Игры и упражнения по звуковой культуре речи
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Гученко Светлана Владимировна

Игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения у детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx269.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ                                                                                                                                                      

«Цепочка слов»

Цель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.                                                                                                                                                                        Игровой материал:                                                                                                                                                                                                                                                                                          Карточки с предметными картинками ( карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук ).                                                                                                                                                                                                                                                                                      Размер карточек для занятия 12/7 см (10/6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек – 8/5 см.

Ход игры на занятии                                                                                                                                                              

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя – карточка с изображением карандаша.                                                                                                                                                       Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начинается со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдёт предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей, и назовёт свой предмет так, чтобы чётко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдёте сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашёл её первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».                                                                                                                                                                             Когда будет выложена вся цепочка (её можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Ход игры вне занятия

Играют 4 – 6 детей. Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый берёт себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звёздочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребёнок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.                                                                                                                        

                                                                                                                             «Найди место звука в слове»

Цель:                                                                                                                                                                                                                         Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).                                                            Игровой материал:                                                                                                                                                                                                                                             Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

Ход игрового упражнения на занятии                                                                                                                                                                                                                

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.                                                                                                                                «Правильно – звук а. Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова, - поясняет педагог. – Одно слово начинается со звука а, в другом звук а находится в середине, а третье – заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (даётся одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трёх клеточек.                                                                                                  Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».                                                                                                

Ход игрового упражнения вне занятия                                                                                                                                                                                       

Каждый ребёнок получает карточку. Находит слово с названным воспитателем звуком, отмечает фишкой его позицию.

                                    «Кто в домике живёт?»                                                                                                          Цель:                                                                                                                                            Упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.                                                                                                                                                                                                                                                                   Игровой материал:                                                                                                                                                                                                                                  1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка (в том случае, если игра проводится на занятии). На чердачном окошке – буква.

                                             Ход игры на занятии                                                                                                                                 Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладёт предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором-те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырёх животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: «Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой к , а кролик-переехать в дом с буквой  л, подальше от зубастого крокодила.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Ход игры вне занятия                                                                                                                                               Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берёт из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф-в домике ж и в домике р), то картинку получает тот ребёнок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселён (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.                                                                                                                                                                                                                                                                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Картотека Игр и упражнений по звуковой культуре речи

Картотека Игр и упражнений по звуковой культуре речи...

Упражнения на звуковую культуру речи

Упражнения на звуковую культуру речи  Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовит...

Игры и упражнения по звуковой культуре речи

laquo;Догадайся, что звучит»Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем в...

Упражнения на звуковую культуру речи в подготовительной к школе группе

Упражнения на звуковую культуру речив подготовительной к школе группе  Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовительной к школе группе Дидакт...

Картотека игр и упражнений по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста

Организация и проведение игр и упражнений по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста...