«День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Токарева Софья Левановна
 
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.
 
Задачи:
Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.
Формировать у детей навыки слушательской культуры.
Упражнять детей в придумывании родственных слов.
Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
 
Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.
 
Ведущая:
В саду у нас веселый праздник,
Льется музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Балом дружбы назовем!
 
Воспитатель:Здравствуйте, дорогие ребята. А вы знаете, для чего мы сегодня здесь собрались? 
21 февраля во всех странах отмечают День родного языка, поэтому этот день назвали Международный день родного языка.   
У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.
Без языка не существовал бы мир. На языке мы думаем, общаемся, творим. 
Ребята, а на каком языке мы, с вами разговариваем? (на русском). Правильно, на русском.
А вы знаете, как появился русский язык?
 
Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита. 24 мая 863 года в граде Плиске , который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Греческий алфавит был основой для создания славянского алфавита – было использовано 24 греческие буквы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.
 
Посмотрите на современный алфавит и Кириллицу. Многие буквы похожи, но называются по - разному. Каждая буква имеет свое название. В современном алфавите-32 буквы, а Кириллица состоит из – 43 букв.
 
Ребята,я предлагаю поиграть в игру «Найди пару».
 
На детей вешают таблички с буквами из современного алфавита и Кириллицы (аз - А; буки – Б; веди - В; глаголь - Г; добро - Д; есить - Е; живете - Ж; люди - Л; мыслете - М; наш - Н; он - О; покой - П; твердо - Т). Под музыку дети двигаются по залу, музыка останавливается - ищут пару.
 
Планета, на которой мы живем, называется – Земля (показ на экране). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.
 
Например, вот здесь страна Франция (показ на экране). Там живут французы и говорят они на французском языке.
А вот здесь страна Япония (показ на экране). Живут там японцы, там говорят люди на японском языке.
 
А это — Россия (показ на экране). Россия очень большая страна,гостеприимная и добрая.
Здесь проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке.
 
Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стих и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном.
 
Это - корейцы, киргизы, таджики, буряты, якуты, татары, казахи, украинцы и еще много других. Все они разговаривают на своем родном языке. Помогите мне сказать правильно:
 
Киргиз разговаривает на …… (киргизском) языке.
Кореец разговаривает на …… (корейском) языке.
Таджик разговаривает на …… (таджикском) языке.
Бурят разговаривает на …… (бурятском) языке.
Якут разговаривает на …… (якутском) языке.
Татар разговаривает на …… (татарском) языке.
Казах разговаривает на …… (казахском) языке.
Украинец разговаривает на …… (украинском) языке.
 
А у нас есть мальчик, который разговаривает не только на русском языке, но и на чеченском. Потому что его родина – Чечня И сейчас он нам  расскажет стихотворение, на чеченском языке, которое называется ……. Это стихотворение о ………….., 
(В …………..м национальном костюме………….. поет песню).
 
А сейчас мы услышим песню на калмыцком языке, которую споет    РазияТариховна, в этой песне говорится о любви   друг к другу, о разлуке, о  расстоянии. 
 
А сейчас Шахризат Курбановна расскажет стихотворение «Журавли» на даргинском языке.
 
Это стихотворение написал дагестанский поэт Расул Гамзатов. На эти стихи была наложена музыка композитора Яна Френкеля. С 1986 года  22 октября в  Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат в годы ВОВ, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб.
 
А сейчас давайте прослушаем эту песню. (песня Журавли)
 
Ребята, а вы обратили внимание на костюмы наших выступающих, это национальные костюмы.
У каждого народа свои обычаи, песни, танцы и костюмы. 
 
Давайте посмотрим с вами на костюмы разных национальностей.
 
Родной язык народа каждому из нас знаком с детства. А какое первое слово произносит ребенок?
Это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки – «МУТЕР», по-английски – «МАЗЕ», по-французски – «МАМАН», а на нашем русском языке  МАМА, МАМОЧКА. 
Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, и просто общаться. А еще можно просто подбирать слова, которые похожи по звучанию и по смыслу.
Это слова-родственники. 
 
Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову.  Они похожи по звучанию и по смыслу.
Отгадайте загадки и увидите отгадки.
 
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,
А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (снеговик)
 
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)
 
А вот ещё загадка.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)
 
Зимой забава есть одна. 
В ней меткость, ловкость всем нужна. 
А как «снаряды» называешь, 
Что лепишь и в друзей бросаешь?
 
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).
 
Ведущая: Много на свете разных языков и все они прекрасны. Но мы с вами живем в России и разговариваем на русском языке. Давайте, любить, уважать свой родной русский язык!
 
Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
 
Много языков на свете разных
 
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть! 
 
А.Яшина «Русский язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная — живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
 
Язык наш прекрасный
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
 
Ребята, русский народ очень любил сочинять пословицы и поговорки,   это мудрость народная. 
Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы ее продолжаете. 
 
Поспешишь — …людей насмешишь.
Что посеешь, … то и пожнешь.
Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
 
Семь раз отмерь, … один отрежь.
Глаза боятся, … а руки делают.
С кем поведешься … от того и наберешься.
 
Ведущая:
Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка) Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
 
Дети разных наций весело живут,
Друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете дружат все дети?
Давайте за руки друг друга возьмем,
И потанцуем на шаре земном!
 
 
Все участники встают в круг и водят хоровод (змейка) под песню «Дружат дети всей земли» 
(Слова В. Викторова, музыка Д. Львова-Компанейца)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«День родного языка»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.

Задачи:

  • Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.
  • Формировать у детей навыки слушательской культуры.
  • Упражнять детей в придумывании родственных слов.
  • Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
  • Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущая:

В саду у нас веселый праздник,
Льется музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Балом дружбы назовем!

Воспитатель:Здравствуйте, дорогие ребята. А вы знаете, для чего мы сегодня здесь собрались?

21 февраля во всех странах отмечают День родного языка, поэтому этот день назвали Международный день родного языка.   

У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.

        Без языка не существовал бы мир. На языке мы думаем, общаемся, творим. 

Ребята, а на каком языке мы, с вами разговариваем? (на русском). Правильно, на русском.

А вы знаете, как появился русский язык?

Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита. 24 мая 863 года в граде Плиске , который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Греческий алфавит был основой для создания славянского алфавита – было использовано 24 греческие буквы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

Посмотрите на современный алфавит и Кириллицу. Многие буквы похожи, но называются по - разному. Каждая буква имеет свое название. В современном алфавите-32 буквы, а Кириллица состоит из – 43 букв.

Ребята,я предлагаю поиграть в игру «Найди пару».

На детей вешают таблички с буквами из современного алфавита и Кириллицы (аз - А; буки – Б; веди - В; глаголь - Г; добро - Д; есить - Е; живете - Ж; люди - Л; мыслете - М; наш - Н; он - О; покой - П; твердо - Т). Под музыку дети двигаются по залу, музыка останавливается - ищут пару.

Планета, на которой мы живем, называется – Земля (показ на экране). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.

Например, вот здесь страна Франция (показ на экране). Там живут французы и говорят они на французском языке.

А вот здесь страна Япония (показ на экране). Живут там японцы, там говорят люди на японском языке.

А это — Россия (показ на экране). Россия очень большая страна,гостеприимная и добрая.

Здесь проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке.

Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стих и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном.

Это - корейцы, киргизы, таджики, буряты, якуты, татары, казахи, украинцы и еще много других. Все они разговаривают на своем родном языке. Помогите мне сказать правильно:

Киргиз разговаривает на …… (киргизском) языке.

Кореец разговаривает на …… (корейском) языке.

Таджик разговаривает на …… (таджикском) языке.

Бурят разговаривает на …… (бурятском) языке.

Якут разговаривает на …… (якутском) языке.

Татар разговаривает на …… (татарском) языке.

Казах разговаривает на …… (казахском) языке.

Украинец разговаривает на …… (украинском) языке.

А у нас есть мальчик, который разговаривает не только на русском языке, но и на чеченском. Потому что его родина – Чечня И сейчас он нам  расскажет стихотворение, на чеченском языке, которое называется ……. Это стихотворение о …………..,

(В …………..м национальном костюме………….. поет песню).

А сейчас мы услышим песню на калмыцком языке, которую споет    РазияТариховна, в этой песне говорится о любви   друг к другу, о разлуке, о  расстоянии.

А сейчас Шахризат Курбановна расскажет стихотворение «Журавли» на даргинском языке.

Это стихотворение написал дагестанский поэт Расул Гамзатов. На эти стихи была наложена музыка композитора Яна Френкеля. С 1986 года  22 октября в  Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат в годы ВОВ, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб.

А сейчас давайте прослушаем эту песню. (песня Журавли)

Ребята, а вы обратили внимание на костюмы наших выступающих, это национальные костюмы.

У каждого народа свои обычаи, песни, танцы и костюмы.

Давайте посмотрим с вами на костюмы разных национальностей.

Родной язык народа каждому из нас знаком с детства. А какое первое слово произносит ребенок?

Это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки – «МУТЕР», по-английски – «МАЗЕ», по-французски – «МАМАН», а на нашем русском языке  МАМА, МАМОЧКА.

Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, и просто общаться. А еще можно просто подбирать слова, которые похожи по звучанию и по смыслу.

Это слова-родственники.

Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову.  Они похожи по звучанию и по смыслу.

Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? 
(снеговик)

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.

Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! 
(снежинки)

А вот ещё загадка.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)

Зимой забава есть одна. 
В ней меткость, ловкость всем нужна. 
А как «снаряды» называешь, 
Что лепишь и в друзей бросаешь?

Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).

Ведущая: Много на свете разных языков и все они прекрасны. Но мы с вами живем в России и разговариваем на русском языке. Давайте, любить, уважать свой родной русский язык!

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.

Много языков на свете разных


Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть! 

А.Яшина «Русский язык»

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная — живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

Язык наш прекрасный

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

        Ребята, русский народ очень любил сочинять пословицы и поговорки,   это мудрость народная.

Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы ее продолжаете.

Поспешишь — …людей насмешишь.

Что посеешь, … то и пожнешь.

Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь, … один отрежь.

Глаза боятся, … а руки делают.

С кем поведешься … от того и наберешься.

Ведущая:

Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка) Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Дети разных наций весело живут,
Друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете дружат все дети?

Давайте за руки друг друга возьмем,
И потанцуем на шаре земном!

Все участники встают в круг и водят хоровод (змейка) под песню «Дружат дети всей земли» 

(Слова В. Викторова, музыка Д. Львова-Компанейца)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям др...

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...

Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...

Конспект КВН «Родной язык» для детей старшего дошкольного возраста

закрепление полученных знаний на занятиях  обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме....

Сценарий мероприятия посвященного международному празднику - Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Развитие интереса воспитанников к родному русскому языку, языкам других народов России и мира...

Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...