Достижения шестилетнего ребёнка в развитии
консультация по развитию речи

Коченова Татьяна Сергеевна

Достижения шестилетенего ребёнка в развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

Выступление

на тему:

«Достижения шестилетнего ребёнка в речевом развитии»

Учителя-логопеда

Коченовой Т.С.

ПЛАН

  1. Достижения шестилетнего ребёнка в речевом развитии.
  2. Особенности усвоения языка.
  3. Уровень развития контекстной речи.

4. Эмоциональная культура речи.

Дата проведения ______________________

Количество присутствующих _______________

        К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может легко объясняться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребёнок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний от 3000 до 7000 слов. Словарь шестилетнего ребёнка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов.

        Развитие речи идёт не только за счёт тех лингвистических особенностей, которые выражаются в чутье самого ребёнка по отношению к языку. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт оценку этого звучания.

        В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

        Шестилетний ребёнок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с лёгкостью обратит свою активность на познание своей речи с новой для него стороны и, играя, будет проводить анализ.

        Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.

        Дети легко подбирают нужные слова-ассоциации, предлагают рифмы, и их острый ум отбирает нужное.

        В этот период у детей появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка – предмет активной, естественной деятельности для ребёнка шести лет. К шести годам ребёнок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

        Если ребёнок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Ребёнок легко и радостно произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово. Затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки.

        Ребёнок шести лет при специальном обучении может произносить слова с целью выявления звукового состава, преодолевая при этом сложившийся в живой речи привычный стереотип произнесения слов. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

        Без специального обучения ребёнок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это и понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребёнком задач, в процессе решения которых развивались эти специфические формы анализа. Ребёнка, который не умеет производить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим. Он просто не обучен.

        Основная функция речи – общение, сообщение или, как принято говорить – коммуникация. Шестилетний ребёнок уже не способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно полно описывает то, о чём говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны шестилетнему ребёнку. Но здесь следует включить множество «если»: если ребёнок развивался в культурной языковой среде, если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других; если ребёнок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым.

        Конечно, ребёнок использует ситуативную речь, которой пользуются все люди. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию, о которой идёт речь. Но учителя интересует прежде всего контекстная речь, именно она – показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребёнка.

        Если ребёнок ориентирован на слушателя, стремится описать подробнее ситуацию, о которой идёт речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению. Ситуативный способ речевого общения начинает замещаться контекстным. У ребёнка с развитой речью мы наблюдаем речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Конечно, даже очень хорошее развитие речи шестилетнего – детская речь. За дальнейшее развитие контекстной речи будет ответственен учитель.

        Для культурной речи важно не только как строится конструкция предложения, не только ясность излагаемой мысли, но и как обращается ребёнок к другому человеку, как произносится сообщение. Речь человека не бесстрастна, она всегда несёт в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние.

        Так же как нас интересует словарный запас ребёнка и его умение строить контекстную речь, так же должно интересовать, как ребёнок произносит то, о чём он говорит. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть «гладкой» и выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита экспрессивная функция речи, мы можем судить о речевой среде, формирующей его речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "РАБОТА С ДОСТИЖЕНИЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ."

Презентация достижений воспитанников, как мощный инструмент мотивации дошкольников к проявлению самостоятельности, повышению самооценки является одним из условий формирования самосознания и становится...

консультация для родителей "Характеристика речи шестилетнего ребёнка"

Для успешного освоения грамоты и  чтения ребёнком дошкольного возраста родители должны знать основы речевого общения, особенности речи....

Психологический портрет шестилетнего ребёнка

Многие родители вспоминают о своем милом и сговорчивом пятилетнем ребенке, когда ему исполняется шесть и уравновешенность исчезает. Теперь уже не он владеет своими чувствами, а чувства подчиняют его с...

План индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особен...

Умственное развитие шестилетнего ребёнка

Уважаемые родители! На время самоизоляции предлагаю вам эти  сайты, которые помогут вам провести время с пользой.Умственное развитие шестилетнего ребёнка –  это очень значимый и важный...

«Экран достижений, как средство мотивации достижения успеха ребёнком дошкольного возраста»

laquo;Методическая разработка наглядного пособия по созданию успеха для каждого ребенка в условиях предметно-пространственной среды»...