Сценарий праздника "День родного языка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Тюрина Ирина Викторовна

«День родного языка» - это замечательный праздник. А для чего так необходим этот день? Чтобы люди помнили о родном языке, берегли его, чтобы уважали другие языки, чтобы язык жил для других поколений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yahyka_3.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника  «День родного языка»

в подготовительной к школе группе.

Дети заходят в зал. Звучит песня Г. Гладкова «Песня о русском языке». Показ слайдов. Дети стоят, покачиваясь в такт музыки.

Ведущий:  Дорогие друзья, мы сегодня собрались, чтобы отметить День родного языка. «День родного языка» - это замечательный праздник. А для чего так необходим этот день? Чтобы люди помнили о родном языке, берегли его, чтобы уважали другие языки, чтобы язык жил для других поколений.  Существует Атлас языков мира и Красная книга языков России. Они представляют языки, которым угрожает исчезновение. В настоящее время насчитывается почти 500 языков, которые могут исчезнуть.

Ведущий: Наш сегодняшний праздник мы посвящаем русскому языку.

Богат и красив наш русский язык. Он мелодичен, повелителен, точен. Только русский язык обладает разной палитрой красок и  многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льется, как песня. В нём столько слов,  с помощью которых мы можем сочинять стихи, сказки, рассказы и просто общаться!

Дети садятся.

Ведущий: С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин.

Как же прекрасен родной мой язык,

Волшебный, певучий, играющий,

Словно прозрачный хрустальный родник

Сердце и душу ласкающий.

В нем каждое слово – бесценный алмаз.

В нем каждая песня красавица.

Порою прекрасный, суровый подчас.

Отечество наше им славится.

Ведущий: С самого рождения мы слышим  народные потешки, прибаутки, сказки.

Появляется домовенок

Домовёнок:

Я, весѐлый Домовѐнок,

Охраняю вас с пелѐнок.

 В этом садике живу,

Всех вас знаю и люблю!

Но настало времечко

Отдохнуть маленечко!

Наши прадедушки и прабабушки придумали много пословиц и поговорок. У меня есть целая корзина  пословиц, вы их слушайте, да на ус мотайте. Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь не мимо молвится!

Дети сидят

1. Предлагаю вам поиграть в игру – кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы её продолжаете.

Поспешишь - …людей насмешишь.

Не спеши языком - … торопись делом.

Что посеешь - … то и пожнёшь.

Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь - … один отрежь.

Сам пропадай - … а товарища выручай.

В гостях хорошо - … а дома лучше.

Ведущий:  Спасибо тебе, Домовенок, нам понравилась игра «Кричалка». Ты оставайся с нами.  И ребята покажут сценку на тему одной пословицы. 

Домовенок садится вместе с детьми

2. Сценка «КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

Действующие лица:
Мальчик—ученик
Солнышко
Птичка
Вишенка.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Наконец урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и
 кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»

Ведущий:  Наш народ со времен Руси - матушки любит шутки да прибаутки, игры, которые веселье да радость несут.  И в наше время мы любим играть в задорные, веселые игры.

Дети встают.

Игра с движением: «Левой ручкой мы  помашем…»

Ведущий: Славится наш язык небылицами, да скороговорками.

Давайте будем произносить скороговорки

Ведущий:  Чтобы родной язык знать и любить,

                   Нужно четко, правильно на нем говорить!

          Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку несколько раз. Сначала медленно с движениями, а затем быстро.

Сначала девочки постарайтесь!

Шестнадцать шли мышей.

Ш-Ш-Ш.

И шесть нашли грошей,

Ц-Ц-Ц.

А мыши, что поплоше,

А-А-А.

Шумливо шарят гроши,

Ш-Ш!

          

А теперь добры молодцы не подведите!

           Ехал Грека через реку.

           Видит Грека, в реке рак.

           Сунул Грека руку в реку.

           Рак за руку Грека цап.

Ведущий:   Будем веточку друг другу передавать,

                    и по команде: «Стоп»

                     я буду слова вам называть.

                     А вы не зевайте,

                     Слова – наоборот отвечайте.

игра «Слова наоборот»

Дети называют слова, противоположные по смыслу

Большой - маленький,

Грустный - веселый,

Трусливый - смелый,

Добрый - злой

Бежать - стоять

Хвалить - ругать

Близко - далеко

Жарко – холодно

Ведущий:  Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы.  

Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения. (Показ картинок на экране)

«Бежать сломя голову» — очень- очень быстро.

«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.

«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться. «Наврать  с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать. «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.

«Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий.

Ведущий:  

Русская народная игра «Дударь» очень весёлая и захватывающая. Весело будет всем! При помощи считалки выберите Дударя. Он должен встать в середину круга, который образуют остальные игроки.

Считалка:    Гномик золото искал,
                       И колпак свой потерял!
                                     Сел, заплакал: «Как же быть?!»
                     Выходи! Тебе водить!

Игроки водят вокруг Дударя хоровод и поют песню:

Дударь,  Дударь,  Дударище —
Старый, старый старичище.
Мы тебя полечим,

Чтоб расправил плечи!

Мы тебе поможем,

Чтобы стал пригожим!  

– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет то место, которое якобы болит (рука, голова, спина, коленка, нос и пр.).

Игроки должны положить руки друг другу на это место и снова начать водить хоровод с этой же песней.

Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

Ведущий: Дорогие ребята, вы убедились, как богат, красив  наш язык. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: «Как же быть?!»
Выходи! Тебе водить!

За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения «Родной язык – цветок души»

Сценарий развлечения "Родной язык -  язык души" приуроченный  Международному дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий развлечения «Родной язык»

Развлечение для детей старшей подготовительной группы...

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...

Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...

"Родной язык - народа достоянье" - сценарий развлечения, посвящённого Дню родного языка.

Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В сценарии представлен устный материал, подробный ход действия с главными героями (Ведущий, 3 матрёшки - взрослый и две девочки воспитанницы...