- Что ели? - Кашку!
- Что пили? - Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька.
Попили, поели, Шу-у-у- полетели! На головку сели Сели, посидели, Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.
Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".
В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.
«Сорока-белобока»
Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.
Ход игры: Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку"), приговаривая:
Слова:
Сорока, сорока, Сорока - белобока Кашу варила.
На порог скакала, Гостей скликала. Гости на двор - Кашу на стол.
Этому на тарелочке, Этому на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке,
А этому ничего не дала Ты дров не таскал,
Ты воды не носил, Ты каши не варил. Вот тебе ложечка -
Свари сам себе кашку. Тут пень, тут колода, Тут дрова,
Тут горячая вода.
Движения:
Воспитатель и дети варят кашку" вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибается.
При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".
«Коза рогатая»
Цель игры: Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
Ход игры: После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,
Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая
За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Молока кто не пьет - Забодает,
забодает, забодает.
При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.
«Заинька»
Цель игры: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочит, Некуда серому выпрыгнут Заинька, поскачешь - Выскочишь,
Серенький, попляшешь – Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Подвижные игры
- «Зайцы и волк»
Цель: Развивать у детей умение бегать врассыпную, выполнять движения по сигналу, по слову; развивать внимание. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. В умении слышать воспитателя и ориентироваться в пространстве.
Игровое правило: при последнем слове нужно разбежаться в стороны (от волка).
Ход игры:
Дети-зайцы прячутся за кустами, деревьями. В стороне, под кустом, находится волк. Дети выбегают, прыгают, щиплют травку. Используется текст:
Зайки скачут скок, скок, скок – На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Сначала роль волка выполняет воспитатель.
«Мишка косолапый»
Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Учить их ходить в перевалочку, выполнять наклоны, топать ногой.
Игровое правило: выполнить движение в соответствии с текстом. Ход игры:
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Первое время воспитатель показывает им движения, а дети выполняют их глядя на него.
«Мишка косолапый По лесу идёт, Шишки собирает,
В корзиночку кладёт. Вдруг упала шишка Прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, И ногою топ».
Строительно-конструктивные игры
- «Строим домик»
Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.
Материал: кубики и кирпичики, пластины.
Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.
«Загончик для животных»
Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик
Материал: кирпичики.
Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.
«Постройка грузовика, дороги»
Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).
Материал: кубики и кирпичики.
Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи
Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...

Игры и упражнения по звуковой культуре речи
Игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения у детей 5-7 лет....

Картотека Игр и упражнений по звуковой культуре речи
Картотека Игр и упражнений по звуковой культуре речи...

Упражнения на звуковую культуру речи
Упражнения на звуковую культуру речи Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовит...

Игры и упражнения по звуковой культуре речи
laquo;Догадайся, что звучит»Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем в...

Упражнения на звуковую культуру речи в подготовительной к школе группе
Упражнения на звуковую культуру речив подготовительной к школе группе Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовительной к школе группе Дидакт...

Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста
Организация и проведение игр и упражнений по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста...
