ООД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Стародубцева Анна Дмитриевна

ООД по развитию речи с использованием карт В. Я. Проппа «В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_s_ispolzovaniem_kart_v.docx145.75 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи с использованием карт В. Я. Проппа «В гостях у сказки»

Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.

Задачи:

Образовательные

1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.

2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппаиспользуя слова и речевые обороты из текста.

4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.

5. Звуковая культура речи : развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным продолжительным выдохом, закреплять умение регулировать силу голоса.

Развивающие

1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. Развивать творчество и фантазию детей.

Воспитательные

1. Воспитывать любовь к сказкам.

2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение

дружно, согласованно работать в команде.

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Методические приемы:

Наглядные (использование схем, иллюстраций, ТСО);

Словесные (напоминания, указания, чтение сказки, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения, двигательная активность детей);

Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации).

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель: К нам на занятие пришли гости. Подарим им улыбки и поприветствуем.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, вы хотите отправиться вместе со мной?

Ответы детей: Да, хотим.

Воспитатель: - Посмотрите, перед нами волшебные ворота. Пройти в них мы можем, вспомнив сказочные заклинания. Сейчас каждый из вас по очереди пройдет в эти ворота.

(Дети называя заклинания, проходят в обруч.)

«Сим-сим, откройся!»«Сизам закройся»«По щучьему велению, по моему хотению»«Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!», «Избушка – избушка, на курьих ножках, встань к лесу задом, ко мне передом!», «Крибле – крабле – бумс!»«Эники-беники, метелки-веники…», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возращайся сделав круг», «Крекс, пекс,фекс!»«Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку…»«Колечко-колечко выйди на крылечко», «Без рук, без ног, скок-скок поскок, веретенце потрудись, пряжа лунная прядись».

2. Основная часть.

(Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: - А в гости со мной пойдет тот, кто слово наоборот назовё т:

(Игра с мячом)

- Весёлый — грустный,

- Добрый — злой,

- Смелый — трусливый,

-Старый — молодой,

-Сильный — слабый,

-Здоровый — больной,

-Умный — глупый,

- Вежливый — грубый,

- Сытый — голодный,

- Озорной — послушный,

- Ленивый — трудолюбивый.

Воспитатель: У всех сказок есть начало, середина и конец. А вы знаете как начинаются все сказки?

Ответы детей (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)

Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки вы знаете?

Ответы детей (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).

Воспитатель: Молодцы!

Но для того чтобы оказаться в сказке, нам надо 2 раза топнуть, 3 раза хлопнуть и произнести«Раз, два, три сказка в гости приходи».

Включить фон «В гостях у сказки»

- Что это?

Что за чудо- сундучок?

Не закрыт он на замок!

Мы посмотрим, что же тут?

Может, сказки в нем живут!

- В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Туфелька – «Золушка».

Монетка – «Муха-цокотуха».

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Яйцо – «Курочка Ряба».

Яблоко – «Гуси-лебеди».

Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка».

Золотой ключик – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Лук и стрела – «Царевна – лягушка».

Горшок мёда – «Вини - Пух».

Воспитатель: Ой, ребята! В сундучке еще что лежит! (Карты Проппа)

- Вспомним, что обозначают эти карточки и для чего они нужны.

Дети: (Карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений.)

Воспитатель: А еще в сундучке иллюстрации к сказке, хотите её послушать? Садитесь на стульчики, смотрите на иллюстрации и слушайте сказку.

Воспитатель читает сказку.

Воспитатель: -Понравилась вам сказка?

- Как называется сказка?

- Кто главные герои сказки?

- А теперь составим схему с помощью наших волшебных карточек помощников.

Дети вывешивают карты на доске.

-Как начинается сказка(Жили –были)

-Какая карточка поможет нам это запомнить? (Жили-были)

-Что случилось с лисой?

-С помощью какой карточки мы это запомним(Особое обстоятельство)

- Какая лиса в этой сказке(хитрая, обманула козла)

-Какую карточку здесь используем(Враг начинает действовать)

- Кто помог козлу вылезти из колодца?

- Какую карту возьмем(Появление друга-помощника)

-Чем закончилась сказка(счастливый конец)

Воспитатель: А сейчас, я еще раз читаю сказку, а вы внимательно слушаете. Затем перескажите, опираясь на наши карты Проппа.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что нового вы узнали в этом путешествии? Что было трудным для вас? Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...