Проект ««Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Кубики историй»»
проект по развитию речи (старшая группа)

Вчерашняя Елена Сергеевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx619.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проект ««Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Кубики историй»»

Автор: Вчерашняя Елена Сергеевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 70

«Золотая рыбка» г. Мытищи;

Актуальность: Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.

«Кубики историй» – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Эта технология помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы.

«Кубики историй», как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования этой технологии с детьми дошкольного возраста.

  1. Отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
  2. Имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
  3. Помогает научиться умственному восприятию и переработке  внешней  информации,  обогащает  устную  речь,  усиливает

культурное        самосознание,        помогает        запомнить        материал,        развивает грамотность;

  1. Может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.

Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;;

Вид проекта: долгосрочный, групповой;

Сроки проведения проекта: сентябрь 2022г. – февраль 2023 г

Участники проекта: педагоги, дети 5-6 лет, родители (законные представители)

Цель проекта: Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Кубиков историй»

Задачи проекта:

Образовательные: Внедрение инновационной педагогической технологии «Кубики историй» в образовательный процесс ДОУ.

Развивающие: Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;

Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, устойчивый интерес к занятию.

Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью сторителлинга на эмоциональные состояние и психическое развитие детей.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной        деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии «Кубики историй;

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно – правовое:

  • Устав ДОУ;
  • Программа развития ДОУ;
  • Согласование проекта с администрацией детского сада;
  • Утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

Материально – техническое:

  • Теле -, видео -, аудиоаппаратура;
  • Компьютер, сканер, принтер, ксерокс;
  • Фотокамера;
  • Канцтовары, расходные материалы;
  • Передвижные выставочные стеллажи;
  • Стенды для методической литературы;

Информационное:

  • Представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте учреждения в сети Интернет

Программно-методическое:

  • Подбор        методической,        познавательной        литературы,        периодических изданий, интерактивных материалов;

Кадровое:

  • Совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме внедрение технологии «Кубики историй» в образовательный процесс – поможет активизировать познавательно-речевую деятельность дошкольников, эффективно донести информацию, лучше ее усвоить, развить их коммуникативные умения, способствовать развитию воображения, творческой деятельности.
  • «Кубики историй» помогут объединить детей и родителей, а так же выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании.
  • Эта технология даст возможность выявить талантливых детей.
  • Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
  • Ожидаемые результаты:

Эффективное внедрение технологии «Кубики историй» в образовательный процесс ДОУ;

Повышение уровня познавательно-речевого, творческого, социально- коммуникативного развития дошкольников;

Выявление и поддержка талантливых детей;

Организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение педагогической компетентности.

Разработка методических рекомендаций по применению технологии

«Кубики историй» в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Итоговые мероприятия:

  • Игра-путешествие «Добрые сказки» с помощью кубиков;
  • Видео «По страницам сказок»

Предварительная работа:

  • Оценка уровня индивидуального развития воспитанников по подразделу программы речевого развития «связная речь»;
  • Выявление проблем, определение задач по теме проекта, составление плана работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений, социальным окружением;
  • Оценка соответствия условий предметно-пространственной развивающей среды реализации проекта, составление плана по оснащению

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационно- подготовительный . (сентябрь) Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта. Задачи:

  • Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
  • Составление плана работы

Деятельность воспитателя

Срок

Изучение , анализ и обобщение методической литературы по теме

« Кубики историй»;

  1. Определение содержания деятельности всех участников проекта;
  2. Создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе игровой совместной деятельности;
  3. Создание образовательной ситуации и игровой среды;

Разработка консультаций и бесед для родителей на тему ««Кубики историй» и их значение для детей»

сентябрь

2 этап: Основной. Реализация проекта (октябрь-февраль)

Цель: Выполнение задач проекта Задачи:

  • Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
  • Решение        задач        через        организацию        разнообразных        видов        детской деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Составление плана деятельности по развитию связной речи и воображения        у                детей посредствам инновационной технологии «Кубики историй» . Составление рассказа как бы ты поступил в этой ситуации?»

Распределение детей по творческим подгруппам.

Видео «Путешествие по страницам сказок».

Выявление        возможностей

привлечения        семьи        к

изготовлению        «Кубиков историй», совместных игр.

Составление                плана взаимодействия                        со специалистами (музыкальный руководитель,        психолог, логопед).

Проведение для педагогов МБДОУ консультация на тему

««Кубики историй» – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи»

Участие в составлении плана по  развитию связной речи и воображения        у                детей посредствам инновационной технологии «Кубики историй».

Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп,        распределение обязанностей при подготовке продуктов                детской деятельности,                        иных мероприятий (видов детской деятельности)

Привлечение семьи к реализации проекта

Привлечение специалистов к реализации проекта

октябрь- февраль

3 этап Обобщающий (2 неделя Февраля) Цель: Презентация итогового продукта Задачи:

  • Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
  • Развитие связной речи, эмоциональной сферы ребенка;
  • Закрепление        умений        согласовывать        свои        действия        с        действиями партнеров;

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Подготовка к презентации итоговых продуктов; Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам

Модели рассказа.

Представление продуктов деятельности:

-Игра-путешествие «Добрые сказки» с помощью кубиков; (роль исполняют дети);

- видео «По страницам сказок».

5 дней

Оценка индивидуального развития воспитанников

Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанников по подразделу программы речевое развитие «Развитие связной речи и воображения посредством инновационной технологии «Кубики историй» » обеспечивается при помощи следующих методик:

Методика

Методы изучения

Формы представления

результатов

Периодичность

Возраст

Оценка уровня связная речь

Наблюдение

Таблицы

2 раза: начало реализации проекта, конец реализации

проекта

5-6 лет

Протокол исследования уровня развития связной речи посредством инновационной технологии «Кубики историй»

Группа         старшая                 Количество        детей

        19        

Дата        обследования        _февраль. Обследование        проводила воспитатель _Вчерашняя Е.С.        

Результаты диагностики / Уровень развития детей

Данные на начало проекта

Данные на конец проекта

Сформулирован полностью

Сформулирован частично

Находится в точке роста

Сформулирован полностью

Сформулирован частично

Находится в точке роста

Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии

«Кубики историй»

Кол- во

детей

8

9

2

11

8

0

%

40%

50%

10%

60%

40%

0%

Вывод: в результате реализации проекта количество детей с с.п. уровнем развития увеличилось на 20%, с с.ч. – на 10% за счет детей которые находились в т.р.

Умеет самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

Умеет сочинять концовки к сказкам.

Умеет последовательно, без

существенных пропусков пересказывать небольшие

литературные произведения.

Умеет согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько

прилагательных.

Умеет заменять слово другим со сходным значением.

Умеет определять место звука в слове.

Фамилия Имя ребенка

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

1.

Критерии оценки:

3 балла – имеет представления;

1 балл – изредка проявляет представления; 0 баллов – не проявляет самостоятельно.

Определение уровня развитие связной речи и воображения осуществляется в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики:

2,4 – 3,4 –Сформулирован полностью;

1,3 – 2,3 –Сформулирован частично; менее 1,2 –Находится в точке роста;

Оценка результатов исследования уровня представлений детей о родной стране по проекту «Развитие связной речи и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Кубики историй» »:

Результаты диагностики / Уровень развития детей

Данные на начало проекта

Данные на конец проекта

Анализ уровня развития связной речи качеств дошкольников (посредством инновационной технологии «Кубики историй» )

Вывод: проект дал толчок к формированию связной речи дошкольников, помог

умственному восприятию и переработке внешней информации, обогатил устную речь, помог в запоминании материала, способствовал развитию грамотности, фантазии, логики.

«Кубики историй» – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Технология «Кубики историй» имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Использование ИКТ в технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал. Эта технология может успешно использоваться в проектной деятельности детей.

«Кубики историй» объединяют родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.

Список литературы:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.

Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С.

515-518.

План реализации проекта

Мероприятия

ОКТЯБРЬ

Чтение художественной литературы: М. Волошин «Осенью», К. Коровин

«Белка», А. Ремизов «Хлебный голос», Н. Станчев «Осенняя гамма». Рассматривание сюжетных картин.

Коллективная аппликация «Осенняя история».

Этюды на выразительность движений «Покажи историю» Игра «Ленточки историй»

Работа с родителями: наглядная информация «Что такое «Кубики историй?»

НОЯБРЬ

Чтение художественной литературы: стихотворение С. В. Коноваленко «Времена года»,

Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение» , «Где я был?», «Скажи какой», «Это правда или нет?», «Куда бежать?».

Осенняя сказка. Выполнение сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.

Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет».

Режиссерская игра по сочинению своего героя «Однажды…».

Мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой «Кубики историй»».

ДЕКАБРЬ

Бумажная история «Как я узнал, что….»

«Кубики историй» на основе повествования по теме (придумываем концовку истории).

Сюжетная аппликация нетрадиционными техниками «Новогодние истории в картинках».

Режиссерская игра «Новогодняя ночь»

Работа с родителями: оказание помощи в подборе дидактического и

наглядного материала по темам проекта.

ЯНВАРЬ

Дидактические игры по развитию речи «Закончи», «Придумай рассказ»,

«Подскажи словечко», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»,

«Разные слова», «Куб: природа и я».

Игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Путешествие капельки», «У слоненка день рождения».

Игры, инсценировки на основе пальчиковой терапии «Волшебные слова».

Создание мультфильма с использованием технологии «Кубики историй». Театр актеров. Сказка «Сочиняем сказку сами».

Работа с родителями: семинар-практикум в технологии «Кубики историй» «Эти забавные истории».

ФЕВРАЛЬ

Чтение художественной литературы:        П. Бажов «Серебряное копытце» Составление рассказов: «Каким должен быть друг?», «Добрые поступки». Пересказ сказки. «Заяц хвастун».

Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если ….то….» Сказочная мозаика «Картинка из книжки».

Сюжетное рисование «Моя история».

Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра. «Кубики историй» на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) с использованием макета.

Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как звери спасли ежика», «Как ежик выручил зайца», на предложенный сюжет.

«Кубики историй» на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации)

Работа с родителями: практическое занятие «Придумывайте вместе с детьми».

Работа с родителями: оказание помощи в создании мультфильма на основе технологии «Кубики историй».

Работа с педагогами

Консультация для педагогов: «»Кубики историй» – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи»; Консультация для педагогов: «Кубики историй».

Педагогическая гостиная «»Кубики историй» - как метод развития речи и творчества детей». Консультация на тему ««Кубики историй» – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...

ПРОЕКТ Развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники кинусайга

Актуальность обусловлена тем, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развити...