Проект ««Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Кубики историй»»
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект ««Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Кубики историй»»
Автор: Вчерашняя Елена Сергеевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 70
«Золотая рыбка» г. Мытищи;
Актуальность: Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.
«Кубики историй» – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Эта технология помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы.
«Кубики историй», как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования этой технологии с детьми дошкольного возраста.
- Отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
- Имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
- Помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает
культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
- Может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.
Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;;
Вид проекта: долгосрочный, групповой;
Сроки проведения проекта: сентябрь 2022г. – февраль 2023 г
Участники проекта: педагоги, дети 5-6 лет, родители (законные представители)
Цель проекта: Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Кубиков историй»
Задачи проекта:
Образовательные: Внедрение инновационной педагогической технологии «Кубики историй» в образовательный процесс ДОУ.
Развивающие: Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;
Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, устойчивый интерес к занятию.
Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью сторителлинга на эмоциональные состояние и психическое развитие детей.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии «Кубики историй;
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно – правовое:
- Устав ДОУ;
- Программа развития ДОУ;
- Согласование проекта с администрацией детского сада;
- Утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов
Материально – техническое:
- Теле -, видео -, аудиоаппаратура;
- Компьютер, сканер, принтер, ксерокс;
- Фотокамера;
- Канцтовары, расходные материалы;
- Передвижные выставочные стеллажи;
- Стенды для методической литературы;
Информационное:
- Представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте учреждения в сети Интернет
Программно-методическое:
- Подбор методической, познавательной литературы, периодических изданий, интерактивных материалов;
Кадровое:
- Совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме внедрение технологии «Кубики историй» в образовательный процесс – поможет активизировать познавательно-речевую деятельность дошкольников, эффективно донести информацию, лучше ее усвоить, развить их коммуникативные умения, способствовать развитию воображения, творческой деятельности.
- «Кубики историй» помогут объединить детей и родителей, а так же выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании.
- Эта технология даст возможность выявить талантливых детей.
- Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Ожидаемые результаты:
Эффективное внедрение технологии «Кубики историй» в образовательный процесс ДОУ;
Повышение уровня познавательно-речевого, творческого, социально- коммуникативного развития дошкольников;
Выявление и поддержка талантливых детей;
Организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение педагогической компетентности.
Разработка методических рекомендаций по применению технологии
«Кубики историй» в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Итоговые мероприятия:
- Игра-путешествие «Добрые сказки» с помощью кубиков;
- Видео «По страницам сказок»
Предварительная работа:
- Оценка уровня индивидуального развития воспитанников по подразделу программы речевого развития «связная речь»;
- Выявление проблем, определение задач по теме проекта, составление плана работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений, социальным окружением;
- Оценка соответствия условий предметно-пространственной развивающей среды реализации проекта, составление плана по оснащению
Этапы реализации проекта:
1 этап: Организационно- подготовительный . (сентябрь) Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта. Задачи:
- Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
- Составление плана работы
Деятельность воспитателя | Срок |
Изучение , анализ и обобщение методической литературы по теме « Кубики историй»;
Разработка консультаций и бесед для родителей на тему ««Кубики историй» и их значение для детей» | сентябрь |
2 этап: Основной. Реализация проекта (октябрь-февраль)
Цель: Выполнение задач проекта Задачи:
- Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
- Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Срок |
Составление плана деятельности по развитию связной речи и воображения у детей посредствам инновационной технологии «Кубики историй» . Составление рассказа как бы ты поступил в этой ситуации?» Распределение детей по творческим подгруппам. Видео «Путешествие по страницам сказок». Выявление возможностей привлечения семьи к изготовлению «Кубиков историй», совместных игр. Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, психолог, логопед). Проведение для педагогов МБДОУ консультация на тему ««Кубики историй» – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи» | Участие в составлении плана по развитию связной речи и воображения у детей посредствам инновационной технологии «Кубики историй». Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности) Привлечение семьи к реализации проекта Привлечение специалистов к реализации проекта | октябрь- февраль |
3 этап Обобщающий (2 неделя Февраля) Цель: Презентация итогового продукта Задачи:
- Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
- Развитие связной речи, эмоциональной сферы ребенка;
- Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров;
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Срок |
Подготовка к презентации итоговых продуктов; Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам. Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам Модели рассказа. | Представление продуктов деятельности: -Игра-путешествие «Добрые сказки» с помощью кубиков; (роль исполняют дети); - видео «По страницам сказок». | 5 дней |
Оценка индивидуального развития воспитанников
Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанников по подразделу программы речевое развитие «Развитие связной речи и воображения посредством инновационной технологии «Кубики историй» » обеспечивается при помощи следующих методик:
Методика | Методы изучения | Формы представления результатов | Периодичность | Возраст |
Оценка уровня связная речь | Наблюдение | Таблицы | 2 раза: начало реализации проекта, конец реализации проекта | 5-6 лет |
Протокол исследования уровня развития связной речи посредством инновационной технологии «Кубики историй»
Группа старшая Количество детей
19
Дата обследования _февраль. Обследование проводила воспитатель _Вчерашняя Е.С.
Результаты диагностики / Уровень развития детей | Данные на начало проекта | Данные на конец проекта | |||||
Сформулирован полностью | Сформулирован частично | Находится в точке роста | Сформулирован полностью | Сформулирован частично | Находится в точке роста | ||
Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Кубики историй» | Кол- во детей | 8 | 9 | 2 | 11 | 8 | 0 |
% | 40% | 50% | 10% | 60% | 40% | 0% | |
Вывод: в результате реализации проекта количество детей с с.п. уровнем развития увеличилось на 20%, с с.ч. – на 10% за счет детей которые находились в т.р.
Умеет самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок. | Умеет сочинять концовки к сказкам. | Умеет последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. | Умеет согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных. | Умеет заменять слово другим со сходным значением. | Умеет определять место звука в слове. | ||||||
Фамилия Имя ребенка | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | |
1. | |||||||||||
Критерии оценки:
3 балла – имеет представления;
1 балл – изредка проявляет представления; 0 баллов – не проявляет самостоятельно.
Определение уровня развитие связной речи и воображения осуществляется в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики:
2,4 – 3,4 –Сформулирован полностью;
1,3 – 2,3 –Сформулирован частично; менее 1,2 –Находится в точке роста;
Оценка результатов исследования уровня представлений детей о родной стране по проекту «Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Кубики историй» »:
Результаты диагностики / Уровень развития детей | Данные на начало проекта | Данные на конец проекта |
Анализ уровня развития связной речи качеств дошкольников (посредством инновационной технологии «Кубики историй» )
Вывод: проект дал толчок к формированию связной речи дошкольников, помог
умственному восприятию и переработке внешней информации, обогатил устную речь, помог в запоминании материала, способствовал развитию грамотности, фантазии, логики.
«Кубики историй» – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Технология «Кубики историй» имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
Использование ИКТ в технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал. Эта технология может успешно использоваться в проектной деятельности детей.
«Кубики историй» объединяют родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Список литературы:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С.
515-518.
План реализации проекта
Мероприятия | |
ОКТЯБРЬ | |
Чтение художественной литературы: М. Волошин «Осенью», К. Коровин «Белка», А. Ремизов «Хлебный голос», Н. Станчев «Осенняя гамма». Рассматривание сюжетных картин. Коллективная аппликация «Осенняя история». Этюды на выразительность движений «Покажи историю» Игра «Ленточки историй» | |
Работа с родителями: наглядная информация «Что такое «Кубики историй?» | |
НОЯБРЬ | |
Чтение художественной литературы: стихотворение С. В. Коноваленко «Времена года», Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение» , «Где я был?», «Скажи какой», «Это правда или нет?», «Куда бежать?». Осенняя сказка. Выполнение сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами. Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет». Режиссерская игра по сочинению своего героя «Однажды…». | |
Мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой «Кубики историй»». | |
ДЕКАБРЬ | |
Бумажная история «Как я узнал, что….» «Кубики историй» на основе повествования по теме (придумываем концовку истории). Сюжетная аппликация нетрадиционными техниками «Новогодние истории в картинках». Режиссерская игра «Новогодняя ночь» | |
Работа с родителями: оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта. | |
ЯНВАРЬ | |
Дидактические игры по развитию речи «Закончи», «Придумай рассказ», «Подскажи словечко», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Разные слова», «Куб: природа и я». Игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Путешествие капельки», «У слоненка день рождения». Игры, инсценировки на основе пальчиковой терапии «Волшебные слова». | |
Создание мультфильма с использованием технологии «Кубики историй». Театр актеров. Сказка «Сочиняем сказку сами». | |
Работа с родителями: семинар-практикум в технологии «Кубики историй» «Эти забавные истории». | |
ФЕВРАЛЬ | |
Чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебряное копытце» Составление рассказов: «Каким должен быть друг?», «Добрые поступки». Пересказ сказки. «Заяц хвастун». Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если ….то….» Сказочная мозаика «Картинка из книжки». Сюжетное рисование «Моя история». Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра. «Кубики историй» на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) с использованием макета. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как звери спасли ежика», «Как ежик выручил зайца», на предложенный сюжет. «Кубики историй» на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации) | |
Работа с родителями: практическое занятие «Придумывайте вместе с детьми». Работа с родителями: оказание помощи в создании мультфильма на основе технологии «Кубики историй». | |
Работа с педагогами | |
Консультация для педагогов: «»Кубики историй» – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи»; Консультация для педагогов: «Кубики историй». Педагогическая гостиная «»Кубики историй» - как метод развития речи и творчества детей». Консультация на тему ««Кубики историй» – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Теоретическая частьМелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Теоретическая частьМелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...
Развитие связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники
Работа с мнемотехниками для детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»
Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...

ПРОЕКТ Развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники кинусайга
Актуальность обусловлена тем, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развити...


