"Применение учебно- методического комплекса "От А до Я"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Попова Татьяна Анатольевна

Аннотация:  в данной статье говорится об усвоении русского языка, как иностранного,  детьми -инофонами с применением учебно-методического комплекса «От А  до Я» .Раскрываются основные аспекты работы.

Ключевые слова: запрос на организацию специального обучения русскому языку с дошкольного возраста; понижение языкового барьера у детей; снятие психологических проблем; коллективное обучение; работа в парах; индивидуальная работа; учебное пособие (букварь); рабочая тетрадь; реализация задач УМК «От А до Я» в процессе осуществления разнообразных видов деятельности ; траектория  взаимодействия со специалистами ДОО; обогащенная развивающая среда; взаимодействие с родителями воспитанников; эффективность  применения УМК  «От А до Я».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_umk_doklad_popova_31.10.24.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Применение учебно-методического комплекса «От А до Я»

с детьми старшего дошкольного возраста

Т.А. Попова, воспитатель

МАДОУ «ДС «Огонек»

г .Новый Уренгой ЯНАО,

e-mail: Аннотация: в данной статье говорится об усвоении русского языка, как иностранного, детьми -инофонами с применением учебно-методического комплекса «От А до Я» .Раскрываются основные аспекты работы.

Ключевые слова: запрос на организацию специального обучения русскому языку с дошкольного возраста; понижение языкового барьера у детей; снятие психологических проблем; коллективное обучение; работа в парах; индивидуальная работа; учебное пособие (букварь); рабочая тетрадь; реализация задач УМК «От А до Я» в процессе осуществления разнообразных видов деятельности ; траектория взаимодействия со специалистами ДОО; обогащенная развивающая среда; взаимодействие с родителями воспитанников; эффективность применения УМК «От А до Я».

В настоящее время современное общество уделяет пристальное внимание дошкольному образованию, в связи с чем к детским садам предъявляются высокие требования. На сегодняшний день современные детские сады оказывают большое разнообразие образовательных услуг, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

На основании приказа департамента образования ЯНАО от № 1048 "О присвоении статуса РСП образовательным организациям ЯНАО" МАДОУ «ДС «Огонёк» присвоен статус региональной стажировочной площадки по теме «Создание развивающей среды в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера».

Работая в детском саду, педагоги столкнулись с воспитанниками, для которых русский язык является неродным. Анализируя сложившуюся ситуацию, пришли к мнению, что дети-инофоны, попадая в русскоязычную речевую среду, общаясь со сверстниками и воспитателями, русским языком овладевают спонтанно. В связи с этим, возник запрос на организацию специального обучения русскому языку как неродному с дошкольного возраста, а также необходимость научить родителей детей-инофонов быть проводниками в мир двуязычия.

Для решения данной проблемы педагогическим коллективом МАДОУ "ДС "Огонек" был разработан учебно-методический комплекс «От А до Я», включающий в себя букварь и рабочую тетрадь.

Руководствуясь принципами комплексности в реализации учебно-методического комплекса, осуществляется взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. В результате такого социокультурного взаимодействия снимаются психологические проблемы, понижается языковой барьер участников коммуникативного процесса.

Поставленные задачи учебно – методического комплекса «От А до Я» реализовывались в процессе осуществления разнообразных видов детской деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Еще одним важным условием успешности работы, по мнению педагогов МАДОУ "ДС "Огонёк", является коллективное обучение и работа детей в паре. При таких формах работы увеличивается объём речевой деятельности. Хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку; удобны для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают детей спросить или сказать что-либо на русском языке. Действуя в парах, дети помогают исправлять ошибки, оказывают помощь в правильном и четком произношении неродной речи. Также, коллективное обучение является путем для взаимной адаптации, с одной стороны, принимающего населения, с другой - детей и семей мигрантов, с целью создания благоприятной образовательной среды для тех и других.

Не менее важным аспектом в работе с детьми-инофонами выступает индивидуальная работа, которая реализуется в режимных моментах 2 раза в неделю путём использования поэтапной системы формирования речи по учебному пособию (букваря) и рабочей тетради для воспитанника, закрепление материала так же проводится в режимные моменты.

После изучения методических рекомендаций по организации обучения детей-инофонов была намечена траектория взаимодействия воспитателей со всеми специалистами ДОУ, которе наполнено общением, положительными эмоциями и легкой запоминаемостью словарного минимума. В процессе игр дети усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определенных слов, словосочетаний, целых предложений.

Важную роль играет окружающая среда и общение. Организуя соответствующую среду, мы стимулируем развитие общения между детьми. Ведь общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Оно отличается: яркими эмоциями, нестандартностью детских высказываний, преобладанием инициативных высказываний над ответными. Такое общение значительно богаче по своему назначению и функциям.

При взаимодействии с родителями уделяем большое внимание на общение с другими детьми в дополнительных формах образования (кружки, секции, факультативы, детские центры и т.д.), приглашаем на дни открытых дверей, привлекаем к участию в досуговых, спортивных и развлекательных мероприятиях, конкурсах различной направленности.

Опыт работы в данном направлении был представлен на круглом столе «Особенности реализации национальной политики в Ямало-ненецком автономном округе», XIII Региональной научно-практической конференции «Cовременные проблемы развития региона», Открытых образовательных Чтениях «Культура и цивилизация», на Всероссийском проекте «Взаимообучение городов», Региональном совещании педагогов 2022, опубликован в сборнике «Непрерывное профессиональное образование педагога: проблемы и решения» (По материалам городской научно-практической конференции 6 декабря 2018г.) - СПБ.: ЧОУ "Эпиграф" – 2018.

Эффективность применения учебно-методического комплекса "от А до Я" отражается в положительной динамике личностного роста воспитанников, повышения уровня овладения русским языком и умении применять полученные знания в практической деятельности. Результатом практики являются победы воспитанников (из числа детей-инофонов) в блиц олимпиадах и викторинах, конкурсах чтецов, городском Фестивале науки, конкурсе «Безопасное колёсико», городском фестивале народного творчества «Гостеприимный Ямал», конкурсе технических проектов «Технарики», а также творческих конкурсах художественной направленности.

В рамках прохождения Мониторинга качества в 2023-2024 учебном году в области качества «Содержание образовательной деятельности» показатель «Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде» в соответствии со шкалой комплексного оценивания качества дошкольного образования равен 4, то есть находится на хорошем уровне. Данный уровень фиксируется при превышении базового уровня качества и указывает на создание обогащенной образовательной среды, выстроенной с учетом потребностей, возможностей, разносторонних индивидуальных способностей, интересов и инициативы воспитанников ДОО, их семей, а также сотрудников ДОО во взаимосвязи с социокультурным контекстом образовательной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в

поликультурной группе. – Уфа: «Творчество», 1997.

  1. Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой,
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с
  3. Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора психол. наук. М., Психологический институт РАО, 1999.

Сухарев А.В., Степанов И.Л., Струкова А.Н., Луговской С.С, Холдеева Н.И. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека// Психологический журнал, 1997, № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования и воспитания на основе применения инновационных технологий - учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому и русскому языку

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОО пришли технологии личност...

Учебно-методический материал на тему: "Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...

Разработка и применение игровых заданий с использованием учебно-методического пособия «Дары Фребеля» в образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников

По ссылке ниже представлены материалы Всероссийской онлайн-конференции «Практика развивающего дошкольного образования: инновационный педагогический опыт» :!!! https://www.youtube.com/watch...

«Речь на кончиках пальцев». /Учебно-методическое пособие по применению массажера Су-Джок в коррекционно-образовательной деятельности в ДОО

Пособие предназначены для организации работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей с детьми дошкольного возраста. В нем представлено тематическое планирование на учебный год для детей 4-6 летнего...

Учебно- методическое пособие по расширению музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ технологии.

Целью составления данного пособия является побуждение интереса и любви к музыке в целом, расширение музыкального кругозора с практическим применением информационно-компьютерных технологий. Расширение ...

Учебно - методическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы.

Учебно - метотическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы....

Учебно-методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости".

Учебно - методическая разработка по проблемам применения проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста для младшей группы ДОУ "Сказочные гости"....