Технологическая карта "Пересказ рассказа Л. Кассиля "Сестра"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Белошапкина Елена Павловна

Цель занятия: пересказывание  рассказа Л. Кассиля «Сестра» с опорой на иллюстрацию, после прослушивания рассказа, беседы по его содержанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная(ые) область(и): Речевое развитие

Тема занятия: «Пересказ  рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель занятия: пересказывание  рассказа Л. Кассиля «Сестра» с опорой на иллюстрацию, после прослушивания рассказа, беседы по его содержанию.

Задачи занятия:

- обучающие:

отгадать загаданную загадку воспитателем; прослушать текст рассказа и отвечать на вопросы по его содержанию; узнать значение незнакомых слов; пересказывать рассказ Л. Кассиля «Сестра» близко к содержанию, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения; озвучивать название рассказа и назвать его автора перед пересказом.

- развивающие:

запомнить слова автора, рассмотреть иллюстрацию к книге, прослушать аннотацию, дать оценку рассказам других детей.

- воспитательные: 

внимательно слушать пересказы других детей, не мешать другим, не отвлекаться самому и не отвлекать сверстников; не перебивать говорящего,  говорить по одному.  

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания): нарисовать иллюстрацию к рассказу Л. Кассиля «Сестра»

Словарная работа: подвиг, победа, героический поступок, защитник, ветеран.

Планируемые результаты занятия: дети пересказывают  рассказ Л. Кассиля «Сестра» после прослушивания рассказа, беседы по его содержанию.

Подготовительная работа: составление вопросов к беседе по содержанию рассказа Л. Кассиля «Сестра».

Материалы и оборудование: книга с рассказом Л. Кассиля «Сестра», портрет писателя Л. Кассиля.

Этапы, продол-

жительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

1.1

Организационно-мотивационный этап

3 мин

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности.

Загадывает детям загадку про книгу.

Словесный: художественное слово

Отгадывают загадку

Дети организованно переключат внимание на предстоящую деятельность, отгадывают загадку про книгу.

1.2

Ознакомление с произведением и автором.

После отгадывания показывает детям книгу. Называет автора, показывает портрет автора, говорит название произведение, аннотирует его.

Высказывает своё мнение о произведении.

Словесный:

пояснение.

Наглядный: показ книги

Знакомятся с автором, рассматривают его портрет, слушают аннотацию произведения

Дети знакомятся с автором, рассматривают его портрет, узнают название и краткое содержание произведения.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

3 мин

Формирование проблемного вопроса и целевой установки на предстающую деятельность.

Предлагает детям сесть на стулья, напоминает о необходимости  поддерживать правильную осанку.  Показывает иллюстрацию к рассказу Л. Кассиля «Сестра». Предлагает детям предположить, о чём рассказывается в рассказе.

Задаёт вопросы:

можно ли по иллюстрации  предположить, о чем будет рассказ?

Как узнать о чём рассказ?

Предлагает детям прослушать текст рассказа. Дает установку на слушание текста рассказа, на правильное положение тела при сидении на стуле.

Словесный:

вопросы, целевая установка, напоминание.

Демонстрация: показ иллюстрации.

Практический: выдвижение гипотез.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрацию.

Высказывают предположение.

Дети получают установку на предстоящую деятельность: ознакомление с содержанием произведения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

5 мин

Ознакомление с содержанием рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Поясняет детям значение незнакомых слов.

Читает текс рассказа.

Словесный: чтение, пояснение, указание.

Узнают значение незнакомых слов. Принимают правильное положение тела. Слушают рассказ.

Дети ознакамливаются с содержанием рассказа Л. Кассиля «Сестра»

2.3.

Этап практического решения проблемы

4 мин

Овладение действиями, способами решения проблемы

Проводит беседу по содержанию произведения.

(Конспект беседы см. в Приложении)

Словесные: беседа, вопросы, выборочное чтение

обсуждение

Дети отвечают на вопросы по содержанию произведения.

Дети с воспитателем обсуждают содержание и основную идею произведения.

2.4.

Динамическая пауза

1 мин

Снятие мышечного напряжения после статической деятельности.

Предлагает детям выполнить двигательные упражнения для снятия мышечного напряжения. Показывает упражнения, сопровождая художественным словом.

Словесный: художественное слово. Наглядный показ. Практический: выполнение упражнений.

Выполняют двигательные упражнения по показу воспитателя.

Дети снимают мышечное напряжение после статической деятельности.

2.5.

Этап повторного чтения

5 мин

Повторное чтение текста рассказа.

Предлагает детям повторно послушать текст рассказа, глядя на иллюстрацию.

Дает установку на пересказ рассказа. Повторно читает текст рассказа.

Словесный: целевая установка, чтение.

Наглядный:

показ

Дети слушают текст рассказа глядят на иллюстрацию.

Дети прослушивают текст рассказа с опорой на иллюстрацию для лучшего запоминания текста

2.6.

Этап создание итогового продукта

7 мин

Пересказывание текста рассказа.

Предлагает детям по желанию пересказать рассказ.

Дает установку: рассказывать рассказ близко к содержанию; использовать слова героев рассказа, пересказывать выразительно; внимательно слушать пересказы других детей, не мешать другим, не отвлекаться самому и не отвлекать сверстников; не перебивать говорящего,  говорить по одному.  

Слушает пересказы детей. Предлагает детям оценить пересказы других детей. Даёт качественную оценку пересказам.

Словесный: пересказ, педагогическая оценка.

Наглядный:

показ

Поочерёдно пересказывают рассказ. Дают оценку пересказам других детей.

Дети пересказывают рассказ с опорой на иллюстрацию.

3.

Заключительный этап

2 мин

Подведение итогов деятельности

Проводит ситуативный разговор с детьми:

Чей пересказ понравилось больше всего?

Какие чувства возникли у вас к защитникам нашей Родины?

Словесный: разговор

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети высказывают личные впечатления о прошедшей деятельности.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми дошкольного возраста

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа

Форма организации: Сопутствующая беседа

Тема: «О чем мы узнали из рассказа Л. Кассиля «Сестра»».

Цель беседы: озвучивание ответов на вопросы, заданные воспитателем по содержанию рассказа Л. Кассиля «Сестра».

Планируемый результат: Дети озвучивают ответы на вопросы, заданные воспитателем по содержанию рассказа Л. Кассиля «Сестра».

Оборудование и материалы: книга с рассказом, иллюстрации к рассказу.

Части беседы

Вопросы

Начало

Микротема. Рассказа Л. Кассиля «Сестра»

  1. Как называется рассказ, который я вам прочитала? «Сестра»
  2. Кто автор рассказа? (Л. Кассиль)
  3. Кто является главным героем рассказа? (солдат Иван Котлов, медсестра Надя Балашова)

Основная часть

Микротема 1. Солдат Иван Котлов.

  1. Как звали солдата? (Иван Котлов)
  2. Что сучилось в бою с солдатом Иваном? (Ударила фашистская пуля)
  3. Что пробила  фашистская пуля и куда попала? (руку пробила и в грудь попала)
  4. Что случилось с Иваном потом? (упал Иван, лежит в снегу, рука болит, дышать трудно – пуля в груди мешает)
  5. Когда Иван лежал, о чём он думал? («Конец мой приходит. Умру сейчас»)
  6. Что сделал Иван потом? (глаза закрыл и думать перестал)

Микротема 2. Помощь Ивану Котлярову.

  1.  Что услышал Иван Котляров? (тихонько его трогает)
  2.  Почему он не смог открыть глаза? (смёрзлись ресницы)
  3.  Как открыл глаза Иван? (один глаз открыл, потом другой)
  4.  Кого он увидел? (девушку)
  5.  Что это была за девушка? (медицинская сестра из отряда)
  6.  Что она делала? (вынимала из сумки бинт и перевязывать рану)
  7.  Как девушка перевязывала рану? (осторожно)
  8. Что подумал Иван и спросил у девушке? (Кругом бой, а она приползла. Умру?)
  9.  Что ответила девушка Ивану? (будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу)

Микротема 3. Медсестра Надя Балашова.

  1. О чём он спросил? (как вас зовут)
  2.  Как звали девушку? (Надя Балашова)
  3. Что сделала потом Надя Балашова? (перевязала раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место)
  4.  Какая Надя? (Маленькая, но сильная, храбрая)

Окончание

Микротема. Чему учит нас рассказ?

  1. Для чего Л. Кассиль написал для нас этот рассказ?
  2. Какое главное событие в этом рассказе? (девушка спасла раненного солдата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы кружка «Приключения пчелки» (для детей 4 лет) представленный на I Международной конференции по технологическому образованию в ДОУ организованная Национальным методическим советом технологического образования и Союзом «Дошкольники России»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...