Основные направления в работе по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
материал по развитию речи
Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи. Большую роль при овладении ей дошкольниками играет общение с окружающими. В частности, с воспитателем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные направления в работе по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:
- Развитие речевого слуха;
- Постановка правильного звукопроизношения;
- Формирование орфоэпической стороны речи;
- Обучение средствам звуковой выразительности речи;
- Отработка дикции.
Звуковая культура речи должна быть сформирована к 5-7 годам, поскольку в дальнейшем в школьном возрасте дефекты этой стороны речи могут негативно сказаться на учебной деятельности.
Формирование звуковой культуры речи дошкольников
Звукопроизношение
Правильное звукопроизношение становится возможным, если органы артикуляционного аппарата ребёнка достаточно гибки и легко переходят от одного положения к другому.
Процесс коррекции произношения делится на несколько этапов.
Первый этап — подготовительный. На этом этапе педагог обучает ребенка различать звуки речи и правильно их идентифицировать. Также логопед проводит работу по формированию правильной артикуляции через гимнастику. В это время уделяется внимание отработке базовых звуков.
На следующем этапе формируются начальные умения и навыки произношения. Педагог приступает к постановке звуков, используя три метода:
1. Метод подражания: логопед демонстрирует правильную артикуляцию, а ребёнок повторяет за ним.
2. Механический метод: используется специальное оборудование, например, логопедические зонды, которые помогают правильно установить положение органов речи.
3. Смешанный метод сочетает в себе оба предыдущих способа, комбинируя подражание и применение вспомогательных средств.
Речевая выразительность
Выразительность речи обеспечивается через интонационные средства, которые включают такие компоненты, как мелодика, ритм, темп, ударение, пауза и тембр.
Мелодика — это изменение высоты голоса, позволяющее выражать широкий спектр эмоций, скрытые оттенки смысла и личное отношение к сказанному.
Ритм характеризуется последовательностью ударных и безударных элементов речи, которые чередуются через определенные временные интервалы. Эти элементы могут быть слогами или словами.
Темп — это скорость произнесения речи, которая может варьироваться от быстрого до медленного. Темп зависит от длины речевых единиц: на длинные слова уходит меньше времени на произнесение каждого слога. В обычной беседе человек произносит 5-6 слогов в секунду. Темп также способствует формированию интонационной структуры высказывания. Когда темп замедляется в конце фразы, слушатель понимает, что она завершена. Кроме того, темп позволяет выделить важные и незначительные элементы речи, при этом важные части произносятся медленнее.
Ударение — это выделение определенного элемента речи, которое достигается либо удлинением произнесения, либо изменением интонации. Ударение может быть логическим, когда акцентируется одно слово, или фразовым, когда выделяется группа слов.
Паузы представляют собой интервалы в речи, которые играют ключевую роль в передаче значимости и в создании нужного эффекта на слушателя.
Тембр — это индивидуальная особенность голоса, определяемая добавочными тонами, которые сопровождают основной тон. Тембр зависит от анатомических особенностей гортани, носовой и ротовой полостей каждого человека.
Речевая выразительность проявляется в двух формах: в повседневной речи и в подготовленных высказываниях. Последние, как правило, более осознанные и тщательно продуманные. Для маленьких детей сложно одновременно отвечать на вопросы и делать речь выразительной, и задача педагога — помочь им развить это умение.
Речевое дыхание
Чтобы проговорить фразу, нужно запастись достаточным объемом воздуха. Среди наиболее частотных погрешностей речевого дыхания выделяют:
- Неумение рассчитывать необходимый для произнесения фразы запас воздуха
- Короткий выдох, возникающий нерегулярно, от случая к случаю
- Частые доборы воздуха.
Методы и приемы формирования звуковой культуры речи
В процессе формирования звуковой культуры речи у детей применяются различные методы воздействия, среди которых выделяют практические, наглядные и словесные.
Практические методы включают игры, упражнения и моделирование. Игры могут быть обучающими, подвижными или творческими. Особенно полезно, когда каждая из этих игр сопровождается речевыми действиями детей, что помогает развивать различные речевые навыки. В таких играх часто создается воображаемая ситуация, включающая сюжет, ролевые действия или другие элементы игры. Они позволяют эффективно работать со всеми аспектами звуковой культуры речи.
Упражнения предполагают многократное повторение заданных действий, как практических, так и мыслительных. Они играют важную роль в коррекции правильного звукопроизношения. Например, упражнения артикуляционной гимнастики помогают правильно ставить звуки.
Словесные методы, такие как заучивание стихов и пересказы, являются полезными для развития выразительности речи.
Основным методом для воспитания звуковой культуры речи является демонстрация правильного произношения. В некоторых случаях используется утрированное произношение, особенно при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог может произносить слова с особым акцентом или выделять определенные звуки с помощью интонации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
laquo;Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способ...

Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Консультация поможет родителям в развитии речи дошкольников....

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...