В осеннем лесу с Дедом Грамотеем
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Занятие направлено на комплексное развитие речи через игровую ситуацию “В осеннем лесу с Дедом Грамотеем”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_osennem_lesu_s_dedom_gramoteem.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Д/С №32 Комбинированного вида Приморского района

г. Санкт – Петербурга

Конспект занятия с детьми старшей группы

Тема: «В осеннем лесу с Дедом Грамотеем»

Образовательные области: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Образовательные технологии: Здоровьесберегающая, игровая, технология сотрудничества

Разработала Климова Е.В. воспитатель высшей категории


Тема: «В осеннем лесу с Дедом Грамотеем»

Цель: развитие всех компонентов речи

Задачи: о.о. Речевое развитие

Связная речь –

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

- продолжать развивать умение составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ
Грамматический строй речи

- совершенствовать умение согласовать прилагательные с существительными;

- упражнять в подборе глаголов, обозначающих действия,

- совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных

Звуковая культура речи

- упражнять в дифференциации звуков С- Ш в прямых слогах

- закреплять умение выделять голосом заданный звук в слове

- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание

о.о. Познавательное развитие

- систематизировать знания детей об осени, осенних явлениях, признаках
о.о. Социально-коммуникативное развитие

- продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

о.о. Физическое развитие

- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

- проведение физминутки, развитие мелкой моторику пальцев рук


Индивидуальная работа: следить за правильным произношением слов, построением предложений

Методические приемы:

1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.

2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.

3. Практические – дидактические игры и упражнения, проведение физминутки, создание игровой проблемной ситуации

Предварительная работа: Д/И «Подбери предмет к признакам», «Много об одном», «С какого дерева листок». Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Рассматривание картин и иллюстраций на осеннюю тематику. Дифференциация звуков С, Ш в прямых слогах, словах.

Дидактический материал: игрушка Дед Грамотей, ковралин в рамке, сосновая шишка, буквы С, Ш, картинки барсука и медведя, конверт с картинками- шумовками

Раздаточный материал: - осенние листики на ниточке для развития речевого дыхания на каждого ребенка.

- картинки с осенними признаками на липучке

- осенние листики с картинками со звуками С, Ш.

Ход ООД:

Организационный момент. Введение в тему.

Восп.- Ребята, какой сегодня день недели?

Дети: Понедельник

Восп.: А это значит, к нам придёт в гости (пауза)

Дети: Дедушка Грамотей!

Восп.: А вот и он!

Дед Грамотей: Здравствуйте мои хорошие! Сегодня мы с вами побываем в осеннем лесу. Составим рассказ об осени, поиграем, поможем лесным жителям и получим загадочный конверт. Готовы?

Дети: Готовы!

Основная часть:

Для начала сделаем зарядку для язычка.

1. Проводится артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих и шипящих звуков)

и дыхательное упражнение с осенними листиками.

Дед Грамотей: – Ребята, давайте поговорим об осени–какая она?

2. «Подбери слова – признаки»

Осень (какая?) – холодная, красивая…

Ветер (какой?) – сильный, порывистый, холодный…

Дождь (какой?) – холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…

Листья (какие?) – красивые, резные, багряные…

Небо (какое?) – хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.

Дед Грамотей:

– Осенью на улице бывает разная погода. То ветер разыграется, то дождь сильный польёт, то листопад начнётся. Я буду называть слова, а вы отвечайте.

3. «Подбери слова – действия»

Ветер (что делает)? — дует, вьется, бушует, воет.

Дождь (что делает?) — идет, капает, льёт, моросит.

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Листочки (что делают?) – опадают, летают, кружатся, засыхают…

4. Составление предложений

(На столе лежат перевернутые картинки с признаками осени)

Дед Грамотей: Подходите к столу, берите себе по одной картинке. Вам надо придумать по картинке предложение, которое должно начинаться со слов: «Осенью…» и прикрепить картинку на ковролин.

- Осенью день становится короче, а ночь длиннее.

- Осенью солнце светит реже.

- Осенью часто идут дожди.

- Осенью дует холодный ветер.

- Осенью листья меняют цвет и опадают.

- Осенью насекомые прячутся и засыпают.

- Осенью птицы улетают в теплые края.

- Осенью животные делают на зиму запасы.

- Осенью у животных шерсть становится густой, некоторые меняют окрас.

- Осенью медведи, ежи и барсуки впадают в спячку.

- Осенью люди собирают в лесу грибы и ягоды.

5. Составление рассказа

Дед Грамотей: Молодцы! Предложения у вас получились, но как же нам получить рассказ?

Дети: (ответы детей) Надо объединить предложения вместе.

Дед Грамотей: Послушайте, какой рассказ получился из ваших предложений:

Осенью день становится короче, а ночь длиннее. Солнце светит редко, часто идут дожди.

Дует холодный ветер. Листья на деревьях меняют цвет и опадают. Насекомые прячутся и засыпают. Птицы улетают в теплые края. Животные делают себе на зиму запасы.

Некоторые животные впадают в спячку. Шерсть у животных становится густой. Некоторые животные меняют цвет. Люди собирают в лесу грибы и ягоды.

По мимо рассказа у нас получилась картина! Кто хочет попробовать рассказать рассказ по картине? (2-3 ребенка рассказывают рассказ)

6. Словообразование относительных прилагательных

Дед Грамотей: А сейчас я с вами поиграю. Я буду показывать листик, вы будете говорить с какого он дерева и подбирать слова.

Лист с березы – березовый, роща – березовая, лапти -березовые

Лист с осины – осиновый, роща – осиновая, лес- осиновый, листья- осиновые

Лист с тополя- тополиный, аллея – тополиная, сережки- тополиные

Кленовый лист – с клёна, аллея- кленовая, сироп- кленовый

Каштановый лист- с каштана, у Саши много – каштанов

Дубовый лист – с дуба, роща- дубовая, в парке много- дубов

Приготовьте пальчики для игры

7. Речь с движением «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Маршируют)

Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(Маршируют)

8. Выделение заданного звука в слове

Дед Грамотей: (Показывает сосновую шишку) Что у меня есть?

Дети: Сосновая шишка

Дед Грамотей: Нам с вами нужно найти в этом предмете две буквы. Вы их угадаете, выделив первые звуки в этих словах

Дети: Сосновая - С, шишка – Ш

Дед Грамотей: Правильно! (показать буквы) А вот и звери, которым нужна наша помощь (картинки барсука и медвежонка)

Кто это? И что эти звери делают осенью?

Дети: Барсук и медведь, готовятся к спячке

В названии какого животного встречается буква и звук С?

Дети: БарСук

Дед грамотей: А кому же принадлежит буква и звук Ш? (ответы детей) Как изменить слово медведь, что бы в нем появился звук и буква Ш?

Дети: Мишка, мишутка, мишенька

Дед Грамотей: Молодцы! Теперь прикрепим буквы над животными (один из детей)

Зверятам пора спать, а они не могут поделить листья. Вам надо сделать одеяло из листьев.

Перед вами листочки, с одной стороны, у них картинка. Как нам понять кому какой листик дать?

Дети: (предположения детей)

Дед Грамотей: листик с картинкой в названии которой встречается звук С, мы отдадим барсуку, а в названии которой звук Ш- мишутке. Вы произнося слово, выделяете голосом нужный звук, и укрываете листиком животное.

Дети называют слова выделяя в них звуки С, Ш и прикрепляют листик, закрывая им животное.( маШина, камыШ, Шапка, Сыр, ноС и т.д.)

Дед Грамотей:Теперь зверятам морозы не страшны, вы их хорошо укрыли листочками.

9. Рефлексия

Дед Грамотей: Молодцы ребята! Мне, понравилось, как вы сегодня занимались и выполняли задания! А вам понравилось? Что было самым интересным? Самым трудным?

Из чего получился у вас рассказ? Какие буквы нашли? Как помогли животным?

Вот вам загадочный конверт, давайте его откроем. Здесь картинки - шумовки, в свободное время вы можете раскрасить спрятанные картинки, которые начинаются на звуки С и Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....

Волшебный сундучок Деда Грамотея

Познакомить со звуком С , учить придумывать слово с заданным звуком, составлять предложение с заданным словом, производить звуковой анализ слова, подбирать антонимы к словам. Развивать у детей фонемат...

Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...

Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...