Сценарий праздника "Международный день родного языка"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Тарасенкова Юлия Владимировна

Сценарий праздника для подготовительных групп "Международный день родного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_rodnogo_yazyka.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий музыкально-литературной гостиной

«Международный День родного языка»

Цель: Вызвать интерес и привлечь внимание детей старшего дошкольного возраста к изучению и сохранению родного языка, уважение к культуре и традициям своего народа.

Задачи:

1) Образовательные:

   1.Формировать понятия «Родина», «родной язык»

   2.Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей

   3.Обогащать словарный запас детей определениями, устаревшими словами, пословицами, поговорками.

2) Развивающие:

    1.Стимулировать развитие фонематического восприятия и четкости дикции свистящих и шипящих звуков русского языка.

    2.Закреплять умение понимать слово «Родина», объяснять его значение и подбирать подходящие по смыслу определения.

    3.Упражнять в подборе антонимов, в согласовании прилагательных мужского, женского, среднего рода с существительными, понимании смысла пословиц.

    4.Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность.  

3)Воспитательные:

   1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость, за свою страну, свой народ и родной язык.

   2. Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам.

   3. Привлекать детей к групповой форме взаимодействия, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему; ситуативные разговоры по теме, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.

        

Ход развлечения

Под музыку  «Песня о русском языке» (на экране видео к песне) в исполнении Григория Васильевича Гладкова дети совместно с воспитателями входят в зал и рассаживаются за столы по командам.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с Вами собрались в нашей музыкально-литературной гостиной, потому что Совсем скоро, 21 февраля, наша страна будет  отмечать Международный день родного языка. День родного языка — это замечательный праздник. В этот день мы должны вспомнить, что язык любого народа отражает его культуру, обычаи, традиции и историю. Очень важно бережно относиться к своему родному языку, сохранять его своеобразие и неповторимость.  На земном шаре существует очень много языков. А как вы понимаете, что такое родной язык? (на котором мы говорим). А на каком языке мы разговариваем? (на русском) Наш сегодняшний праздник мы посвящаем русскому языку.  И к нам в гости спешит Русская красавица.

(под русскую народную мелодию выходит гостья Василиса Премудрая в русском народном костюме, кланяется присутствующим:

Василиса:  «Низкий поклон, мои друзья! Рада встрече с вами я! За высокими горами, за далёкими лесами в тереме своём живу и Премудрою слыву! Смотрите, ребята, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Дети: Глобус!

Василиса: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Дети: Это маленькая модель нашей планеты.

Василиса: Ребята, посмотрите, планета, на которой мы живем, называется – …

Дети: Земля

Василиса: На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. Например, вот здесь страна Франция (показ на глобусе) Там живут французы и говорят они на каком языке? (французском). А вот здесь страна Китай (показ на глобусе) Живут там китайцы, там говорят люди ……на китайском языке. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.

 Ведущий: Да, действительно, языков на свете очень много, и об этом даже написано стихотворение, которое нам расскажет воспитанник группы «7 гномов» …(УЧАСТНИК №1)

Стихотворение «Много языков на свете разных» М.Крюкова                                     

Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят, в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим, и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!         

Василиса: Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия

Василиса: Верно. Вот это — Россия (слайд презентации - показ на географической карте). Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. Ребята, а как мы по-другому можем назвать нашу страну? (Ответы детей). Правильно, Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?

Ответы детей

Василиса: Отечеством мы зовём её потому, что в ней родились и жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов. Что мы можем рассказать о России? Какая она?

Дети: Могучая Россия. Славная Россия. Красивая Россия. Любимая Родина. 

Василиса: Молодцы, ребята.

Ведущий: С песней «У моей России» выступает хор воспитанников групп «Знайки» и «7 гномов» (УЧАСТНИКИ №2)

Василиса: У каждого человека есть Родина – место, где он родился, есть родители и свой родной язык. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. 21 февраля мы будем отмечать Международный день родного языка.   Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

Ведущий: О том, как могуч и красив наш русский язык нам расскажет воспитанница группы «…..» …… (УЧАСТНИК №3)

Александр Шибаев. В день солнечный июльский

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

Василиса: Наша речь русская, богата не только словами. Из простых слов люди русские слагали пестушки да потешки, колыбельные да сказки, а сколько есть замечательных рассказов и стихов. Ребята, а каких поэтов, писателей вы знаете?

Ведущий: Поэт Сергей Есенин написал замечательное стихотворение о зимней заснеженной берёзе. И сейчас прозвучит песня на слова Сергея Есенина «Белая берёза», которую исполнит нам хор воспитанников группы «Фантазёры» и «Волшебники» (УЧАСТНИКИ №4)

Василиса:  Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов, с помощью которых мы можем общаться. Слышала я, что и вы русский язык любите да игр много знаете.

Ведущий: Василиса, ребята в нашем детском саду настоящие знатоки русского языка и сейчас ты в этом убедишься.

Далее ведущий проводит игры с детьми. В ходе игр Василиса Премудрая хвалит детей.

                                          1 игра «Слова наоборот»

Ведущий: Буду я снежок кидать,

                     Да слова вам называть.

                     А вы не зевайте,

                     Слова – наоборот отвечайте.

Дети называют слова, противоположное по смыслу

Добро — Зло

Родина - чужбина

Честность — Ложь (или обман)

Щедрость — Жадность

Смелый - Трусливый

Любовь — Ненависть

Трудолюбие — Лень

Дружба — Вражда

Верность – предательство

Ласка – грубость

Забота - равнодушие

2 игра «Подбери слово»
Русский (народ, язык, костюм, обычай, дух, алфавит, символ, танец, город)

Русская (речь, душа, история, культура, земля, природа, поэзия, нация, музыка)

Русское (поле, слово, блюдо, имя, название, искусство, гостеприимство, наследие, произведение, золото)

Русские (традиции, праздники, берёзы, слова, песни, люди, храмы, поэты)

3 игра «Устаревшие слова»

В нашем языке есть так называемые устаревшие слова, это те слова, которые использовали в своём общении русские люди много лет назад. Но несмотря на это, мы часто их встречаем в художественных произведениях (в сказках, рассказах, стихотворениях, былинах, народных песнях).  Поэтому мы должны с вами знать, что эти слова обозначают. Я вам буду называть устаревшее слово, а вы мне современное слово.

Лоб –чело.

Одежда –одеяние.

Губы -Уста

Пальцы -Персты

Глаза -Зеница

Дом–изба.

Комната -Горница

Еда -яства

Кувшин -крынка

4 игра «Пословицы»

Ведущий:  В нашем родном языке есть свои пословицы и поговорки, они отражают народную мудрость, любовь к родной земле и уважение к традициям России. Предлагаю вам поиграть в игру на знание русских пословиц (Ведущий называет первую часть пословицы, а дети продолжают).

Без труда….не поймаешь и рыбку из пруда.

Землю красит солнце,…..а человека – труд.

Нет друга – ищи, …….а нашёл – береги.

При солнышке тепло, ……при матушке добро.

Дерево дорого плодами, ……а человек – делами.

Если дружба велика ….- будет Родина крепка.

Береги землю родимую,….. как мать любимую.

Человек без Родины …— что соловей без песни.

Береги землю родимую, …как мать любимую.

Василиса: Молодцы, ребята! Порадовали меня знанием русского языка!

Ведущий: О богатстве нашего языка написано очень много стихов. Одно из них нам расскажет воспитанница группы ….. (УЧАСТНИК №5)

Александр Яшин. Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь - песни, гимны пиши,

Хочешь - выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная - живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному Дню родного языка.

Василиса: Спасибо Вам, ребята. Порадовали вы меня сегодня. За ваши знания родного языка я хочу вручить Вам вот такие памятные эмблемы «Знатоки родного языка». Ребята, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Ведь в нём наше прошлое, настоящее и будущее!

 Ведущий: Поздравляем всех детей и взрослых с наступающим Международным днем родного языка и искренне желаем всем сердцем и душой всегда любить свою страну, гордиться родным языком и прославлять свою культуру!

До свидания, ребята! До новых встреч.

Общая фотография


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "День родного языка" в ДОУ

Сценарий досуга "День родного языка" рекомендован воспитателям старших групп детского сада. Представляет собой сценарий мероприятия на русском и татарском языках....

Сценарий праздника "День родного языка"

21 февраля – Международный день родного языка!...

Сценарий праздника «День родного языка» (старшая – подготовительная группы)

Добрый день, уважаемые гости, и дорогие наши дети! Сегодня у нас праздник – Международный День родного языка! У каждого человека есть Родина и свой родной язык! Каждый человек должен знать и хор...

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...

Сценарий праздника «День родного языка»

Цели:-закреплять знания о значении родного языка и необходимости изучения других языков;-воспитывать чувство патриотизма и гордости;-способствовать развитию нравственных качеств характе...

Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...

Сценарий праздника "День родного языка"

laquo;День родного языка» - это замечательный праздник. А для чего так необходим этот день? Чтобы люди помнили о родном языке, берегли его, чтобы уважали другие языки, чтобы язык жил ...