Конспект открытого занятия " Русская печь- кормилица наша"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Булыцина Алена Константиновна

НОД в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно - эстетическое развитие»

Познакомить детей с русской печкой. Дать знания о том, что русская печка занимала самое главное место в быту жителей древ­ней Руси, у нее было много «профессий».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ruskaya_pech-_kormilitsa_nasha.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия тема: «Сказ о русской печи».

 (для подготовительных групп )

                                                Калининград 2024г.

Конспект занятия тема: «Сказ о русской печи».

Цель: Формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры, знакомство с укладом жизни, обычаями и традициями русского народа в конце XIX в. начале XX в., с особенностями жилища и русской печью;

Задачи:

обучающие:

  • расширять представления детей об устройстве русской избы;
  • познакомить с русской печью и ее особенностями;
  • дать краткие сведения о предметах обихода, их названиях и назначениях;
  • приобщать детей к миру прекрасного через социокультурную среду музея;

развивающие:

  • развивать интерес к истории своего народа, любознательность к предметам старины;
  • способствовать развитию личности, осознающей свои корни, национальные истоки;

воспитательные:

  • воспитывать и прививать доброе и бережное отношение к старшему поколению, матери, бабушке, почитать и уважать их труд;
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов.

Наглядные: рассматривание старинных вещей (музейных экспонатов).

Практические: умение пользоваться ухватом, кочергой и т.д.

                                                   Ход мероприятия

        1.Вводная часть.

Организационный момент.

Звучит русская народная музыка Воспитатель встречает детей в избе (во время занятия         звучит тихая русская музыка).

 Мотивация общения  (приветствие) – создание положительного эмоционального настроя.

           Воспитатель:

 Здравствуйте, гости дорогие!

Дай бог тому, кто в нашем дому.

Дорогим гостям, милым детушкам

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель объясняет, что слово

«здравствуйте» означает, желание здоровья .

Воспитатель приглашает детей посмотреть,

как  жили в старину, а поможет им в этом волшебная скалочка.

Воспитатель:

Чудо скалочку  возьму, волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет, в старину нас унесет.

Закройте глаза и давайте вместе с вами скажем:

Раз, два, три,  четыре, пять

Хотим в старину попасть  (музыка «Приходи сказка»)

Дети открывают глаза, попадают в русскую избу.

Хозяюшка(встречает детей в избе):

Проходите, не стесняйтесь,

Как удобно располагайтесь,

Я гостей весь день ждала,

В избе порядок навела,

Сама нарядилась.

                                                          Основная часть.

Хозяюшка:

Изба у меня небольшая,

Да красивая какая,

На убранство поглядите,

Да про все меня спросите.

Хозяюшка:

 А начнем мы разговор с загадок.

Наши прадеды придумали много загадок об этом предмете  ,которая стоит в нашей избе и обо всем, что с нею связано. Итак, кто из вас очень внимательный – тот сразу догадается о чем пойдет речь в загадках. Слушайте внимательно.

  • Наша толстая Федора наедается не скоро, А зато, когда сыта - от Федоры теплота. (Печь)
  • Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают, глотает. (Печь)

Какие молодцы!

                           ПРИСКАЗКА…

Хозяюшка: 

 А вот вам моя еще одна загадка такая, очень - очень старая:

«В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходит и из ушей кудряв дым метается, а из очей искры сыплются».

(ответы детей)

Хозяюшка: 

Конечно, это печка-кормилица наша. Если хорошенько подумать, нетрудно догадаться, что «теплое царство» - это крестьянская изба, в которой стоит русская печь – «пещера каменная», в которой прячется огонь – «лютый змий».

И наш с вами разговор пойдет о русской печки, которую хозяюшки в давние времена называли Матушкой, Барыней-сударыней, ведь без нее в доме никак нельзя было обойтись.

                                                        Основная часть.

Хозяюшка: 

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.

Хозяюшка:

 «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил» - говорится в русской народной пословице. И на самом деле, печь - основа русской избы, её душа. А мы стали забывать, что главное в доме – печь. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Ребята, а как вы думаете почему так ласково люди обращались к печке?

Ответы детей.

Хозяюшка. 

- В старину, в каждой крестьянской избе была печка, она была большая, называли ее ласково: «Печка-Матушка», «Печка-кормилица», за тепло которое она дарила в зимние холодные дни, за то, что всегда в ней была вкусная, горячая пища. И еще за то, что она лечила людей. Замерзнет на улице человек, придет домой, ляжет на печь, быстро согреется, никакая болезнь не возьмет его.

Печка

Русскую печь всегда уважали,
Родной матерью называли.
Печь в избе – хозяйка главная!
Теплая, чистая, славная.
Уж ее и белили, и мыли,
В ней хлеб пекли,
Щи да кашу варили.
Даже мылись в печи,
Чтобы хворь-болезнь излечить.
На печи спали,
Стариков согревали.
Если гость промок, устал,
Тоже на печь попадал.

Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. Вы запомнили, как к печке люди обращались? Давайте повторим такие красивые слова о печке все вместе.

Так же раньше люди на Руси говорили про печь:

Светло от печи и тепло.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Без печи хата не хата.

Печка - наше солнышко.

Печь нам мать родная.

  Хозяюшка.

 Ну что ж вы неплохо справились с загадками., с пословицами. И они оказались про печь.

Ребята, видел ли кто-нибудь из вас настоящую печку? (ответы детей) Давайте ее рассмотрим.

 

                          ОБУСТРОЙСТВО ПЕЧИ

Русская печь в зимнее время в старину была источником света. Печка всегда стоит справа от входа в дом. Печь  -  это очаг для приготовления пищи, устье (топка), и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое устье часами хранит тепло. Перед устьем располагается рабочая площадка – шесто́к.

В нижней части печки остается свободное пространство - подпечье.  Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь) А зимой в мороз под печкой держали кур.

 Поверху устья в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место? (Для  отдыха и сна людей). В старину русская печь заменяла кровати. Печная лежанка располагалась снизу печи и на самой печи. На верхней лежанке в основном спали дети и старики. 

Под лежанкой есть печурки. Они  использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках. (Валенки, носки, чулки и т.д.)

Еще один из основных элементов печи – дымоход. Дымоход это канал для выхода дыма из печи, устья в трубу.

Хозяюшка:

 Сложить хорошую печь было делом непростым. Тот, кто делает печи, печник - мастер. Особым почетом в русских деревнях пользовались печники. А как же!.. Без печи нет в избе жизни, и далеко не каждый человек мог сложить русскую печь.

А вот наша печь проста. Состоит она из дымохода, лежанки, подпечья, топки или устья, шестка. 

                        Речедвигательная игра «Печка ты печка»

Печка, ты печка -

Теплое местечко. (Выставляют вперед ручки по-очереди)

 Печку затопили,

Кашку сварили. (Одной рукой «держат» чугунок (кастрюлю, другой «размешивают» в ней кашу)

 На печке полежали,

Хвори убежали. (Обе ладошки под щечку, слегка покачиваются из стороны в сторону).

 В печке помылись –

Все повеселились. (Трут себя руками за предплечья

Одна ножка на пятку, руки разводят в стороны)

                                                              ПЕЧНАЯ ПОСУДА

Хозяюшка.:

А вы знаете, что для печи была особая посуда, которая ни в какой другой печи использоваться не может? Что же это за посуда такая?

Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать ухватом. 

Главным кухонным сосудом длительное время был глиняный горшок. В горшках варили щи и кашу, тушили мясо, рыбу, овощи. Главным достоинством горшка считалась его прочность. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. (Показывает экспонаты выставки).

Благодаря русской печи появилась и чугунки. Они имели форму горшка, но сделаны были из металла. (Показывает экспонаты выставки).

Воспитатель спрашивает у хозяюшки:

Интересно, а мясо и рыбу наши предки ели?

Хозяюшка: 

Конечно, ели. 

На широких просторах Руси жило мало людей, дичи, рыбы хватало на всех. Добывалось все легко: рыба – сетями, дичь –в лесу или даже в собственном огороде. Семьи у наших предков славян были большие. Ели говядину, свинину, баранину, медвежатину, зайчатину. К столу подавались тетерева, гуси, куры и мн.др.

Как славяне готовили мясо, нам расскажет наша уважаемая Печка.

Печка.

На углях мясо пекли,
Варили, жарили в печи.
Кусками большими
На столы носили.
Князь Святослав
В походы ходил.
Мясо жарить в печке
Очень любил.

Воспитатель: А первые блюда – супы – наши предки умели готовить?

Хозяюшка: Умели, только супы называли «варево». К варевам относилась уха, или «навар», «похлебка».

Печка

Славяне рыбу ловили,
Варево варили.
Если в печи жар,
Был с похлебки
Большой навар.
В каждой печи
Стояли щи.
Говорили: щи да каша –
Пища наша.

Хозяюшка:

 У русского народа есть замечательная поговорка:
«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи,но и каши
- Давайте мы с вами поиграем в игру «Какая бывает каша?»
- Из манки — манная,
 -из овса – овсяная,
 -из риса – рисовая,
— из перловки – перловая,
 - из тыквы – тыквенная,
 - из кукурузы – кукурузная.

Хозяюшка  спрашивает детей

-Ребята а как вы думаете чем топят печь, что для этого нужно?.

(Ответы детей)

 Деревня завалена снегом, 

Дома из сугробов торчат, 

Морозы лютуют, а в печке 

Отрадно поленья трещат. 

Физминутка:

                                                       За дровами мы идём
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Дети берутся за работу, выполняя действия соответствуя тексту: пилят, рубят дрова.

Хозяюшка:

Черный конь, скачет в огонь. 

Без работы – холодная она, А после работы – красна от огня. Это кочерга.
Как вы думаете, для чего нужна кочерга?  
(Чтобы в топке угли  мешать.)
Да ребята, для того, чтобы огонь веселей горел в печке, дрова ворошили кочергой.

Кочергу, ухват, совок для золы хозяйка хранила в нижней части печки — подпечье.

Хозяюшка:

 Когда я была маленькой, любила смотреть, как печь топиться. Дрова в печке потрескивают, и на шесток время от времени летят маленькие золотые угольки.

Ребята ,а как вы думаете, какие опасности таит в себе печка? (ответы детей)

Хозяюшка:

Да, ребята, при неосторожном обращении с печкой мог возникнуть пожар.          Чтобы уменьшить риск пожара, печь обязательно обмазывали глиной, так  как глина не горит. Еще печь  белили, ведь на белом фоне хорошо видны все трещинки.

Хозяюшка:

 Ох, что же это за беспорядок такой возле печки, дрова лежат не на своем месте.

- А кто может мне сложить дрова в поленницу под печкой?

Дети выполняют задание и находят конверт со следующим заданием под дровами для печи.

 Найди предмет.

В найденном конверте - тексты загадок

Хозяюшка:

 В этом конверте для вас загадки. Нужно не просто их разгадать, но и найти предметы-отгадки в музее.

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море (утюг)

Рядом с печкой стоит сват

Все из печки он хватает

Да на стол скорее ставит

Что это? (ухват).

Она по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает (метла)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти)

Под лаптем дети находят записку со следующим заданием

                                           ПЕЧНЫЕ СКАЗКИ

«На русской печке сказывают сказки.
На русской печке в сумерках зимой
Яга и та становится добрее
И греет кости старый домовой.
На русской печке бабушки и внуки
В морозы коротали вечера
И разомлевши от тепла и сказок,
На печке засыпали до утра…»

Т. Сыроежина

Хозяюшка:

Про печку не только придумывали  загадки, но и слагали легенды и сказки.

Назовите сказку, в которой говорится про печку?

Отгадай сказку.

1. Бежала девочка, бежала, видит  -  стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда птицы полетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу».   (Гуси-лебеди)

2. Подошли они к избушке: «Поди, лиса,  вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Заюшкина избушка).

3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по улице». (По щучьему велению).

4. «Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен» («Колобок»).

5. «Был царский бал на отходе. Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в печи». (Царевна-лягушка)

6. «Пошла Василиса за печку и слышит - Баба Яга говорит: «Ты девка - чернавка, печь растопи, огонь размечи, я проснусь - Василису зажарю. Легла Баба Яга на лавку, положила губы на полку и захрапела на весь лес» (Василиса Прекрасная)

7. «Только один козленочек схоронился в печи» («Волк и семеро козлят»)

                Собери сказку.

Хозяюшка:

Да, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! И последнее задание – есть у меня две картинки. Угадайте, что это за сказки.

- Ой, что то произошло! Все картинки порвали. Тогда уж ребятишки, заодно их соберите, да потом сказку назовите.

Дети собирают пазлы и называют сказку.

(Примечание)

Хозяюшка:

Просто так и для утехи начинаю я потеху.

Выходите, ребятишки, кто тихи и кто лихи,

Удаль, силу показать, свои косточки размять!

Проводятся игры с детьми:

1.Ухватом подцепить чугунок и перенести его в другое место (расстояние 3 – 4 м).

2.Собрать рассыпанный «картофель» (мячики) в чугунки. Кто больше?

3.На скорость собрать вязанку дров. У кого выше?

4.Хороводная русская игра «Горшки»

 

Подвижная игра «Горшки»

Выбираются 2 водящих: «продавец» и «покупатель». Дети садятся в круг на коленки. Это «горшки». «Покупатель» и «продавец» идут за кругом навстречу друг другу.

Диалог при встрече:

Почем горшки?

По денежке!

А не дырявые?

Сам попробуй!

«Покупатель» идет по кругу, выбирая «горшок». «Продавец» идет позади, уговаривая его: «Отличные горшки! Новые, блестящие! Выбирай, покупай, не пожалеешь!» и т. п.

Когда «покупатель», наконец, выбрал «горшок», он останавливается и говорит: «Вот этот беру!». Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до «горшка», становится «продавцом», а «горшок» - «покупателем». Проигравший садится в круг, он «горшок».

 ПОСЛЕСЛОВИЕ…

Воспитатель:

Вот и пошел к концу наш с вами знатный разговор про русскую печь. Конечно, наша жизнь такова, что русской печке вроде бы не место в современной квартире. Ее место на кухне прочно заняли газовые и электрические плиты. Но нет в этих помощниках главного: той особой теплоты, которую чувствуешь, глядя на русскую печку.

- Вот и кончилась игра! Всем домой спешить пора! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Русские народные посиделки"

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры«Посиделки – наш старинный русский праздник »с детьми подготовительной  группы  Дата проведения: 10 февраля 2015 ...

Конспект открытого занятия «Русская матрёшка»

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства...

Конспект открытого занятия "Русская матрешка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31672335","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект открытого занятия "Русская красавица - берёзка"

Развивать представления о березе, как самом почитаемом дереве в России, его пользе для человека, развивать представление о правилах поведения на природе, о необходимости беречь природу. Воспиты...

Конспект открытого занятия Тема: «Каша — матушка наша!» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе)

данный материал содержит интегрированное занятие в старшей группе на тему: "Каша - матушка наша!"....

презентация- интегрированное открытое занятие"Русская каша-силушка наша"

Программные задачи:1. Продолжать закреплять знания о здоровом  питании  , о пользе каши в рационе детского питания.2. Продолжать учить различать и называть разные виды круп (гречка, рис, ман...