Занятие по развитию речи «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательные области: «Речевое развитие»
Тема занятия: «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Возрастная группа: старшая
Цель: развитие интереса детей к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «быль».
Развивающие: развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам.
Воспитательные: формировать эмоциональное отношение к литературному произведению; воспитывать у детей чувство сопереживания героям были; дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были; воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.
Словарная работа: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье.
Планируемый результат: сформированность жанрового понятия «быль»; проявление интереса эмоционального отношения к произведению; дети познакомились с произведением «Лев и собачка» Л.Н. Толстого, проанализировали рассказ.
Подготовительная работа: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.
Материалы и оборудование: произведение «Лев и собачка» Л.Н. Толстого, портрет Л.Н. Толстого, изображение льва и собачки.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно – мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Воспитатель предлагает детям встать в круг. «Дети встали дружно в круг, Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.» Дети, а какие сказки вы знаете? А рассказы? Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке разговаривают животные, птицы, а в рассказе этого нет. В рассказе животные разговаривают своими голосами) Дети, мы с вами сегодня будем слушать творчество Льва Николаевича Толстого (показывает портрет) У Л.Н. Толстого много рассказов, и каждый из них – это быль. - Быль – ребята, это то, что происходило, было на самом деле. - И с одним из них я вас сегодня познакомлю, где главными героями будут животные. А какие, вы должны догадаться сами по голосам этих животных. | Показ, вопросы, пояснение
| Дети отвечают на вопросы воспитателя.
| Дети проявят свое желание ознакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. |
2 | Основной этап |
|
|
|
|
|
21. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации | Звучит запись голоса собаки. -Дети, вы узнали чей это голос? (Голос собаки) -Конечно, это собака. (показывает изображение собаки) -Ребята, собака – какое это животное? (собака – домашнее животное) Какой может быть собака? (Собака добрая, игривая, ласковая) -Да действительно, собака бывает и игривая, и наоборот злая, всё зависит от ее настроения. - О собаке говорят, что она - лучший друг человека – как вы думаете, почему? -Много интересного вы рассказали о собаке. - И теперь мы точно знаем, кто будет в рассказе. - Слушаем ещё один голос. Звучит запись голоса льва. -А вы узнали это животное? Кто это так грозно рычал? (ответы детей. Дети могут назвать различные голоса хищных животных.) -Ребята, это действительно может быть и тигр, и пантера и лев. (Показывает изображение льва) - Лев – какое это животное? (Дикое, хищное животное) Что вы можете рассказать об этом животном? (Лев сильный, могучий, грозный, бесстрашный) - А вы знаете, что льва называют «Царь зверей», как вы думаете, почему? (Он бесстрашный, ничего не боится) - Да, львы очень гордые, храбрые животные, они являются грозными хищниками, которые могут справиться практически с любым противником. - А вы видели когда-нибудь живого льва? Где? (В зоопарке) - Раньше, ребята, зоопарк называли зверинцем. - А как вы думаете, ребята, может ли быть дружба между львом и собачкой? -Об этом мы сейчас узнаем из нашей новой книги, прочитав рассказ – быль Льва Николаевича Толстого. «Лев и собачка» (Показывает изображение) | Показ, рассматривание, беседа.
| Отвечают на вопросы воспитателя.
Рассаживаются на стульчики, чтобы послушать рассказ. | Дети проявят желание познакомиться с рассказом «Лев и собачка» Л.Н.Толстого. |
22. | Этап ознакомления с материалом | Ознакомление с текстом произведения | Чтение произведения.
| Работа с книгой, чтение | Дети слушают рассказ.
| Дети прослушают рассказ. |
22.1. | Этап анализа изученного материала | Обсуждение сказки, выяснение основной идеи посредством ответов на вопросы | - Ребята, вам понравилось произведение? - Давайте вспомним, как называется рассказ-быль? (Лев и собачка) -Назовите писателя, который рассказал нам эту историю? (Л. Н. Толстой) - Где происходило это событие? (в зверинце) -Расскажите, как собачонка очутилась в клетке у льва? (Человек захотел сходить в зверинец, и поймал на улице собачонку и заплатил ей за вход) -Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом? -Почему лев не тронул собачку? - Как они поживали вместе? -Можно ли сказать, что лев заботился о собачке? (Да ребята, лев заботился о собачке, как о своём маленьком друге) -Что же произошло дальше в зверинце? (хозяин захотел забрать собачку обратно) -Почему лев не дал забрать собачку хозяину? -Что случилось с собачкой? (она заболела и умерла) -Как лев отреагировал на смерть друга? -Как пытались успокоить льва служители зверинца? (дали ему другую собачку)
| Беседа, ситуативный разговор, вопросы | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.
| Дети ответят на вопросы по содержанию рассказа. |
22.2. | Динамическая пауза | Выполнение двигательных упражнений на снятие статического напряжения | Физкультминутка - координация речи с движением: “Звери” Это – лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней (Идем по кругу неторопливо, подняв голову) А смешные обезьяны Раскачали все лианы. (пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч) А вот умный, добрый слон Посылает всем поклон (ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево) Леопард так ловко скачет, Словно наш любимый мячик. (поскоки на месте) Зебра головой качает К себе в гости приглашает. (руки на поясе, наклоны головы вправо – влево) | Показ действия, инструкция | Выполняют двигательные упражнения по показу воспитателя в соответствии с инструкцией | Дети выполнят двигательные упражнения |
33 | Этап практического решения проблемы |
| -Чем закончилась история льва и собачки? - Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете? |
|
|
|
33.1. | Заключительный | Подведение итогов деятельности | - Ребята, с каким новым произведением вы сегодня познакомились? - Что вы почувствовали, слушая это произведение? | Беседа, ситуативный разговор, вопросы | Отвечают на вопросы, формулируют выводы. | Дети ответят на вопросы. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательные области: «Речевое развитие»
Тема занятия: «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Возрастная группа: старшая
Цель: развитие интереса детей к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «быль».
Развивающие: развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам.
Воспитательные: формировать эмоциональное отношение к литературному произведению; воспитывать у детей чувство сопереживания героям были; дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были; воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.
Словарная работа: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье.
Планируемый результат: сформированность жанрового понятия «быль»; проявление интереса эмоционального отношения к произведению; дети познакомились с произведением «Лев и собачка» Л.Н. Толстого, проанализировали рассказ.
Подготовительная работа: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.
Материалы и оборудование: произведение «Лев и собачка» Л.Н. Толстого, портрет Л.Н. Толстого, изображение льва и собачки.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно – мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Воспитатель предлагает детям встать в круг. «Дети встали дружно в круг, Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.» Дети, а какие сказки вы знаете? А рассказы? Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке разговаривают животные, птицы, а в рассказе этого нет. В рассказе животные разговаривают своими голосами) Дети, мы с вами сегодня будем слушать творчество Льва Николаевича Толстого (показывает портрет) У Л.Н. Толстого много рассказов, и каждый из них – это быль. - Быль – ребята, это то, что происходило, было на самом деле. - И с одним из них я вас сегодня познакомлю, где главными героями будут животные. А какие, вы должны догадаться сами по голосам этих животных. | Показ, вопросы, пояснение | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети проявят свое желание ознакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. |
2 | Основной этап | |||||
21. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации | Звучит запись голоса собаки. -Дети, вы узнали чей это голос? (Голос собаки) -Конечно, это собака. (показывает изображение собаки) -Ребята, собака – какое это животное? (собака – домашнее животное) Какой может быть собака? (Собака добрая, игривая, ласковая) -Да действительно, собака бывает и игривая, и наоборот злая, всё зависит от ее настроения. - О собаке говорят, что она - лучший друг человека – как вы думаете, почему? -Много интересного вы рассказали о собаке. - И теперь мы точно знаем, кто будет в рассказе. - Слушаем ещё один голос. Звучит запись голоса льва. -А вы узнали это животное? Кто это так грозно рычал? (ответы детей. Дети могут назвать различные голоса хищных животных.) -Ребята, это действительно может быть и тигр, и пантера и лев. (Показывает изображение льва) - Лев – какое это животное? (Дикое, хищное животное) Что вы можете рассказать об этом животном? (Лев сильный, могучий, грозный, бесстрашный) - А вы знаете, что льва называют «Царь зверей», как вы думаете, почему? (Он бесстрашный, ничего не боится) - Да, львы очень гордые, храбрые животные, они являются грозными хищниками, которые могут справиться практически с любым противником. - А вы видели когда-нибудь живого льва? Где? (В зоопарке) - Раньше, ребята, зоопарк называли зверинцем. - А как вы думаете, ребята, может ли быть дружба между львом и собачкой? -Об этом мы сейчас узнаем из нашей новой книги, прочитав рассказ – быль Льва Николаевича Толстого. «Лев и собачка» (Показывает изображение) | Показ, рассматривание, беседа. | Отвечают на вопросы воспитателя. Рассаживаются на стульчики, чтобы послушать рассказ. | Дети проявят желание познакомиться с рассказом «Лев и собачка» Л.Н.Толстого. |
22. | Этап ознакомления с материалом | Ознакомление с текстом произведения | Чтение произведения. | Работа с книгой, чтение | Дети слушают рассказ. | Дети прослушают рассказ. |
Этап анализа изученного материала | Обсуждение сказки, выяснение основной идеи посредством ответов на вопросы | - Ребята, вам понравилось произведение? - Давайте вспомним, как называется рассказ-быль? (Лев и собачка) -Назовите писателя, который рассказал нам эту историю? (Л. Н. Толстой) - Где происходило это событие? (в зверинце) -Расскажите, как собачонка очутилась в клетке у льва? (Человек захотел сходить в зверинец, и поймал на улице собачонку и заплатил ей за вход) -Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом? -Почему лев не тронул собачку? - Как они поживали вместе? -Можно ли сказать, что лев заботился о собачке? (Да ребята, лев заботился о собачке, как о своём маленьком друге) -Что же произошло дальше в зверинце? (хозяин захотел забрать собачку обратно) -Почему лев не дал забрать собачку хозяину? -Что случилось с собачкой? (она заболела и умерла) -Как лев отреагировал на смерть друга? -Как пытались успокоить льва служители зверинца? (дали ему другую собачку) | Беседа, ситуативный разговор, вопросы | Отвечают на вопросы по содержанию рассказа. | Дети ответят на вопросы по содержанию рассказа. | |
Динамическая пауза | Выполнение двигательных упражнений на снятие статического напряжения | Физкультминутка - координация речи с движением: “Звери” Это – лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней (Идем по кругу неторопливо, подняв голову) А смешные обезьяны Раскачали все лианы. (пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч) А вот умный, добрый слон Посылает всем поклон (ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево) Леопард так ловко скачет, Словно наш любимый мячик. (поскоки на месте) Зебра головой качает К себе в гости приглашает. (руки на поясе, наклоны головы вправо – влево) | Показ действия, инструкция | Выполняют двигательные упражнения по показу воспитателя в соответствии с инструкцией | Дети выполнят двигательные упражнения | |
33 | Этап практического решения проблемы | -Чем закончилась история льва и собачки? - Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете? | ||||
Заключительный | Подведение итогов деятельности | - Ребята, с каким новым произведением вы сегодня познакомились? - Что вы почувствовали, слушая это произведение? | Беседа, ситуативный разговор, вопросы | Отвечают на вопросы, формулируют выводы. | Дети ответят на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Хотела галка пить"
развитие связной речи посредством пересказа литературного произведения...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение отрывка из произведения А.Усачёва «Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»
Цель: познакомиться с рассказом «Здравствуйте, спасибо, до свидания!»...
Конспект занятия по развитию речи. Чтение рассказа Л. Толстого «Был у Пети и Миши конь». Рассматривание картинок
Конспект занятия по развитию речи. Чтение рассказа Л. Толстого «Был у Пети и Миши конь». Рассматривание картинок...

Конспект занятия по развитию речи по рассказу Л.Н.Толстого "Спала кошка на крыше"
Конспект занятия по развитию речи по рассказу Л.Н.Толстого "Спала кошка на крыше"...

Технологическая карта ООД развитие речи «Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».
Цель: развитие речи у дошкольников старшего дошкольного возраста, формирование знаний у детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок»Задачи: Совершенствовать умение пер...
Занятие по развитию речи "Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка""
Занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ТНР...

Занятие по развитию речи. «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филипок» в подготовительной группе
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, совершенствует...