Классификация речевых нарушений
консультация по развитию речи

Коченова Татьяна Сергеевна

Классификация речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_rechevyh_narusheniy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Выступление

на тему:

«Классификация речевых нарушений»

Учителя-логопеда

Коченовой Т.С.

ПЛАН

  1. Клинико-педагогическая классификация
  2. Нарушения устной речи
  3. Нарушения письменной речи

Дата проведения ______________________

Количество присутствующих _______________

Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления.

Все виды нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи:

  1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
  2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
  3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи
  4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
  6. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
  7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
  8. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитии ребёнка.
  9. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи:

  1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
  2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа – нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работ: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

I Подготовительный этап

Основная ель его – включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребёнком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и болезнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми.

Важной является задача формирования произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Ребёнок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

К задачам подготовительного этапа относятся: развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учётом характера дефекта. В одних случаях работа направлена на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

Необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается  за счёт нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приёмов.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации, пособия по исправлению произношения.

Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает ребёнку правильную артикуляцию звука, объясняет, какие движения следует произвести, предлагает ему повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях оказывается помощь ребёнку шпателем или зондом. На следующих занятиях предлагается выполнить движение по устной инструкции без опоры на зрительный образец. Правильность выполнения в дальнейшем ребёнок проверяет на основе кинестетических ощущений. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

При работе по формированию правильного произношения необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым ведётся работа.

Работа ведётся над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе развития.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

  • выработать умения принимать требуемую позу, удержать её, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
  • система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
  • необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (явление коартикуляции).
  • занятия должны проводиться кратковременно, чтобы ребёнок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
  • уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
  • по мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

II Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

Постановка звука достигается путём применения технических приёмов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф.Ф. Рау выделяются три способа: по подражанию (имитивный), с механической помощью и смешанный.

Первый способ основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребёнок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. Можно воспользоваться приёмом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например, сонорные р и р, а также л , аффрикаты ч и ц, заднеязычные к, г, х более успешно ставятся другими способами.

Второй способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед росит ребёнка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук. При данном способе ребёнок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нём играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед объясняет ребёнку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук, например, поднять кончик языка. При  этом способе ребёнок оказывается активным, а приобретённая им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи. По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведётся работа по автоматизации звука и включению его в речь.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук  находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается  звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь – в середине , так, как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приёмы отражённого повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребёнка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.

III Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель его – сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения. Подбирается материал, насыщенный теми или иным звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация речевых нарушений

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отно...

Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"

Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....

классификация речевых нарушений

Предложен вариант классификации речевых нарушений и краткое логопедическое заключение...

КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).

Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....

Классификация речевых нарушений

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребёнка. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможн...

Классификация речевых нарушений

1.Принципы анализа речевых нарушений2.Клинико-педагогическая классификация. Нарушения устной речи. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений3.Психолого-педагогическая классификация. Виды ...