Конспект НОД по развитию речи на тему "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Густова Ольга Юрьевна

Формирование представлений о семейных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого занятия «Моя семья»

старший дошкольный возраст

Учитель-логопед I высшей квалификационной категории

Густова Ольга Юрьевна

Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.

Задачи. 

Образовательные:

– расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;

– приобщать детей к русской народной культуре посредством знакомства с русскими народными пословицами о семье.

– обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;

– совершенствовать грамматический строй речи (образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени собственного; использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения).

Развивающие:

– развивать общие речевые навыки (произношение звуков, интонационную выразительность);

– развивать навыки связной речи;

– развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

– развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

– продолжать формировать умение делить слова на слоги, подсчитывать слоги. 

Воспитательные: 

– воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работаповторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т. д.); составление описательных рассказов по схеме; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, рассматривание семейных фотографий, повторение пословиц и поговорок о семье. 

Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра.

Демонстрационный материал: мяч, ребус по теме, картинный материал к дидактическим играм: «Чей, чья, чьё?», «Слоговой паровозик», моделирование по теме.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент: игра «Приветствие» 

Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать и мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, и ласково назвать имя соседа, чтобы передать своё тепло и доброту, радость от нашей встречи!

Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.

(Дети называют имя соседа в уменьшительно-ласкательной форме (Ванечка, Машенька, Катюша и т. д.))

  1. Основная часть.

2.1. Беседа о семье.

Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. Как вы думаете, зачем нужна семья? 

Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.

Логопед: Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?

Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.

Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.

2.2. Ребус.

Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано (см. приложение 1).

Дети: Семья.

Логопед: Правильно, если назвать цифру «7» и букву «Я», то получится слово «Семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. 

2.3. Чтение стихотворения М. Шварца «Семья – словечко странное».

Логопед: Послушайте о семье шуточное стихотворение.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Логопед: Вам понравилось стихотворение? Что именно понравилось? Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Не случайно придумано так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним их и назовём.

2.4. Пословицы и поговорки по лексической теме.

(Дети называют пословицы о семье: Моя семья – мое богатство! В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. Дерево держится корнями, а человек семьей. Нет добра, коли меж своими вражда. При солнышке тепло, при матери добро. Семьей дорожить — счастливым быть)

Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о семье. А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.

2.5. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?» (приложение 2)

Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?

Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.

Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?

Дети: Это мамина шляпа.

Логопед: Значит, чей это галстук?

Дети: Это папин галстук.

Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?

Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.

Логопед: Значит, чья это кукла?

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Металлурговский детский сад №1» комбинированного вида

Конспект открытого занятия «Моя семья»

старший дошкольный возраст

Учитель-логопед I (первой) квалификационной категории

Бондаренко Екатерина Александровна

2024 год, Новокузнецк

Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.

Задачи. 

Образовательные:

– расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;

– приобщать детей к русской народной культуре посредством знакомства с русскими народными пословицами о семье.

– обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;

– совершенствовать грамматический строй речи (образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени собственного; использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения).

Развивающие:

– развивать общие речевые навыки (произношение звуков, интонационную выразительность);

– развивать навыки связной речи;

– развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

– развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

– продолжать формировать умение делить слова на слоги, подсчитывать слоги. 

Воспитательные: 

– воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работаповторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т. д.); составление описательных рассказов по схеме; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, рассматривание семейных фотографий, повторение пословиц и поговорок о семье. 

Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра.

Демонстрационный материал: мяч, ребус по теме, картинный материал к дидактическим играм: «Чей, чья, чьё?», «Слоговой паровозик», моделирование по теме.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент: игра «Приветствие» 

Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать и мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, и ласково назвать имя соседа, чтобы передать своё тепло и доброту, радость от нашей встречи!

Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.

(Дети называют имя соседа в уменьшительно-ласкательной форме (Ванечка, Машенька, Катюша и т. д.))

  1. Основная часть.

2.1. Беседа о семье.

Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. Как вы думаете, зачем нужна семья? 

Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.

Логопед: Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?

Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.

Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.

2.2. Ребус.

Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано (см. приложение 1).

Дети: Семья.

Логопед: Правильно, если назвать цифру «7» и букву «Я», то получится слово «Семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. 

2.3. Чтение стихотворения М. Шварца «Семья – словечко странное».

Логопед: Послушайте о семье шуточное стихотворение.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Логопед: Вам понравилось стихотворение? Что именно понравилось? Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Не случайно придумано так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним их и назовём.

2.4. Пословицы и поговорки по лексической теме.

(Дети называют пословицы о семье: Моя семья – мое богатство! В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. Дерево держится корнями, а человек семьей. Нет добра, коли меж своими вражда. При солнышке тепло, при матери добро. Семьей дорожить — счастливым быть)

Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о семье. А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.

2.5. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?» (приложение 2)

Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?

Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.

Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?

Дети: Это мамина шляпа.

Логопед: Значит, чей это галстук?

Дети: Это папин галстук.

Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?

Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.

Логопед: Значит, чья это кукла?

Дети:  Это Машина кукла.

Логопед: Чья это машинка?

Дети: Это Мишина машина.

Логопед: Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?

Дети: Это бабушкина шаль.

Логопед: Дедушка носит очки. Чьи это очки?

Дети: Это дедушкины очки.

 

Логопед: Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи. Предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку.

2.6. Физминутка «Семья» 

Текст для проговаривания

Движения

Раз, два, три, четыре

(приседания)

Кто живет у нас в квартире?

(поднимать плечи)

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать

(шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестрёнка,

(руки вверх и вниз поочередно)

Кошка Мурка, два котёнка,

(прыжки на месте)

Мой щегол, сверчок и я –

(шагаем на месте)

Вот и вся наша семья!

(вдох – руки вверх, выдох –руки вниз)

 

2.7. Дидактическая игра «Слоговой паровозик» (приложение 3)

– На карточках разные изображения. Давайте каждую карточку разместим в один из вагонов в соответствии с количеством слогов. Сколько слогов в слове – столько окон должно быть в вагоне паровоза. 

2.8. Словесная игра «Скажи наоборот».

Логопед: Ребята, все семьи разные. Поможете мне подобрать нужное слово? 

Сын низкий, а папа… (высокий). 

Девочка здоровая – мальчик (больной). 

Мальчик весёлый, а девочка… (грустная). 

Бабушка пожилая – а внучка… (молодая). 

Папа сильный – а дочка… (слабая).

Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными и правильно подобрали все нужные слова. Вижу, немного устали? Давайте разомнём наши пальчики? 

2.9. Пальчиковая гимнастика «Моя дружная семья»

Знаю я, что у меня                                    

Дома дружная семья:

(сжимают   и разжимают   пальцы обеих рук в кулак)

Это – мама, это – я,

это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед,

(соединяют поочередно пальцы на руках)

И у нас разлада нет!

(сжимать ладони в замок)

 

2.10. Развитие связной речи (приложение 4)

Логопед: Мы говорили о том, что все семьи разные. Кто хочет рассказать о своей? В этом вам поможет схема для составления рассказа. Послушайте внимательно план рассказа (логопед показывает на соответствующее изображение, проговаривая план):

  1. Имя ребёнка.
  2. Имена родителей.
  3. Внешность мамы.
  4. Внешность папы. 
  5. Профессии родителей. 
  6. О бабушке и дедушке. 

Пример рассказа: 

Меня зовут Ваня. Мою маму зовут Наташа, а папу – Костя. У моей мамы длинные светлые волосы, голубые глаза, широкая улыбка; она высокая. У моего папы короткие волосы, тёмного цвета; у него карие глаза; он выше мамы. Моя мама работает в детском саду, а папа на заводе. Мою бабушку зовут София, она любит вязать и печь пироги, а дедушку зовут Миша; он любит рыбалку.

  1. Заключительная часть. Итог занятия.

Логопед: Снова за руки возьмемся, в круг веселый соберемся.

Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться.

Логопед: Мы с вами сегодня говорили о семье. И как в пословице говорится: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как хорошо, когда в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Что вам понравилось больше всего? В какие игры мы играли? Какие пословицы вы запомнили? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи"Наша дружная семья"

Данное занятие о понятии"семьи",назначении "семьи" в социуме...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Семья".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Семья"....

Конспект занятия по развитию речи на тему : " Семья"

Конспект написан для подготовительной группы....

Конспект НОД по развитию речи "Традиции моей семьи"

Данный конспект предназначен для работы в старшей группе. Материал позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями различных семей....

Конспект занятия по развитию речи " Моя дружная семья."

Тема: «Моя дружная семья. Что мы делаем вместе»...

конспект ООД по развитию речи на тему "Семья"

план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект занятия по развитию речи в «Моя семья»

для старшего дошкольного возраста...