Конспект ООД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стародубцева Анна Дмитриевна

«Пересказ сказки «Жихарка»  с применением карт Проппа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Пересказ сказки «Жихарка»  с применением карт Проппа»

 Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.

 Задачи.  

 Образовательные: 

1.  Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.      

2.  Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карты Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.

4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.

 Развивающие.

1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения. 2.Развивать память, внимание, мышление. 3. Развивать творчество и фантазию детей.

Воспитательные.

1.  Воспитывать любовь к сказкам.

2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.

Предварительная работа с детьми.

Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете», Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», « «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки Проппа, мольберт,  сундучок, перо жар-птицы, ковер.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Вы хотите отправиться вместе со мной?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда, давайте подойдем к книжной полке и выберем сказку для нашего путешествия (подходят, а полка пуста...).  Ребята, посмотрите, на полке нет книг, но здесь лежит письмо.  Интересно, от кого оно? Давайте его прочтем.

Содержание письма: «…Я верну вам книги, если в сказочном путешествии вы будете внимательны, будете помогать друг другу и преодолеете в пути все трудности.  Королева сказок»

Ребята, это письмо от «Королевы сказок». Нелегко нам будет в пути, возможно, нам предстоит преодолеть какие-то препятствия, ответить на сложные вопросы.

Воспитатель: Может быть не будем возвращать сказки? Без них обойдемся?

Дети: Нет, будем. (Объясняют почему хотят вернуть сказки)

Воспитатель: Тогда удачного путешествия! Присаживайтесь ребята. А вот и волшебный сундучок, я думаю,  в нем спрятаны задания. Давайте его откроем и прочитаем задания. (Открывают, смотрят, читают вопросы, отвечают).

1. У всех сказок есть начало, середина и конец. А как обычно начинаются сказки, с каких слов?

2.  А какими словами заканчиваются сказки?

3. А что ждет героев в середине сказки? (Дети: трудности, приключения, погоня, испытания).

4. Ребята, как вы думаете, кто или что указывает дорогу в сказочном путешествии?

 Ответы детей:  Колечко  Клубок  Перышко

5. Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню? Ответы детей:  Гребешок – лес  Полотенце – речка  Щетка, зуб – горы  Другие средства: куколка, топор (обухом вверх или вниз)

6. Каких животных чаще всего можно встретить в сказках?

Давайте на этих животных посмотрим? (медведь, лиса, заяц, волк.)

Кого вы видите на слайде? (медведя) Какой медведь в сказках?

Презентация «Животные»

7. Героем каких сказок является заяц?

Воспитатель: Молодцы ребята, на вопросы ответили. Пора отправляться в сказку. Но нам необходим волшебный предмет. Давайте его поищем. (звук «Волшебство») Ребята, посмотрите что это ?

Дети: Мы перышко нашли!!!

Воспитатель: Какое яркое и красивое! Кто же его обронил! (Дети: Жар-птица) Вот оно нам и поможет попасть в сказку.

Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете? Ответы детей: ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, серый-волк, ступа и т.д.

Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете. Смотрите ребята волшебное перышко привело нас к ковру самолету, он и перенесет нас в сказку. Становимся на ковер и полетели.

Физкультминутка.

Воспитатель: Вот мы и попали в сказку.

Заставка сказки «Жихарка».

Воспитатель: Дети, а в какую сказку мы попали? Мы попали в сказку «Жихарка».  А хотите узнать, о чем эта сказка?! (Просмотр презентации.  Слушание сказки «Жихарка»).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотели бы ее рассказать дома (родителям, братьям, сестрам, друзьям)? В этом нам помогут волшебные карточки  Проппа, с ними мы уже знакомы. Алеша, что означает эта карточка? И т.д. А теперь давайте начнем пересказ.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что было трудным для вас во время пересказа?  Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Взмахивает перышком (звук «волшебство»).  Ребята, вот мы снова оказались в детском саду. Посмотрите, на книжной полке лежит письмо. Читают послание о возвращении книг: «Ребята,  вы молодцы! Справились с заданием, я вам возвращаю книги.»  (Стук. Кто-то вносит связку с книгами.)

Воспитатель достает куклу Жихарка: как здорово у вас получилось! Послушать сказку про себя это так забавно! Обязательно расскажите эту сказку своим родителям, друзьям! А я побегу коту и петуху про вас расскажу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Тема: заучивание наизусть стихотворения Сергея Никифорова «Про воду и про природу»Цель: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Кролик Крош идет в школу"

Тема: «Кролик Крош идет в школу».Цель: Формировать навык звукобуквеннного анализа и синтеза, слияние звуков АУ, УА.Задачи:1.Закреплять знания о гласных звуках и буквах : А, О, У, Ы, Э.2. З...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему "День защитников Отечества"

Цель: развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Закрепить знания о всенародном празднике воинов;уточнить, кто такие защитники отечества;2.Развивающие:развивать представлени...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «День Победы»

Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ, закреплять знания о том, как люди защищали свою Родину; воспитывать у детей нравственно – патриотические чувства.Задачи: дать детям представлени...

Конспект родительского клуба «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности».

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...