Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи
картотека по развитию речи (младшая группа)

Ланкович Ольга Владимировна

 

Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи (развитие слухового внимания, дыхания, артикуляционного аппарата),

первая младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Первая младшая группа

Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи (развитие слухового внимания, дыхания, артикуляционного аппарата),

первая младшая группа

  1. Словесно-речевая игра «Надуваем воздушный шарик»

Цель: формировать        речевое        дыхание        у        детей        как        базу        для        развития правильного звукопроизношения.

Описание игры:

Вот как шарик надуваем! И рукою проверяем. (Делают вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем. Наши мышцы расслабляем!

Дышим легко…ровно…глубоко…

  1. Дидактическое упражнение «Ветерок»

Цель: развивать речевое дыхание, внимание; учить, медленно выдыхать через рот.

Описание игры: дети на сигнал воспитателя «Дует ветерок», медленно выдыхая воздух через рот, сдувают лёгкие листики с бумаги.

  1. Дидактическое упражнение «Мельница»

Цель: тренировать навык правильного носового дыхания: формировать ритмический вдох и выдох, обучать глубокому выдоху; укреплять мышцы лица.

Описание игры:

Воспитатель: собрались однажды ветры со всех концов мира и решили выбрать сильнейшего. А для этого они утроили соревнование, чтобы решить, какой ветер дует сильнее.

Из детей сформировать пары, раздать вертушки и показать, как правильно надо набирать воздух: вдохнуть через нос, а потом резко выдохнуть через рот. Каждый ребёнок дует на свою вертушку. Выигрывает тот ребёнок, чья вертушка вертится дольше.

  1. Дидактическая игра «Воробышек, лети!»

Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Описание игры: дети стоят у натянутого шнура между стойками. Воспитатель говорит: «Стайка воробышков прилетела к нам. Посмотрите, как они летают! (Дует на бумажных воробышков на нитках). А теперь вы подуйте.

  1. Игра «Дует ветерок»

Цель: упражнять детей в произнесении звука [ш].

Описание        игры: дети        на        сигнал        воспитателя        «Дует        ветерок»,        слегка раскачивают руками (деревья) и произносят звук [ш] (шелестят листочками).

  1. Дидактическая игра «Ослик»

Цель: обучать правильному звукопроизношению звуков «и» и «о». Описание игры: Дети описывают ослика на картинке, зкукоподражают ему, с закрытыми глазами учатся прилеплять хвостик.

  1. Дидактическая игра «У куклы болят зубы»

Цель: обучать правильному произношению звуков «а» и «о».

Описание игры: воспитатель показывает ребёнку куклу, матрёшек и рассказывает: «Смотрите, в гости к матрёшкам идет кукла Ляля. Она стонет:

«О-о-о, о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?» Ребёнок произносит: «О- о-о, о-о-о».

Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Она

«лечит» больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать:

«А-а-а, а-а-а, а-а-а». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрёшки. Ребёнок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрёшка «просит» повторить, как стонала Ляля.

Взрослый следит, чтобы ребёнок произносил звук «О», округляя губы.

  1. Упражнение «Позови цыплёнка».

Цель: учить детей правильно и чётко произносить звук «ц» в слогах и словах.

Описание        игры: Дети        играют        с        игрушками,        изображающих        курицу        и цыплят. Дети зовут цыплят «цып-цып-цып».

Словесные игры

  1. «Ладушки»

Цель игры: Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Ход игры: дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".

Слова:

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки!

  • Что ели? - Кашку!
  • Что пили? - Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька.

Попили, поели, Шу-у-у- полетели! На головку сели Сели, посидели, Прочь улетели!

Движения:

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

  1. «Сорока-белобока»

Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры: Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку"), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока, Сорока - белобока Кашу варила.

На порог скакала, Гостей скликала. Гости на двор - Кашу на стол.

Этому на тарелочке, Этому на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке,

А этому ничего не дала Ты дров не таскал,

Ты воды не носил, Ты каши не варил. Вот тебе ложечка -

Свари сам себе кашку. Тут пень, тут колода, Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения:

Воспитатель и дети варят кашку" вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".

  1. «Коза рогатая»

Цель игры: Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.

Ход игры: После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая

За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Молока кто не пьет - Забодает,

забодает, забодает.

При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.

  1. «Заинька»

Цель игры: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Ход        игры:        Дети        становятся        в        круг.        Воспитатель        считалкой        выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочит, Некуда серому выпрыгнут Заинька, поскачешь - Выскочишь,

Серенький, попляшешь – Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижные игры

  1. «Зайцы и волк»

Цель: Развивать у детей умение бегать врассыпную, выполнять движения по сигналу, по слову; развивать внимание. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. В умении слышать воспитателя и ориентироваться в пространстве.

Игровое правило: при последнем слове нужно разбежаться в стороны (от волка).

Ход игры:

Дети-зайцы прячутся за кустами, деревьями. В стороне, под кустом, находится волк. Дети выбегают, прыгают, щиплют травку. Используется текст:

Зайки скачут скок, скок, скок – На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Сначала роль волка выполняет воспитатель.

  1. «Мишка косолапый»

Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Учить их ходить в перевалочку, выполнять наклоны, топать ногой.

Игровое правило: выполнить движение в соответствии с текстом. Ход игры:

Дети        выполняют        движения        в        соответствии        с        текстом.        Первое        время воспитатель показывает им движения, а дети выполняют их глядя на него.

«Мишка косолапый По лесу идёт, Шишки собирает,

В корзиночку кладёт. Вдруг упала шишка Прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, И ногою топ».

Строительно-конструктивные игры

  1. «Строим домик»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

  1. «Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик

Материал: кирпичики.

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

  1. «Постройка грузовика, дороги»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога). Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина).

Материал: кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи

                                      Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...

Игры и упражнения по звуковой культуре речи

Игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения у детей 5-7 лет....

Картотека Игр и упражнений по звуковой культуре речи

Картотека Игр и упражнений по звуковой культуре речи...

Упражнения на звуковую культуру речи

Упражнения на звуковую культуру речи  Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовит...

Игры и упражнения по звуковой культуре речи

laquo;Догадайся, что звучит»Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем в...

Упражнения на звуковую культуру речи в подготовительной к школе группе

Упражнения на звуковую культуру речив подготовительной к школе группе  Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовительной к школе группе Дидакт...

Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста

Организация и проведение игр и упражнений по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста...