Конспект НОД по развитию речи на тему "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Моя семья»
старший дошкольный возраст
Учитель-логопед I высшей квалификационной категории
Густова Ольга Юрьевна
Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.
Задачи.
Образовательные:
– расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;
– приобщать детей к русской народной культуре посредством знакомства с русскими народными пословицами о семье.
– обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;
– совершенствовать грамматический строй речи (образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени собственного; использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения).
Развивающие:
– развивать общие речевые навыки (произношение звуков, интонационную выразительность);
– развивать навыки связной речи;
– развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
– развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
– продолжать формировать умение делить слова на слоги, подсчитывать слоги.
Воспитательные:
– воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т. д.); составление описательных рассказов по схеме; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, рассматривание семейных фотографий, повторение пословиц и поговорок о семье.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра.
Демонстрационный материал: мяч, ребус по теме, картинный материал к дидактическим играм: «Чей, чья, чьё?», «Слоговой паровозик», моделирование по теме.
Ход занятия
- Вводная часть. Организационный момент: игра «Приветствие»
Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать и мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, и ласково назвать имя соседа, чтобы передать своё тепло и доброту, радость от нашей встречи!
Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.
(Дети называют имя соседа в уменьшительно-ласкательной форме (Ванечка, Машенька, Катюша и т. д.))
- Основная часть.
2.1. Беседа о семье.
Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. Как вы думаете, зачем нужна семья?
Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.
Логопед: Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?
Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.
Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.
2.2. Ребус.
Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано (см. приложение 1).
Дети: Семья.
Логопед: Правильно, если назвать цифру «7» и букву «Я», то получится слово «Семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
2.3. Чтение стихотворения М. Шварца «Семья – словечко странное».
Логопед: Послушайте о семье шуточное стихотворение.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Логопед: Вам понравилось стихотворение? Что именно понравилось? Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Не случайно придумано так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним их и назовём.
2.4. Пословицы и поговорки по лексической теме.
(Дети называют пословицы о семье: Моя семья – мое богатство! В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. Дерево держится корнями, а человек семьей. Нет добра, коли меж своими вражда. При солнышке тепло, при матери добро. Семьей дорожить — счастливым быть)
Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о семье. А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.
2.5. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?» (приложение 2)
Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?
Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.
Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?
Дети: Это мамина шляпа.
Логопед: Значит, чей это галстук?
Дети: Это папин галстук.
Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?
Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.
Логопед: Значит, чья это кукла?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Металлурговский детский сад №1» комбинированного вида
Конспект открытого занятия «Моя семья»
старший дошкольный возраст
Учитель-логопед I (первой) квалификационной категории
Бондаренко Екатерина Александровна
2024 год, Новокузнецк
Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.
Задачи.
Образовательные:
– расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;
– приобщать детей к русской народной культуре посредством знакомства с русскими народными пословицами о семье.
– обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;
– совершенствовать грамматический строй речи (образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени собственного; использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения).
Развивающие:
– развивать общие речевые навыки (произношение звуков, интонационную выразительность);
– развивать навыки связной речи;
– развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
– развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
– продолжать формировать умение делить слова на слоги, подсчитывать слоги.
Воспитательные:
– воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т. д.); составление описательных рассказов по схеме; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, рассматривание семейных фотографий, повторение пословиц и поговорок о семье.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра.
Демонстрационный материал: мяч, ребус по теме, картинный материал к дидактическим играм: «Чей, чья, чьё?», «Слоговой паровозик», моделирование по теме.
Ход занятия
- Вводная часть. Организационный момент: игра «Приветствие»
Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать и мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, и ласково назвать имя соседа, чтобы передать своё тепло и доброту, радость от нашей встречи!
Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.
(Дети называют имя соседа в уменьшительно-ласкательной форме (Ванечка, Машенька, Катюша и т. д.))
- Основная часть.
2.1. Беседа о семье.
Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. Как вы думаете, зачем нужна семья?
Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.
Логопед: Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?
Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.
Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.
2.2. Ребус.
Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано (см. приложение 1).
Дети: Семья.
Логопед: Правильно, если назвать цифру «7» и букву «Я», то получится слово «Семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
2.3. Чтение стихотворения М. Шварца «Семья – словечко странное».
Логопед: Послушайте о семье шуточное стихотворение.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Логопед: Вам понравилось стихотворение? Что именно понравилось? Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Не случайно придумано так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним их и назовём.
2.4. Пословицы и поговорки по лексической теме.
(Дети называют пословицы о семье: Моя семья – мое богатство! В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. Дерево держится корнями, а человек семьей. Нет добра, коли меж своими вражда. При солнышке тепло, при матери добро. Семьей дорожить — счастливым быть)
Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о семье. А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.
2.5. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?» (приложение 2)
Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?
Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.
Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?
Дети: Это мамина шляпа.
Логопед: Значит, чей это галстук?
Дети: Это папин галстук.
Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?
Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.
Логопед: Значит, чья это кукла?
Дети: Это Машина кукла.
Логопед: Чья это машинка?
Дети: Это Мишина машина.
Логопед: Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?
Дети: Это бабушкина шаль.
Логопед: Дедушка носит очки. Чьи это очки?
Дети: Это дедушкины очки.
Логопед: Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи. Предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку.
2.6. Физминутка «Семья»
Текст для проговаривания | Движения |
Раз, два, три, четыре | (приседания) |
Кто живет у нас в квартире? | (поднимать плечи) |
Раз, два, три, четыре, пять | (хлопки в ладоши) |
Всех могу пересчитать | (шагаем на месте) |
Папа, мама, брат, сестрёнка, | (руки вверх и вниз поочередно) |
Кошка Мурка, два котёнка, | (прыжки на месте) |
Мой щегол, сверчок и я – | (шагаем на месте) |
Вот и вся наша семья! | (вдох – руки вверх, выдох –руки вниз) |
2.7. Дидактическая игра «Слоговой паровозик» (приложение 3)
– На карточках разные изображения. Давайте каждую карточку разместим в один из вагонов в соответствии с количеством слогов. Сколько слогов в слове – столько окон должно быть в вагоне паровоза.
2.8. Словесная игра «Скажи наоборот».
Логопед: Ребята, все семьи разные. Поможете мне подобрать нужное слово?
Сын низкий, а папа… (высокий).
Девочка здоровая – мальчик (больной).
Мальчик весёлый, а девочка… (грустная).
Бабушка пожилая – а внучка… (молодая).
Папа сильный – а дочка… (слабая).
Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными и правильно подобрали все нужные слова. Вижу, немного устали? Давайте разомнём наши пальчики?
2.9. Пальчиковая гимнастика «Моя дружная семья»
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: | (сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулак) |
Это – мама, это – я, это – бабушка моя, Это – папа, это – дед, | (соединяют поочередно пальцы на руках) |
И у нас разлада нет! | (сжимать ладони в замок) |
2.10. Развитие связной речи (приложение 4)
Логопед: Мы говорили о том, что все семьи разные. Кто хочет рассказать о своей? В этом вам поможет схема для составления рассказа. Послушайте внимательно план рассказа (логопед показывает на соответствующее изображение, проговаривая план):
- Имя ребёнка.
- Имена родителей.
- Внешность мамы.
- Внешность папы.
- Профессии родителей.
- О бабушке и дедушке.
Пример рассказа:
Меня зовут Ваня. Мою маму зовут Наташа, а папу – Костя. У моей мамы длинные светлые волосы, голубые глаза, широкая улыбка; она высокая. У моего папы короткие волосы, тёмного цвета; у него карие глаза; он выше мамы. Моя мама работает в детском саду, а папа на заводе. Мою бабушку зовут София, она любит вязать и печь пироги, а дедушку зовут Миша; он любит рыбалку.
- Заключительная часть. Итог занятия.
Логопед: Снова за руки возьмемся, в круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться.
Логопед: Мы с вами сегодня говорили о семье. И как в пословице говорится: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как хорошо, когда в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Что вам понравилось больше всего? В какие игры мы играли? Какие пословицы вы запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи"Наша дружная семья"
Данное занятие о понятии"семьи",назначении "семьи" в социуме...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Семья".
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Семья"....

Конспект занятия по развитию речи на тему : " Семья"
Конспект написан для подготовительной группы....

Конспект НОД по развитию речи "Традиции моей семьи"
Данный конспект предназначен для работы в старшей группе. Материал позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями различных семей....

Конспект занятия по развитию речи " Моя дружная семья."
Тема: «Моя дружная семья. Что мы делаем вместе»...
конспект ООД по развитию речи на тему "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

