Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».

Задачи:

1)Образовательные:

   1.Формировать понятия «Родина», «родной язык»

   2.Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей

   3.Обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, пословицами, поговорками

2)Развивающие:

    1.Стимулировать развитие фонематического восприятия и четкости дикции свистящих и шипящих звуков русского языка

    2.Закреплять умение понимать слово «Родина», объяснять его значение и подбирать подходящие по смыслу определения

    3.Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, понимании смысла пословиц, разгадывании загадок

    4.Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность  

3)Воспитательные:

   1.Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость, за свою страну, свой народ и родной язык

   2.Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам

   3.Привлекать детей к групповой форме взаимодействия, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей:

Основные: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Дополнительные: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Оборудование и материалы:

=Костюмы для взрослых: Василиса Премудрая, Матрешка

=Музыкальный центр, аудиозаписи

= Глобус, географическая карта мира со странами,

= Карточки с картинками о празднике «Международный день родного языка», символы России

=Кузовок, платок

=Снежок

=3 бубна

=Карточки к игре «Многозначные слова»

= Карточки –пазлы к игре «Собери пословицу»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему; ситуативные разговоры по теме, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.

Ход развлечения

Под музыку 1 «Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова дети совместно с воспитателем входят в группу и рассаживаются на стулья

Входит Василиса Премудрая, кланяется присутствующим:

«Низкий поклон, мои друзья! Рада встрече с вами я!

За высокими горами, за далёкими лесами в тереме своём живу и Премудрою слыву!

                   Придумано кем-то

                   Просто и мудро

                   При встрече здороваться -

                   Доброе утро!

                   Доброе утро солнцу и птицам.

                   Доброе утро улыбчивым лицам.

                   И каждый становится добрым, доверчивым,

                   Пусть доброе утро длится до вечера.

Смотрите, ребята, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Дети: Глобус!

Василиса: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Дети: Это маленькая модель нашей планеты.

Василиса: Ребята, посмотрите, планета, на которой мы живем, называется – …

Дети: Земля

Василиса: На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Например, вот здесь страна Франция (показ на глобусе) Там живут французы и говорят они на французском языке. А вот здесь страна Китай (показ на глобусе) Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.

1 ребенок читает стихотворение «Много языков на свете разных» М. Крюкова                                      читает Пересвет Ч

Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят, в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим, и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!         

Василиса: Языки существуют на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства. Послушайте, как звучит знакомая нам песня на разных языках мира

                                                  Звучит запись песни «Солнечный круг» на разных языках

Василиса: Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия

Василиса: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. Вот это — Россия (показ на карте). Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?

Ответы детей

Василиса: Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Русь –это древнее название нашей страны. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Что мы можем рассказать о России? Давайте попробуем составить предложения со словами Родина или Россия  (из 2 и 3-х слов)

Дети: Могучая Россия. Славная Россия. Красивая Россия. Любимая Родина.  Я люблю Россию.        Звучит отрывок из песни «Россия»

Василиса: У России, как и у других стран мира, есть свои символы. Какие символы нашего государства вы можете назвать?

Дети:

- гимн, герб, флаг

- русская национальная одежда

- русская еда

- русские народные сказки

- русские народные игры

- русские народные песни

Василиса: У каждого человека есть Родина – место, где он родился, есть родители и свой родной язык. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы слышим от своих родных, на котором говорим, который изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, скоро научимся читать и писать. 21 февраля мы будем отмечать Международный день родного языка.  В международный день родного языка все языки признаются равными. Правильно, выразительно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык. Чтобы никогда не случилось так, как в стихотворении «Неграмотный пират» Алексея Ерошина

2 ребенок читает стихотворение «Неграмотный пират» А. Ерошина                    читает Глеб Г.

                    Жил на свете некультурный
                    И неграмотный пират.
                    Бросить мусор мимо урны
                    Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
                     Как-то раз решил пират
                     Закопать на пляже клад,
                     Ровно тридцать три рубина,
                     Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?
                     «Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
                     Клад неверно покладу?
                     Эдак я, с таким раскладом,
                     Вовсе по миру пойду!»
Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить —

Как же правильно, скажи?

Василиса: Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Наша речь русская, богата не только словами, из простых слов люди русские слагали пестушки да потешки, колыбельные да сказки, а сколько есть замечательных рассказов, стихов…Послушайте, пожалуйста…

3 ребенок читает стихотворение «В день солнечный июльский...»   А. Шибаева            читает  Милана Б

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
           Иду тропинкой узкой-
           Деревья до небес!
           Могуч язык мой русский
           Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!       

Василиса: Действительно, мы с вами живем в России и русский язык для нас родной.  Русский язык – один из мировых языков. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов, с помощью которых мы можем общаться. Его изучает, знает почти все население России и даже представители других стран. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу и взаимопонимание.

Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… 

Дети: Матрёшка

Под народную музыку выходит печальная Матрешка

Матрешка: Так давно не была я на родимой сторонушке, не слышала речи родной. Наш народ со времен Руси - матушки любит шутки да прибаутки, небылицы да скороговорки, которые веселье да радость несут. Слышала я, что и вы русский язык любите да игр много знаете. Порадуйте меня, развеселите?

Тогда в круг скорей вставайте,

Да веселье начинайте!

Вот возьму я кузовок,

Положу в него платок…

А теперь слова за мной повторяйте,

Да окончание «ОК» прибавляйте.

1 игра «Положу в кузов – ОК»

Дети двигаются по кругу притопами, проговаривают:

«Положу я в кузовок (3 раза):

Матрешка: сахар

Дети (останавливаются и отвечают): сахарОК

Матрешка: гриб

Дети: грибОК,

Матрешка: пирог

Дети: пирожОК,

Матрешка: сыр

Дети: сырОК,

Матрешка: цвет

Дети: цветОК»              Дети стоят в кругу

 

2 игра «Скороговорка»

Василиса: Чтобы родной язык знать и любить,

                   Нужно четко, правильно на нем говорить!

                   Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.

Сначала девочки постарайтесь!

          = Везет на горку Саня за резинку сани

А теперь добры молодцы не подведите!

          = На крыше у Шуры жил журавль Жура 

А напоследок все вместе за мной повторите!

         = Чешуя у щучки, щетинка у хрюшки.

 

3 игра «Слова наоборот»

Матрешка: Буду я снежок кидать,

                     Да слова вам называть.

                     А вы не зевайте,

                     Слова – наоборот отвечайте.

Дети называют назвать слова, противоположное по смыслу

=Большой -маленький,

=Грустный - веселый,

=Трусливый - смелый,

=Добрый - жадный

=Горячий - холодный

=Длинный – короткий и т.д.                               Дети стоят в кругу

 

4 игра «Веселый бубен»

Василиса: Не понять никак нам Глашу,

                    Ведь во рту у Глаши каша.

                    Но не гречка и не плов –

                    Эта каша-то из слов!

А вы слова все знаете?

Звуки четко выговариваете?

Вот сейчас мы это и проверим…

Под музыку, они по очереди передают 3 бубна по кругу, музыка прекращается.  

У кого остаются бубны, те произносят чистоговорку

 

= К Чебурашке в чашку

   Шлепнулась букашка,

   Добрый Чебурашка

   Вытащил букашку,

   Положил букашку

   Сохнуть на бумажку.

   Высохла букашка,

   Поднялась с бумажки

   И снова чебурахнулась

   В чашку к Чебурашке.

 

=Хрюша – поросенок

  Хрюкает спросонок:

  Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!

   Подавайте мне урюк!

   Поросенок Хрюша,

   До того, как покушать,

   Ты возьми-ка мыло,

   Да умой-ка рыло!

 

=Забрели к нам в детский сад

  Десять маленьких цыплят.

  Завела их с улицы

  Пестренькая курица.

  Миленькая курица,

  Ты ошиблась улицей,

  Это детский сад.

  Но не для цыплят!               Дети садятся

 

5 игра «Какой? Какая? Какие?» 

Матрешка: А теперь отдыхайте, но не зевайте

                     Слова правильно изменяйте!

- варенье из малины (какое?) малиновое

- салат из капусты (какой?) капустный

- кровать из дерева (какая?) – деревянная

- шапки из меха (какие?) – меховые

- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый

- каша из манки (какая?) – манная

- кольцо из золота (какое?) – золотое

- платки из пуха (какие?) – пуховые

- суп из картофеля (какой?)- картофельный

- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые

- конфета из шоколада (какая?) – шоколадная и т.д.

 

6 игра «Получи загадку, дай скорей отгадку»

Василиса: Издревле русский народ слагал песни, стихи и сказки для детей. А уж как загадки любил…Отгадайте, о ком или, о чем идет речь (по мотивам детских песен).

1. Если с ним ты вышел в путь, веселей дорога. (Друг.)

2. Она все лежит, да на солнышко глядит. (Черепаха.)

3. От нее станет всем теплей. (Улыбка.)

4. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)

5. А он бежит, качается. (Голубой вагон.)

6. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)

И в песнях, и в стихах родные для нас, понятные слова. Но стоит прислушаться…

 

4 ребенок читает стихотворение «Игра в словечки» А. Ерошина                   читает Денис Св.

Не только дети

Любят прятки,

Играть умеют и слова:

Заря —

Упрятана в ЗАРЯдке,

А в риСОВАльщике —

Сова.

К словам прислушайся немножко:

В дОСАде

Спряталась оса.

На дне луКОШКА

Дремлет кошка,

А в поЛИСАднике —

Лиса.

Из гРЕЧКИ

Вытекают речки,

В ЛЕЩИне

Плещутся лещи.

Овечки прячутся

В слОВЕЧКИ.

А дальше…

Дальше сам ищи! 

        

7 игра «Многозначные слова»

Матрешка: Вот теперь пришла пора

                     Разобрать многозначные слова…

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.

(коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор -конфеты, норка-животное, норка- углубление в земле и т.д.)

 

8 игра «Пословицы»

Василиса: С рождения ребенок слышит звуки родного языка.  В каждом языке есть свои пословицы и поговорки. Предлагаю вам поиграть в игру на знание русских пословиц. Пока музыка звучит, все играйте. Когда музыка замолчит –пословицы собирайте!

Дети под музыкальное сопровождение танцуют. Когда музыка останавливается, нужно взять листок, с напечатанной на нем частью пословицы, найти пару /начало и конец пословицы /по условному знаку и соединению пазлов/

=Если дружба велика - будет Родина крепка.

=Береги землю родимую, как мать любимую.

=Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

=Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

=Красно поле пшеном, а беседа умом.

Молодцы, ребята!

5 ребенок читает стихотворение «Язык наш прекрасный» Н. Пикулева     читает   Кристина П

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!           

Матрешка: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

Василиса: В международный день родного языка

                   На языке родном тебе мы пожелаем:

                   Люби язык, храни на день и на века!

                   Не забывай мелодию родного языка.

Награждение участников памятными эмблемами «Знаток русского языка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям др...

Сценарий развлечения «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста 2020 - 2021 учебный год.

Сценарий развлечения  для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «День народного единства»2020 - 2021 учебный год....

Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...

Конспект КВН «Родной язык» для детей старшего дошкольного возраста

закрепление полученных знаний на занятиях  обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме....

Сценарий мероприятия посвященного международному празднику - Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Развитие интереса воспитанников к родному русскому языку, языкам других народов России и мира...

Сценарий развлечения "День рождения Снеговика" для детей старшего дошкольного возраста

Для детей снеговик - один из любимых персонажей. Снеговик попал в наши любимые сказки и мультфильмы. 18 января весь мир отмечает Международный День снеговика.В России тоже есть День Снеговик...

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...