Консультация для родителей Тема "Сочиняем сказки дома.как создать книжку малышку"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация для родителей Тема "Сочиняем сказки дома.как создать книжку малышку"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 141.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Собственные сказки по методу Проппа
Если вы занимаетесь с детьми, то детям карты Проппа помогут хорошо запомнить сказку и облегчат её пересказ.
А ВАМ САМИМ, МАМОЧКИ, ИСПОЛЬЗУя ДАННУЮ СХЕМУ МОЖНО СОЧИНИТЬ СКАЗКУ ПРО СВОЕГО МАЛЫША!!!
Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
где и как я могу использовать этот метод?
Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.
Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.
Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…
3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.
4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
как сделать книжки малышки
- Книжка малышка может быть изготовлена практически для любого возраста, например, для малюток до трех лет (с рисунками и разными шуршалками), от 3 до 6 лет (различные развивающие варианты). Для школьников и подростков книжки изготавливают по интересам ребенка.
- Книжку можно изготовить из фотографий, готовых шаблонов с рисунками, из цветного картона или фетра.
- Перед началом работу нужно выбрать способ крепления страничек. Листы можно проколоть дыроколом и скрепить в виде блокнота на пружинках. Если книга из ткани, страницы удобней скрепить текстильной лентой. Для совсем маленьких удобно делать книгу в виде гармошки. Но самый надежный способ ― крепление как у настоящей книги. В этом случае склеивают листы группами по 2-4 шт., а потом соединяют их между собой и делают обложку.
- Выбирая тематику, следует учитывать возраст. Для малышей подойдут объемные, крупные элементы, желательно разных цветов и отличительной текстуры материала. Для дошкольников уже можно выбрать конкретную тематику, например, фрукты и овощи, изучение профессий, цифр, месяцев. Для школьников будут уместны книжки малышки с алфавитом, загадками, цифрами.
Для оформления страниц книжки необязательно использовать только распечатанные шаблоны. Можно добавить объемные украшения, элементы на липучках или завязках, вырезки из журналов и прочий подручный декор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Читаем сказки дома" или " Как привлечь ребёнка к пересказыванию прочитанного "
laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых не мыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказк...
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Создаем книжку-малышку»
Интеграция образовательных областей:"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", «Речевое развитие»....

Консультация для родителей "Как создать книжку-малышку?"
В работе с родителями одной из форм взаимодействия является создание книжек-"малышек" на различные темы. В данной консультации прриводится примеры по оформлению таких книжек....

Консультация для родителей «Читаем сказки дома».
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. В.А. Сухомлинский. В наше время книги отошли на вт...

Консультация для родителей " Как вместе с ребёнком создать праздничную атмосферу в квартире к новому году"
Советы родителям...
Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».
Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила о безопас...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей «Читаем дома" 15.07.2023
Сказки – первые увлекательные истории в жизни каждого ребенка. Книжки со сказками открывают ему удивительный мир, в котором добро побеждает зло, где волшебники и феи приходят на помощь в трудный...