Дидактические игры по обучению диалогической речи
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Фотограф» Задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
Так бывает или нет? « Небылицы » Задача: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога. Ход игры: Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. - Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель. - Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься. - Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно. - У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье. Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают .
«Волшебное эхо» Цель: Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения. Ход игры: В игре участвуют 10—12 человек. Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом». Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант. Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку: —Лови мяч, пожалуйста. —Лови, Егорка, мяч, пожалуйста. Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».
«Вежливые отгадки» Цель: Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, вы разить одобрение, отвечать на побуждение . Ход игры : Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит? С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.
«Нарисуй сказку» Задачи: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Ход игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Слово заблудилось» Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово . - На полу из плошки молоко пьет ложка. (кошка), - На полянке у дубочка собрала кусочки дочка. (грибочки ). - Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка). - На дворе большой мороз, отморозить можно хвост. (нос ). - «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок. (пирожок. внучок)
Знатоки Цель: Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе. Материал: Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки. Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные: - назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание в городе, памятник и т.п.; - покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность; - расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п. -Ребенок , получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)... ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание. -Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города. Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.
«Поиск пропавших деталей» Задача: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки. Ход игры: «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)
Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)
Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

Презентация "Обучение диалогической речи посредством игры "Словесные пазлы"
Презентация сопрвождает методические рекомендации по проведению работы над развитием диалогической формы речи при помощи наглядного моделирования. Показывает этапы работы в виде фотоматериалов и...

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической реч...
Возможности дидактической игры для развития диалогической речи//
Возможности дидактической игры для развития диалогической речи....

Дидактические игры для развития диалогической речи детей
Дидактические игры для развития диалогической речи детей...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ (для детей старшего дошкольного возраста)
laquo;Отвечай быстро»Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.Ход игры:Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:&mdash...