Индивидуальная адаптированная программа дошкольного образования для ребенка с ТНР (дизартрией)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Индивидуальная адаптированная программа дошкольного образования предназначена для ребенка среднего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска
Адаптированная индивидуальная образовательная программа дошкольного образования
для ребенка с ТНР
О.Алиса Андреевна
11.12.2017 г.р.
средняя группа
2022-2023 учебный год
г. Сосногорск 2022г
Ф.И.О ребенка: О.Алиса Андреевна
Дата рождения: 11.12. 2017 г.
Ф.И.О. и контактные данные родителей:
Мать – О.Ирина Сергеевна
Отец – О.Андрей Анатольевич
Группа: №3 (средняя)
Ф.И.О. педагога: Л.Оксана Николаевна, Г.Ирина Николаевна
Ф.И.О. специалистов, работающих с воспитанником:
Учитель-логопед: Б.Рита Алексеевна
Заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии от 27.12.22г. Протокол ПМПК №1: Выявлены трудности в обучении, воспитании, развитии, социальной адаптации, обусловленные нарушениями речи - дизартрия. Ребёнок нуждается в создании специальных образовательных условий, присвоен статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями речи (дизартрия). В образовательном процессе учитывать психофизические особенности и индивидуальные возможности ребенка с ОВЗ. Ребёнку необходимы индивидуальные занятия с учителем-логопедом, наблюдение и лечение у невролога.
Срок освоения программы: 2022 – 2023 уч. год
Режим пребывания в образовательной организации: 10,5 часов
Форма обучения: очная
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования предназначена для О. Алисы Андреевны 11.12.2017 г.р. для ребенка с ОВЗ с ТНР (ОНР 2 уровня, дизартрия). Определяет содержание и организацию образовательной деятельности в средней группе д/с с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка. И обеспечивает работу по коррекции нарушений его развития и социальной адаптации ребенка.
Программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Цель Программы: восстановление и коррекция речевого развития ребенка, его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Заключение специалистов
Невролог: РОПГМ, оценка нервно-психического развития- 2 степень.
Педиатр: 2 гр. Здоровья, Хирург: здорова
Офтальмолог: здорова;
Отоларинголог: аденоиды; Стоматолог: нуждается в сонации
Характеристика особенностей развития ребенка:
Алиса охотно вступает в контакт с детьми и взрослыми, проявляет интерес к предложенной игровой деятельности. В самостоятельном общении не владеет навыками связного высказывания. Испытывает трудности в обучении, часто занимается без желания, проявляет негативизм. Артикуляционный аппарат ребенка малоподвижен, артикуляционные позы удержать не может, язык двигается медленно, неточно. Речевое дыхание не сформировано, нет глубокого вдоха и плавного выдоха. Общая и мелкая моторика развиты недостаточно. Объём движений ограничен. Переключаемость движений замедленная. Словарный запас ниже возрастной нормы. Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Звукопроизношение нарушено: астигматизм, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение ССС. Способность к волевым усилиям и самостоятельной организации продуктивной интеллектуальной деятельности снижена. На индивидуальных занятиях быстро утомляется, внимание неустойчивое. Навыки самообслуживания сформированы.
Планируемые результаты освоения Программы
– проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
– понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
– использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
– различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);
– использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке;
– составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
– владеет простыми формами фонематического анализа;
– использует различные виды интонационных конструкций;
– выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;
– использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;
– передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
– стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
– проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
– занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени
– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
– осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
– имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
– использует схему для ориентировки в пространстве;
– владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
– может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы,
экспериментирует);
– в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество;
– сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений
- овладение социально-бытовыми навыками в соответствии с возрастом.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- формирование у ребенка представлений о самом себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение ребенка с нарушением зрения в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- формирование у ребенка предметных представлений сенсорных эталонов: «форма», «цвет», «величина», «пространство» и освоение их систем;
- повышение зрительных сенсорно-перцептивных умений и навыков познавательной деятельности;
- повышение перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания (развитие константности, тонкости и точности, осмысленности зрительного восприятия предметного мира);
- формирование основ организации собственной познавательной деятельности в окружающей действительности.
Работа по освоению первоначальных представлений об окружающем мире, направленных на включение ребенка в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания к объектам окружающего мира через наблюдения и деятельность с предметами;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений об окружающих объектах;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
- развитие первичных произносительных навыков;
- коррекция артикуляционных нарушений;
- формирование самоконтроля, умения произносить автоматизированный звук в разных коммуникативных ситуациях.
Работа по речевому развитию осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем вовлечения ребенка в общение со взрослым и друг с другом;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевых навыков;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
- обогащение чувственного опыта, обогащение опыта восприятия и воспроизведения линий разной формы (сомкнутых и прерывистых) и др., повышение способности к тонкому зрительному анализу форм узоров, их фигурных элементов, изображений, иллюстративно-графического материала;
- обогащение опыта восприятия разнообразия цветовых тонов, их вариативности, повышение способности к тонкости цветоразличения.
- повышение способности к контрастной чувствительности, обогащение опыта тонкого зрительного различения контуров (границ плоскостей) объектов восприятия;
- формирование моторно-поведенческого и речевого потенциала ребенка в художественно-эстетической деятельности;
- развитие слухо-двигательной координации; зрительно-моторной координации в системах «глаз-нога», «глаз-рука»;
- развитие умений и навыков пространственной ориентировки в организации и осуществлении собственной художественной деятельности;
- развитие мелкой моторики рук, тонко координированных движений пальцев и кисти.
- расширение опыта слушания музыки, песенок, музыкальных спектаклей, инсценировок.
Работа по художественно-эстетическому развитию осуществляется по нескольким направлениям:
- художественная продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование;
- музыкально-театральная деятельность;
- двигательная деятельность: ритмические игры и упражнения;
- досуговые мероприятия с актуализацией у ребенка зрения, зрительных функций, зрительного восприятия;
- наблюдения в природе;
- игры с использованием музыкальных инструментов, игры-театрализации, игры с переодеваниями, словесные игры и др.
Образовательная область «физическое развитие»
Задачи:
- Повышение двигательного потенциала и мобильности. Развитие потребности в движениях, в формировании двигательных умений. Расширение объема движений (с учетом факторов риска для здоровья, зрения), их разнообразия. развитие регулирующей и контролирующей функций зрения при выполнении движений.
- Развитие зрительно-моторной координации, конвергентно-дивергентных движений, прослеживающих движений глаз в упражнениях с инвентарем (мячи разного размера, гимнастические палки, флажки и др.).
- Развитие мелкой моторики рук, подвижности и силы кистей, пальцев.
- Поддержание психоэмоционального тонуса (бодрого состояния) ребенка с нарушением зрения
Поддержание и укрепление здоровья (физического, психического и соматического). Основной формой обучения с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи являются индивидуальные занятия, которые проводятся не менее 2 раз в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия не более 20 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или упражнения продолжительностью 4—5 минут.
2.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы
по коррекции и развитию речи (учитель – логопед)
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровня, дизартрия
Задачи обучения:
1.развивать моторную сферу ребенка (артикуляционную, общую и мелкую моторику, мимическую мускулатуру)
2.формировать правильное речевое дыхание
3 сформировать правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические представления речи
4.обогащать и развивать словарный запас
5.развивать коммуникативную активность ребенка в быту, играх, на занятиях
6.развивать психические процессы (память, внимание, мышление)
7.развивать грамматический строй речи ребенка путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования и управления
8.сформироваь связную речь ребенка с ОНР
9. развивать сенсорные процессы
1 период | |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | |
задачи | содержание коррекционной работы
|
Развивать слуховое внимание | различение речевых и неречевых звуков, их направление постукивание, похлопывание, предметные звуки (шуршание бумаги, скрип двери), звуки музыкальных инструментов бубна, металлофона и т п. |
Формировать правильное речевое дыхание | выработка глубокого диафрагмального дыхания; свободного, удлинённого, направленного выдоха. Использование элементов технологии дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Игры с вертушкой, мыльными пузырями, султанчиками, упражнения «закати мяч в ворота», «надуй шарик», «осенние листочки» |
Развивать артикуляционную моторику, артикуляционный аппарат | Артикуляционная гимнастика: динамические и статические упражнения, развитие мимической мускулатуры. точность, чистота, объём, плавность движений, удержание заданной позы в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции). Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков. точность, выполнение общих артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков. Использование технологии «Биоэнергопластики» ведущей рукой |
Развивать мелкую моторику | освоение различных движений пальцев рук, пальчиковые упражнения со стихотворными текстами. Пальчиковая гимнастика: по зрительному образцу, с закрытыми глазами освоение различных движений пальцев Игры с мелкими предметами (пазлы, бусы, мозаика), сухой бассейн с разными наполнителями Массаж пальцев рук. Пальчиковые игры: «Семья» «Игрушки» «Дождик» «Дружные ребята». «Хозяйка», «Урожай» Пальчиковый театр. «Геометрическая мозаика», «Подбери по цвету», «Цветные фоны» Развитие мелкой моторики: шнуровки, вкладыши, счетные палочки, мозаики, пазлы, бусы на нитке, трафареты |
Развивать общую моторику | координация речи с движениями в играх и упражнениях, логоритмика Логоритмические игры «летний день» «дождик» «буратино» «мы друзья» «Семья». Нейроигры на развитие межполушарных связей «Ладошки», «Ребро-ладонь-кулак». |
формировать фонематическое представление и восприятие звуков | Восприятие и воспроизведение ритмов, громкости, высоты звуков, интонации. Восприятие и выделение речевых звуков. Игры с «рукавичками -звуковичками», угадывание звуков по артикуляции. Пропевание гласных звуков. Проговаривание чистоговорок. Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». |
преодолевать дефекты звукопроизношения | подготовительные артикуляционные упражнения. Автоматизация свистящих звуков в словах, фразах. Постановка шипящих звуков Образец логопеда, образец ребенка в записи. Сравнение. Использование картинок-символов. Отработка опорных звуков в слогах, словах, фразах с использованием логопедических альбомов, предметных картинок, игрушек |
обогащать и развивать словарный запас | Развитие словаря прилагательных, сущ-ных и глагольного словаря. Опора на лексические темы: осень, семья, детский сад, фрукты и овощи, лес, грибы, ягоды Игры: «какой, какая?» «один-много» «что лишнее» «что где растет» «найди такой же» Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». |
развивать психические процессы ребенка | развитие памяти, внимания, мышления, восприятие «угадай чего не стало?» «4 лишний» «что я загадала» «чудесный мешочек» Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». -игровое развивающее оборудование «Бизидом» |
развивать грамматический строй речи ребенка | согласование существительных с прилагательными, употребление, местоимений, предлогов «из чего сделали» «какой, какое, какая» «маленький -большой» Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». |
развивать сенсорные процессы | развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе сенсорные бассейны для игр пальчиками с разными наполнителями (рис, песок, шарики, шишки, камешки). Игры с осенним природным материалом, «угадай по вкусу» «угадай по форме» «чудесный мешочек» Ароматерапия (эфирные масла, листья мяты, кофе |
обучать навыкам коммуникации | Обучение навыкам общения между сверстниками Обыгрывание ситуаций общения (в игре со сверстниками, режимные моменты, культура общения –«вежливые слова») Игры - драматизации |
развивать и совершенствовать связную речь | Развитие связной речи с опорой на предметные и сюжетные картинки. Опора на лексические темы: «осень» «овощи» «фрукты», лес, грибы, ягоды» Составление простых и распространенных предложений по наводящим вопросам логопеда, описательных рассказов, мнемосхемы. Рассказывание по сюжетным картинкам Составление загадок о овощах, фруктах, грибах, ягодах |
Работа над просодикой | Развитие выразительности речи, мелодичности Произнесение фраз (шепотом, тихо, громко). Заучивание стихов, чистоговорок. Произнесение коротких фраз с разной силой голоса по показу логопеда |
------
2 период | |
Декабрь, ноябрь, январь | |
задачи | содержание работы |
Формировать правильное речевое дыхание | формирование глубокого дыхания; удлинённого, выдоха. Использование элементов технологии дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Упражнения «поймай снежинку», султанчиками, «закати мяч в ворота», «надуй шарик» |
Развивать артикуляционную моторику | Упражнять в выполнении комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих и сонорных звуков Использование технологии «Биоэнергопластики» |
Развивать мелкую моторику | Развитие кинезиологических ощущений у ребенка Растяжки «снеговик» «дерево» «Развлечения зимой» и др. -игровое развивающее оборудование «Бизидом» «Геометрическая мозаика», «Подбери по цвету», «Цветные фоны» Развитие мелкой моторики: шнуровки, вкладыши, счетные палочки, мозаики |
Развивать общую моторику | координация речи с движениями в играх и упражнениях Логоритмические упражнения «мы во двор пошли гулять» «зимующие птицы» «Горка» «Снеговики» «Медвежонок» |
формировать фонематическое представление | Дифференциация гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, слогов, слов Иры «что лишнее» «придумай слово» «повтори за мной» «цепочка» «запомни и повтори» |
преодолевать дефекты звукопроизношения | Автоматизация свистящих звуков в текстах. Постановка шипящих звуков разными способами. Автоматизация в слогах, словах, предложениях. Повторение чистоговорок, подражание логопеду, показ, пропевание слогов. |
обогащать и развивать словарный запас | Употребление числительных существительных и глагольного словаря по теме «Зима. Зимние развлечения», «Дикие животные, птицы», «Транспорт. Посуда, Мебель»» Рассматривание сюжетных картинок, игрушки-транспорт, загадывание загадок, узнавание силуэта-транспорта, животного |
развивать психические процессы ребенка | развитие памяти, внимания, мышления, межполушарных связей «угадай чего не стало?» «4 лишний» «что я загадала» «чудесный мешочек» «что перепутал художник», Игра «кулак –ребро –ладонь», «ножки-ладошки» |
развивать грамматический строй речи ребенка | согласование существительных с прилагательными с ум-ласк. суф-ми, употребление предлогов, родственные слова, мн ч.сущ-х Игра «кто чем управляет?», «какой, какое, какая» «маленький-большой» «кто летает, плавает, едет?» Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». |
развивать сенсорные процессы | развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине Игра «расскажи какой», «подбери одежду для зимы», «из чего сделана посуда» «собери транспорт» (конструктор-лего), мягкий конструктор |
обучать навыкам коммуникации | Обучение навыкам общения между сверстниками Обыгрывание ситуаций общения, инсценирование (в игре со сверстниками, режимные моменты)культура общения –«вежливые слова») |
развивать связную речь | Развитие связной речи с опорой на игрушки, сюжетные картинки по теме – зима, зимние развлечения, дикие животные и птицы, мебель, посуда Составление загадок о животных, зиме, транспорте, мебели по плану, мнемосхемы, описательные рассказы, рассматривание сюжетных картин, рассказывание по серии сюжетных картинок Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». |
работа над просодикой | Развитие интонационной стороны речи, темпа и ритма речи в рассказывании стихов, потешек, чистоговорок произнесение коротких фраз с разной силой голоса, работа с символами-эмоциями |
-------
3 период | |
Март, апрель, май | |
задачи | содержание работы |
Формировать правильное речевое дыхание | Совершенствование глубокого дыхания; удлинённого, выдоха. Использование элементов технологии дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н Упражнения с предметами и игры на развитие речевого дыхания, игровой тренажер для дыхания «снежинки», «ветер», «веселые животные» |
Развивать артикуляционную моторику | Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для сонорных звуков. Использование технологии «Биоэнергопластики» двумя руками |
Развивать мелкую моторику | Развитие пальчиковой моторики: пальчиковые игры «Зоопарк» «дни недели»; штриховка; игр и упражнения с мячиками «Совы» Сухие бассейны с разными наполнителями (рис, крупа, фасоль, песок, манка, шишки и др) – игры по временам года-игровое развивающее оборудование «Бизидом» «Геометрическая мозаика», «Подбери по цвету», «Цветные фоны» Развитие мелкой моторики: шнуровки, вкладыши, счетные палочки, мозаики, пазлы, бусы на нитке, трафареты. Нейроигры и упражнения «пальчики-ладошки», «колечки», «кулак –ребро-ладонь» |
Развивать общую моторику | координация речи с движениями в играх и упражнениях, двигательные упражнения Логоритмические игры и упражнения «В зоопарке» «Медвежата» «кто как передвигается» «Все Планеты» |
формировать фонематические представления | Развитие слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова Игры со «Звуковичками», Игры «поймай звук» «придумай слова» «повтори за мной» Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». |
преодолевать дефекты звукопроизношения | Автоматизация поставленных свистящих и шипящих звуков в чистоговорках, фразах, стихах. Постановка сонорных звуков. Пропевание слогов, чистоговорок. Компьютерные игры и упражнения на автоматизацию звуков – «Умный экран» |
обогащать и развивать словарный запас | Обогащение словаря по теме «зоопарк», «мамин праздник», «ранняя весна» «Космос», «Лето», ПДД» Рассматривание предметных и сюжетных картинок, составление простых предложений , составление загадок, заучивание стихов по мнемосхемам |
развивать психические процессы ребенка | развитие памяти, внимания, мышления, восприятия «угадай чего не стало?» «4 лишний» «что я загадала» «чудесный мешочек» «что перепутал художник» |
развивать грамматический строй речи ребенка | употребление предлогов, родственные слова, сущ-е с ум-ласк. суф-ми, сложные слова, синонимы, антонимы Игра «маленький-большой» «назови ласково» Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». |
развивать сенсорные процессы | развитие восприятия и формирование представлений о свойстве предметов: их форме, цвете, величине Игры с кинетическим песком, рисование на песке «собери зоопарк» (лего-конструктор), мягкий конструктор, игры с природным материалом |
обучать навыкам коммуникации | Обучение навыкам общения между сверстниками в с/р игре «космонавты», «как ты будешь поздравлять с праздником 8 марта?» Обыгрывание ситуаций общения со сверстниками, диалог в режимных моментах, прогулка |
развивать связную речь | Развитие связной речи с опорой на игрушки, сюжетные картинки Составление простых распространенных предложений, рассказов, загадок, слушание звуков животных в зоопарке |
работа над просодикой | Развитие речевой деятельности через детский фольклор, стихи о весне, празднике 8 марта, о лете, ПДД Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов. Заучивание стихов. Работа над эмоциями ребенка. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Режим пребывания в д/с (холодный период года)
Прием детей, игры, утренняя гимнастика | 7.30 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.55 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.55 – 9.00 |
Образовательная деятельность | 9.00 – 9.20/9.30 – 9.50 |
II завтрак | 10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.10 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.00 – 12.15 |
Обед | 12.15 – 12.30 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30 – 15.00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 – 15.45 |
Игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа воспитателя с детьми | 15.45 – 16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.50 – 18.00 |
теплый период года
Прием детей, игры, утренняя гимнастика (улица) | 7.30 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.55 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 8.55 – 10.05 |
II завтрак | 10.05 – 10.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.15 – 12.10 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.00 – 12.10 |
Обед | 12.10 – 12.25 |
Подготовка ко сну, сон | 12.25 – 15.00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 – 16.00 |
Игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа воспитателя с детьми | 16.00 – 16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.50 – 18.00 |
Предметно-развивающая среда.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают работу по разным направлениям коррекции речи ребенка. Стимульный материал для обследования речи в соответствии с речевой картой дошкольника. Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». В терминале есть разделы: речевое развитие, тренировка моторики, конструирование, математические представления, развитие логики, тренировка памяти и мышления, эстетическое развитие, задания с камерой, рисование и раскрашивание
Формирование звукопроизношения
1. Артикуляционные упражнения (карточки, памятки).
2. Материал для механической постановки звуков (ватные палочки).
3. Карточки для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.
4. Предметные картинки для автоматизации звуков.
5. Альбомы, игры на автоматизацию звуков. 6. Игрушки
Формирование психологической базы речи
1. Пособия для развития слухового и зрительного восприятия (музыкальные игрушки, ширма, разрезные картинки, картинки с контурным изображением).
2. Дидактические игры для развития мышления, памяти. («Что сначала, что потом?», «Умные клеточки», ребусы, головоломки, «Четвёртый лишний», «Что перепутал художник?», «Найди пару», «Время», мозаики, пазлы,, игры-шнуровки, счётные палочки, папки с наглядным материалом для обследования психических процессов)
3. Игры и пособия для развития первичных представлений о цвете и форме предметов. «Геометрическая мозаика», «Подбери по цвету», «Цветные фоны»
Развитие мелкой моторики: шнуровки, вкладыши, счетные палочки, мозаики, пазлы, бусы на нитке, трафареты, карандаши, «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками. Развитие речевого дыхания. Игрушки для развития дыхания: вертушки, свистульки, дудочки, «мыльные пузыри», воздушные шары.
Формирование фонематического анализа и синтеза
1. Символы звуков. 2. Предметные картинки на звуки русского языка.
3. Предметные картинки для звукового анализа. 4. Дидактические игры («Цепочка слов», «Лото» и др.)
5. Индивидуальные наборы для звукового анализа. 6. Схемы определения места звука в слове.
Обучение грамоте
1 Азбука в картинках 2. Схемы для анализа предложений.
3. Предметные картинки для деления слов на слоги. 4. Веера с буквами.
5. Разрезные азбуки. Наборы букв.
7. Дидактические игры («Прочитай и покажи», «Составь букву», «Найди слово»
Словарь
1. Картинный материал по лексическим темам в соответствии с перечнем (предметные и сюжетные картинки).
2. Подбор игрушек по лексическим темам.
3. Настольно-печатные игры по лексическим темам («Домино», «Найди лишний», «Собери семью» и т.д.)
Грамматический строй речи
1. Схемы предлогов.
2. Логопедические настольно-печатные игры «Гномы и великаны», «По улицам города», «Чей? Чья? Чьи? И т.д.».
3. Картинный материал для формирования грамматических категорий (антонимы, множественное число, уменьшительно-ласкательные формы, словоизменение, согласование и т.д.)
4. Предметные картинки на словообразование.
5. Наборы игрушек.
7. Картотека словесных игр и упражнений на формирование грамматических категорий.
Слоговая структура
1. Предметные картинки на слова с различной слоговой структурой.
2.Сюжетные картинки для составления предложений с использованием слов сложной слоговой структуры.
3. Картотека заданий по формированию слоговой структуры.
4. Дидактические игры («Пирамида», «Подбери схему» и др.)
Связная речь
1. Картинки с сюжетом для составления предложений.
3. Предметные картинки для составления рассказов описаний.
4. Серии картин из 2-4 картин.
5. Схемы для составления рассказов – описаний по темам Ткаченко Т.А.
6. Серии картин для составления рассказов («Кем быть?» Л.И.Мусякина, «Картины по развитию речи» В.В.Гербова, серия картин Батурина)
7. Пособия для драматизации (различные виды театра)
Оценка состояния индивидуального развития
ребенка среднего дошкольного возраста учителем-логопедом.
№п/п | Фамилия, Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Уровень общего и речевого развития |
1 – уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;
2 – уровень развития моторной сферы;
3 – уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;
4 – уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;
5 – уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;
6 – уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;
7 – уровень развития связной речи, состояние фонетической стороны речи.
Высокий уровень:
1.Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций.
Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны. В общении проявляется эмоциональная стабильность. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 4–5 палочек.
2.Развитие моторной сферы.
В процессе исследования состояния общей моторики не выявляются моторная неловкость и раскоординированность движений. Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения движений нормальный. Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме. При выполнении артикуляционных упражнений способность к переключению не затруднена, все движения выполняются в полном объеме. Тонус артикуляционной мускулатуры в норме.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия.
Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря.
Активный словарь в норме.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи.
Ребенок не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Ребенок может самостоятельно пересказать текст из 3–4 предложений с опорой на картинки.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.
Ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок не допускает ошибок при повторении слогов с оппозиционными звуками.
Средний уровень:
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций.
Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт не сразу. В общении проявляется эмоциональная лабильность. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает отдельные ошибки, 1-2 раза ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребенок допускает отдельные ошибки при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок допускает 1-2 ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, не сразу может сложить картинку из 2–4 частей, не сразу может сложить по образцу фигуры из 4–5 палочек.
2. Развитие моторной сферы.
В процессе исследования состояния общей моторики выявляется некоторая моторная неловкость и раскоординированность движений. Ручная моторика развита не в полном объеме, темп выполнения движений незначительно снижен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, с трудом застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из од- ной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен незначительно, некоторые движения выполняются не в полном объеме. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, не все движения выполняются в полном объеме, иногда отмечаются синкинезии. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен незначительно.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия.
Объем пассивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок понимает различные формы словоизменения, но может допустить 1-2 ошибки. Понимание обращенной речи приближается к норме. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении или допускает 1-2 ошибки. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении или допускает 1-2 ошибки.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря. Активный словарь несколько ниже нормы.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи. Ребенок допускает по 2-3 ошибки при выполнении тестовых заданий.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи. Ребенок может пересказать текст из 3–4 предложений с опорой на картинки и небольшой помощью взрослого.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи. Ребенок нарушает звуко-слоговую структуру некоторых слов. У ребенка нарушено произношение 6–8 звуков. У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок допускает 1-2 ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.
Низкий уровень:
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций.
Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно, проявляет негативизм. Эмоциональные реакции не всегда адекватны. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает множественные ошибки, ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма. Ребенок допускает ошибки при различении и соотнесении цветов, делает ошибки при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок допускает множественные ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, без помощи не может сложить картинку из 2–4 частей. Ребенок не может сложить по образцу фигуры из 4–5 палочек.
2. Развитие моторной сферы.
В процессе исследования состояния общей моторики выявляется общая моторная неловкость, раскоординированность движений. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Ручная моторика развита недостаточно, темп выполнения движений снижен, движения выполняются не в полном объеме. Отмечается наличие амбидекстрии, леворукость. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, испытывает затруднения в рисовании заданных линий, не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую. Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен, движения отсутствуют или выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, сглаженность носогубных складок. При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, движения выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия.
Объем пассивного словаря значительно ниже нормы. Ребенок практически не понимает различных форм словоизменения, не понимает отдельных предложений, плохо понимает обращенную речь. Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки. Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря. Активный словарь значительно ниже нормы.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи.
Грамматический строй речи практически не сформирован, или ребенок допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи Ребенок не может пересказать текст из 3–4 предложений с опорой на картинки.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.
Ребенок грубо нарушает звуко-слоговую структуру слов. У ребенка нарушено произношение 8–10 и более звуков. У ребенка недостаточный объем дыхания, ускоренный или замедленный темп речи, дисритмия, неправильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок не умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок допускает множественные ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.
Критерии оценки.
0 баллов - ребенок не имеет представления по указанным показателям
1 балл - ребенок имеет бессистемные, плохо усвоенные, неточные и неполные представления по указанным показателям развития
2 балла - ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями, недостаточно полные представления по указанным показателям развития
3 балла - ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанным показателям развития.
Определение уровня речевого развития.
1.Сумма баллов по всем показателям развития
2.Определение процентного соотношения
3.Определение уровня развития
Низкий уровень - 49 % и ниже
Средний уровень - 50 – 80 %
Высокий уровень – 80 - 100%
Определение процентного соотношения.
Итоговая сумма баллов ребенка х 100 % = Максимальное количество балл.
Методический материал индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом.
1.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, уровень адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.
Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов. Логопед показывает ребенку, например, колокольчик, маракасы, бубен, дудочку, называет их и показывает, как можно издавать звуки с помощью этих музыкальных инструментов, предлагает ребенку самому поиграть на них. Затем логопед закрывает музыкальные инструменты маленькой ширмой и производит за ней звуки. Ребенок узнает и называет музыкальные инструменты. Следующее задание позволяет выявить способность ребенка определять направление звука. Логопед предлагает ребенку встать лицом к стене, внимательно послушать и показывать рукой или сказать, откуда раздается звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик.
Завершает исследование слухового восприятия отстукивание или прохлопывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за логопедом. Исследование зрительного восприятия проводится в процессе узнавания и различения ребенком цветов. Четырехлетнему ребенку логопед предлагает подобрать блюдца такого же цвета к чашкам красного, желтого, зеленого, синего, белого и черного цветов. Если ребенок выполняет задание неуверенно, можно предложить ему попробовать свои силы в подборе шарфиков тех же цветов к шапочкам. Пятилетний ребенок подбирает блюдца к чашкам или шарфики к шапкам красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого, розового и черного цветов.
При исследовании состояния органов артикуляции логопед отмечает:
наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы), зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный), твердого нёба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная), мягкого нёба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка), подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).
Исследуя состояние общей моторики, логопед предлагает четырехлетнему ребенку попрыгать на двух ногах без поддержки, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать мяч. Причем, если восприятие речи ребенком затруднено, логопед показывает, что следует делать, и делает упражнения вместе с малышом.
Пятилетнему ребенку логопед, кроме перечисленных упражнений, предлагает бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через мягкую игрушку, попрыгать на левой ноге и на правой ноге. После этого педагог отмечает состояние общей моторики, объем выполняемых движений (полный или неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), проявление моторной неловкости.
Исследование состояния ручной моторики четырехлетнего ребенка проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведерко и поочередное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую). Если ребенок с трудом понимает обращенную речь, логопед сначала предлагает образец выполнения заданий, а потом делает их вместе с ребенком.
Исследуя кинестетическую основу движений пятилетнего ребенка, логопед предлагает ему одновременно вытянуть указательный и средний пальцы на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках. Для проверки кинетической основы движений ребенку предлагают изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой. Продолжает исследование состояния ручной моторики проверка навыков работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека). Ребенок выполняет задания по образцу вслед за логопедом. И наконец, логопед предлагает ребенку расстегнуть и застегнуть пуговицы на игрушке-застежке и зашнуровать шнурки на игрушке-шнуровке. Исследуя кинестетическую основу движений рук шестилетнего ребенка, логопед предлагает ему вытянуть указательный палец и мизинец на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках; поместить указательный палец на средний и наоборот — сначала на одной руке, потом на другой. Исследуя кинетическую основу движений, ребенку можно предложить выполнить упражнение «игра на рояле» обеими руками, а упражнение «ладонь — кулак — ребро» сначала правой, а потом левой рукой.
Проверяя навыки работы с карандашом, логопед предлагает ребенку нарисовать по образцу прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии и человека. Для проверки навыков манипуляции с предметами ребенку предлагается показать, как он расстегивает и застегивает пуговицы, выполняет шнуровку и завязывает шнурки, выполняет ножницами прямой и косой разрезы, вырезает круги из квадрата. После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению движений.
Исследование состояния мимической мускулатуры проводится при выполнении четырехлетним ребенком по подражанию логопеду следующих упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить брови, наморщить нос, надуть щеки. Пятилетнему ребенку предлагается по подражанию логопеду закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос.. После этого отмечаются наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, не точно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
Исследуя состояния артикуляционной моторики четырехлетнего ребенка, логопед предлагает ему выполнить по подражанию следующие упражнения: открыть и закрыть рот, растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы «трубочкой», показать широкий, а потом узкий язычок, положить язык сначала на нижнюю губу, а потом на верхнюю, коснуться кончиком языка сначала правого уголка губ, а потом левого. Пятилетний ребенок по подражанию логопеду открывает и закрывает рот, преодолевая сопротивление кулаков, выполняет упражнения «улыбка» и «трубочка», «лопата» и «жало», чередуя их; выполняет упражнения «качели» и «маятник». После этого отмечаются наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, не точно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный), наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
Исследование импрессивной речи детей начинается с проверки понимания имен существительных. Для исследования используются листы с изображенными на них предметами по следующим лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт». На каждом листе изображено по 6—8 предметов по одной из лексических тем.
Четырехлетнему ребенку логопед предлагает показать на листах последовательно куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки. Пятилетний ребенок показывает все перечисленные предметы и, кроме них, яблоко, грушу, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку стула, сиденье стула, ножки стула. Затем логопед проверяет способность ребенку к обобщению. Четырехлетний ребенок должен «назвать одним словом» несколько игрушек, предметов обуви и одежды. Пятилетний ребенок демонстрирует понимание обобщающих понятий «игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», а шестилетний — еще и «домашние птицы», «дикие птицы», «домашние животные», «дикие животные», «транспорт», также назвав «одним словом» предложенные картинки по перечисленным выше темам. Затем логопед исследует понимание ребенком глаголов. Четырехлетний ребенок показывает по просьбе логопеда на картинках-действиях, где девочка сидит, стоит, лежит, идет; где мальчик ест, пьет, читает, рисует. Пятилетний ребенок по просьбе логопеда показывает, кто летит, плывет, идет, прыгает, ползет. Исследуя понимание ребенком прилагательных, логопед предлагает четырехлетнему ребенку показать на картинках, где большая чашка, а где маленькая; где красный шар, а где синий; где сладкая еда, а где кислая; где круглый торт, а где квадратный. Пятилетний ребенок показывает по просьбе логопеда сначала круглое печенье, потом квадратное, затем треугольное и, наконец, овальное; где на картинке сладкое, а где горькое. Затем логопед исследует понимание ребенком различных форм словоизменения. Четырехлетний ребенок по просьбе логопеда показывает, где: дом, дома, кот, коты, кукла, куклы, груша, груши, ведро, ведра. Пятилетний должен последовательно показать, где глаз, глаза, стул, стулья, лист, листья, окно, окна. Далее логопед проверяет понимание ребенком предложно-падежных конструкций. Четырехлетний ребенок показывает, где мяч в ведерке, на ведерке, у ведерка. Пятилетний ребенок должен показать на картинке, где котенок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом. Проверяя понимание ребенком уменьшительных суффиксов, логопед предлагает четырехлетнему малышу последовательно показать стол, столик, машину, машинку, ведро, ведерко. Пятилетний ребенок должен последовательно показать по просьбе логопеда носок, носочек, чашку, чашечку, окно, окошечко. Исследуя возможность различения ребенком глаголов единственного и множественного числа, логопед предлагает четырехлетнему малышу последовательно показать, где: кошка сидит, кошки сидят, слон идет, слоны идут. Пятилетний ребенок последовательно показывает на картинках, где: птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут. Проверяя, как четырехлетний ребенок различает глаголы с различными приставками, логопед предлагает ему последовательно показать на картинках девочку, которая наливает воду в чашку; девочку, которая выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы. Пятилетний ребенок по просьбе логопеда показывает на картинках птицу, которая вылетает из клетки; птицу, которая влетает в клетку.
Продолжает исследование импрессивной речи проверка понимания ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки. Четырехлетнему ребенку предлагается сначала показать картинку, на которой мальчик поздравляет девочку; а потом — картинку, на которой девочка поздравляет мальчика. Далее логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка «Репка», и задает по ней ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи. Кого позвала бабка? Покажи. Кого позвала внучка? Покажи. Кого позвала Жучка? Покажи. Кого позвала кошка? Покажи. Кто помог вытянуть репку? Покажи». Если ребенку не знакома сказка, логопед сначала должен рассказать ее с опорой на картинки, и только после этого предложить малышу ответить на вопросы. Пятилетний ребенок должен показать по просьбе логопеда сначала картинку, на которой собака бежит за мальчиком; а потом — картинку, на которой маль- чик бежит за собакой. Затем логопед предлагает ребенку ряд вопросов и заданий по сказке «Колобок»: «Кто попросил бабку испечь колобок? Покажи. Куда бабка положила колобок? Покажи. Кого встретил колобок сначала? Покажи. Кого встретил колобок потом? Покажи. Кто съел колобка? Покажи». Далее ребенок отвечает на ряд вопросов и выполняет ряд заданий по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи». Завершает исследование импрессивной речи проверка состояния фонематического восприятия. Логопед сначала проверяет способность ребенка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом — смешиваемые в произношении. Четырехлетний ребенок последовательно показывает на картинках следующие пары: кот — кит, дом — дым, уточка — удочка, киска — миска, коса — коза, мишка — миска, кочка — кошка, малина — Марина. Пятилетний ребенок должен показать последовательно следующие пары: мышка — мишка, почка — бочка, катушка — кадушка, корка — горка, речка — редька, цвет — свет, челка — щелка, рейка — лейка. Шестилетний ребенок по просьбе логопеда показывает такие пары: мышка — мошка, пашня — башня, сова — софа, крот — грот, лук — люк, марка — майка, ель — гель, плач — плащ.
Исследование экспрессивной речи начинается с заключения о ее характере (однословная, фразовая, связная). Затем проводится исследование состояния лексики. Логопед предлагает четырехлетнему ребенку вспомнить и назвать несколько игрушек, предметов посуды, одежды, обуви. Пятилетний ребенок получает задание перечислить известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель. Затем логопед предлагает ребенку назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов. Четырехлетнему ребенку предлагаются картинки, на которых изображены ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины. Пятилетний ребенок должен назвать на картинках нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, воротник, пуговицу, кабину машины и руль. Далее логопед проверяет способность ребенка к обобщению. Четырехлетний ребенок получает задание «назвать одним словом» изображения нескольких игрушек, одежды, обуви; пятилетний — мебели, овощей, фруктов, птиц; шестилетний — ягод, насекомых, животных, транспорта. Проверяя состояние глагольного словаря, логопед предлагает четырехлетнему ребенку перечислить, что делают те, кто изображен на картинках. (Мальчик ест. Девочка спит. (И т. п.)) Пятилетний ребенок перечисляет, что делают животные на картинках. (Птицы летают. Змея ползает. (И т. п.)) Четырехлетний ребенок называет по показу логопеда красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный кружки; пятилетний к тому же называет оранжевый и голубой кружки; шестилетний — фиолетовый, розовый, коричневый. Далее ребенок получает задание назвать форму предметов, изображенных на картинках. Логопед помогает ребенку вопросами: «Мяч какой по форме? Какой формы огурец? На какую фигуру похож платок? Если платок похож на квадрат, какой он формы?» и т. п. Четырехлетний ребенок образует по картинкам словосочетания: мяч круглый, платок квадратный. Пятилетний ребенок образует словосочетания: солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный
Исследованию грамматического строя речи. Начинается исследование с проверки способности ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Логопед предлагает ребенку назвать пары картинок. Четырехлетний ребенок называет следующие пары: стол — столы, кот — коты, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки, окно — окна. Пятилетнему ребенку предлагаются следующие пары:Затем логопед проверяет, умеет ли ребенок образовывать форму имен существительных в косвенных падежах. Четырехлетний ребенок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Что есть у мальчика? (Мяч.) Чего нет у мальчика? (Мяча.) Кому мальчик дает мяч? (Девочке.) Что ты видишь на картинке? (Машину.) Чем рисует девочка? (Карандашом.) О ком думает кошка? (О мышке.)» Пятилетний ребенок отвечает по картинкам на вопрос: «Много чего?» (шаров, ключей, берез, ложек, окон).Следующим пунктом исследования грамматического строя речи является проверка способности ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа. Четырехлетний ребенок образует по картинкам следующие словосочетания: красный мяч, синяя шапка, желтое 73 ведро. Пятилетний ребенок образует словосочетания: оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.
Продолжает исследование грамматической стороны речи проверка способности использования ребенком простых предлогов. Четырехлетний ребенок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Где стоит ваза? (На столе.) Где лежат фрукты? (В корзине.) У кого мячик? (У мальчика.)» Пятилетнему ребенку предоставляется возможность ответить по картинкам на следующие вопросы: «Где сидит снегирь? (На дереве.) Где стоит машина? (В гараже.) У кого кукла? (У девочки.) Где стоит коза? (За забором.) Где едет машина? (По дороге.)»
Проверяя способность ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными, логопед предлагает ему сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «Сколько?» Таким образом, четырехлетний ребенок образует словосочетания: «Два кота, пять котов, две машины, пять машин».
Пятилетний ребенок образует словосочетания: «Два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон». Способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования логопед проверяет, предложив ему назвать по картинкам большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать «ласково». Если ребенок не сразу понимает задание, логопед может предложить ему образец: «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Четырехлетний ребенок образует по картинкам пары: «Стол — столик, сумка — сумочка, чашка — чашечка, ведро — ведерочко». Пятилетний ребенок образует следующие пары: «Забор — заборчик, носок — носочек, лента — ленточка, окно — окошечко». Далее ребенок образует названия детенышей животных. Это задание можно предложить выполнить без зрительной опоры по образцу: «У лосихи — лосенок. А у кошки кто? (И т. п.)» Четырехлетний ребенок образует названия детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом: «У кошки — котенок. У лисы — лисенок. У утки — утенок. У слонихи — слоненок». Пятилетний ребенок аналогично выполняет задание, продолжая фразы, начатые логопедом: «У медведицы — медвежонок. У бобрихи — бобренок. У барсучихи — барсучонок. У собаки — щенок. У коровы —ит лужу, входит в дом.) Завершает исследование грамматического строя речи проверка умения ребенка образовывать глаголы совершенного вида. Ребенок составляет предложения по картинке: «Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит вертолет. Мальчик покрасил самолет».
Проверяя состояние связной речи, логопед предлагает четырехлетнему ребенку пересказать текст из нескольких предложений. Сначала логопед выразительно читает рассказ, не предупредив ребенка о последующем пересказе. Затем задает несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Затем он еще раз выразительно читает рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее логопед предлагает ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».
Исследование фонетической стороны речи начинается с проверки возможности ребенка повторять с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структуры. Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька. Пятилетний ребенок произносит слова: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Кроме того, логопед предлагает ребенку повторить несколько предложений: «Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты.
Затем логопед проверяет состояние произношения звуков всех групп в словах и предложениях. Это исследование можно проводить со зрительной опорой, предложив ребенку называть картинки и составлять предложения по картинкам или называть картинки и повторять предложения вслед за логопедом.
При исследовании дыхательной и голосовой функций отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), объем дыхания (достаточный, недостаточный), продолжительность речевого выдоха, силу голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), модуляцию голоса. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристика темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
Исследуя навыки фонематического восприятия, логопед проверяет способность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками. Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом следующие пары слогов: ба-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба, ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня. Пятилетнему ребенку логопед предлагает повторить цепочки слогов: бапа-ба, па-ба-па, да-та-да, та-да-та, га-ка-га, ка-га-ка, за-са-за, са-за-са, та-тя-та, тя-та-тя. Исследуя навыки фонематического анализа и синтеза, логопед предлагает пятилетнему ребенку выделить начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры. Причем логопед акцентированно произносит начальный ударный гласный звук в каждом из слов.
Консультативно-просветительская работа с родителями
Цель – повышение педагогической культуры родителей, приобщение их к проблемам своих детей, повышение компетентности в вопросах речевого развития детей.
Используются следующие формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультирование, ведение тетрадей для домашней работы, наглядно-информационный стенд, папки-передвижки, мастер-классы, тренинги, памятки.
Для автоматизации звуков и закрепления материала после индивидуальных и подгрупповых занятий, в конце недели родителям даются задания на дом. В начале и конце года родителям предлагается анкетирование с целью выявления, интересующих их вопросов и анализа коррекции речи своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа адаптированной образовательной программы дошкольного образования на ребенка-инвалида с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития в подготовительной к школе группе обще
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет со сложным дефектом (ЗПРР и РАС) на 2019 – 2020 учебный год (далее - Программа) определяет содержание ...

Консультация для педагогов "Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Инклюзивное образование...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО, концепция интегрирования обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноме...

Адаптированная индивидуальная общеобразовательная программа дошкольного образования для ребёнка 5-6лет
Настоящая индивидуальная образовательная программа предназначена для работы со слабослышащим ребёнком-инвалидом дошкольного возраста 5 –ти лет. Программа разработана на основе Программы для...

Индивидуальный образовательный маршрут составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с интеллектуальными нарушениями
Составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ИН:Учителем-дефектологом, учителем-логопедомВоспитателем комбинированной группы:Дядич...

Отчет по индивидуальному образовательному маршруту составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ИН:
Отчет по индивидуальному образовательному маршрутусоставлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ИН:...

Индивидуальная адаптированная программа дошкольного образования для ребенка с ТНР(сенсомоторной алалией)
Индивидуальная программа дошкольного образования предназначена для ребенка старшего возраста с сенсомоторной алалией....
