Классификация речевых нарушений
презентация на тему

Караханян Наталья Анатольевна
1.Принципы анализа речевых нарушений
2.Клинико-педагогическая классификация. Нарушения устной речи. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений
3.Психолого-педагогическая классификация. Виды нарушений. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Слайд 2

Принципы анализа речевых нарушений Клинико-педагогическая классификация. Нарушения устной речи. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений Психолого-педагогическая классификация. Виды нарушений. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений

Слайд 3

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия Принцип системности - подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Все психические процессы у ребенка взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи

Слайд 4

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Нарушения речи Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Расстройства фонационного оформления высказывания Нарушения стуктурно-семантического оформления высказывания Дислексия Дисграфия Алалия Афазия Дисфония (афония) Тахилалия Дизартрия Брадилалия Ринолалия Дислалия Заикание

Слайд 5

ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи

Слайд 6

БРАДИЛАЛИЯ патологически замедленный темп речи Синоним: брадифразия Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной

Слайд 7

ТАХИЛАЛИЯ патологически ускоренный темп речи Синоним: тахифразия Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной

Слайд 8

ЗАИКАНИЕ нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Синоним: логоневроз Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка

Слайд 9

ДИСЛАЛИЯ нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки

Слайд 10

РИНОЛАЛИЯ нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс

Слайд 11

ДИЗАРТРИЯ нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии

Слайд 12

АЛАЛИЯ отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее)

Слайд 13

АФАЗИЯ полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга Синонимы: распад, утрата речи У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована

Слайд 14

ДИСЛЕКСИЯ частичное специфическое нарушение процесса чтения Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного

Слайд 15

ДИСГРАФИЯ частичное специфическое нарушение процесса письма Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений

Слайд 16

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Р.Е. ЛЕВИНА Нарушения речи Нарушение в применении средств общения Нарушение средств общения Заикание Общее недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Слайд 17

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

Слайд 18

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на четыре уровня

Слайд 19

ЗАИКАНИЕ нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация речевых нарушений

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отно...

Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"

Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....

классификация речевых нарушений

Предложен вариант классификации речевых нарушений и краткое логопедическое заключение...

КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).

Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....

Классификация речевых нарушений

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребёнка. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможн...

консультация для воспитателей "Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений"

Многие ученые едины в оценке существующих классификаций. По их мнению, они дополняют друг друга и нацеливают специалистов на решение общих задач.Преимущество диагноза, поставленного с учетом двух клас...