Логопедическое занятие по теме "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обобщение и уточнение знаний детей о весне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №42» г. Перми структурное
подразделение «Дошкольные группы»
Конспект логопедического занятия по теме «Весна»
в старшей группе с ОНР
Автор:
Авертьева Н.Г – учитель-логопед
г. Пермь , 2025 г.
Конспект логопедического занятия по теме «Весна»
в старшей группе
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о весне
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизировать и расширять словарь
- Развивать связную речь
- Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования
- Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.
- Развивать речевой слух.
- Развивать умения комментировать свои действия, делать словесно-логические обобщения.
- Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельности.
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, внимание к собственной речи.
Оборудование: Экран, презентация, разрезные картинки, палочки, Су-джок (массажные мячики), камешки «марблс», предметные картинки с признаками весны
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Развитие мелкой моторики
«Волшебный шарик» (Су-джок)
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения правой рукой в соответствии с текстом)
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
(Выполняем движения левой рукой в соответствии с текстом)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И немного отдохнём.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую
половинку шарика).
«Мы колечки надеваем»
(На каждый пальчик накручиваем колечко)
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнение для челюсти: «После зимней спячки».
Медведь проснулся после зимней спячки. (Открывать рот с глухим вдохом. Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины. (Двигать нижней челюстью вправо-влево).
Упражнения для губ: «Кораблики плывут по волнам». (Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх).
«Исхудавшие за зиму зверята». (Втянуть щеки, затем вернуться в и.п.) Упражнения для языка: «Сосулька тает». (Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка).
«Лужи». (Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону).
«Лопаются почки на деревьях». (Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать).
«Капель стучит по крыше». (Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд»).
«Весенняя трель». (Во время произнесения звука Д-Д-Д-Д, чистым пальчиком под язычком производить колебательные движения влево-вправо).
4. Сообщение темы. (Я загадаю загадку, вы отгадаете и поймёте о чём мы будем сегодня говорить)
Загадка
Прекрасна, радостна она. Всё с нею пробуждается. Вслед за зимой идет сама Душа – красавица …. (весна).
Слайд № 1
5. Работа над темой. 1) Работа над словарём. Беседа с детьми о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями весной, как ведут себя птицы. Слайд № 2 Назовите весенние месяцы Слайд № 3 Дидактическая игра «Подбери признак» Весна (какая?) – ранняя, тёплая, долгожданная, дождливая…. Дидактическая игра «Слова-родственники» Логопед читает стихотворение: Весна, весна на улице, Весенние деньки. Веснушки у девчонок, Веснянки у реки. Одевшись по-весеннему, В весенний лес идём, Весенними закличками Весну-красну зовём (Дети называют родственные слова из текста)
6. Дыхательные упражнения. 1) Упражнение «Капель стучит по крыше» (Плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой емуладошке; на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза). 2)Упражнение «Аромат цветов» (Выпрямите спину, положите воображаемый цветочек на ладонь, сделайте глубокий вдох носом, пошлите воздух в животик и медленно выдыхая через рот, произнесите «Ах!»
7. Работа над лексико-грамматическими категориями
1) Дидактическая игра «Назови ласково»
Слайд № 4
2) Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).
Зимой похолодало, а весной… (потеплело).
#1060;изминутка Я предлагаю вам прогуляться вместе с весной. (Дети повторяют за логопедом слова и выполняют движения).
К нам весна шагает быстрыми шагами - идут с высоким подниманием колен
И сугробы тают под её ногами – приседают
Чёрные проталины на полях видны – повороты туловища
Видно очень тёплые ноги у весны. – бег на носочках.
(Садятся на стульчики).
9. Работа над психическими процессами (внимание, память, логическое мышление). 1) Дидактическая игра “4 лишний” (скажи, что лишнее и почему) Слайд № 5 2) Дидактическая игра «Собери картинку» (Разрезные картинки на тему «Весна» ) 3) Упражнение «Что изменилось?» Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением признаков весны (солнце, ручей, цветок, дерево, грач, медведь, ёж, кораблик…). – Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
10. Связная речь
Составление рассказа по мнемосхеме
Слайд № 6
Примерный текст:
Пришла весна. Ярко светит солнце. Появились первые проталинки.
Бегут ручьи. На дорогах лужи. Люди сменили обувь и одежду. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. На деревьях набухают почки. Появляются насекомые. Просыпаются медведи.
Весной появляются первые цветы – подснежники.
11. Развитие мыслительных процессов
Упражнение с палочками “Выложи фигуру по образцу” («Солнышко») Слайд № 7
12. Итог занятия.
Логопед: Вот подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
Слайд № 8
(У детей на столах камешки «марблс» и шаблоны к ним).
На каждый правильный ответ дети выкладывают камешек на свой шаблон.
13. Релаксация Слайд № 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»
Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...