Методическая разработка : "Развитие речи детей с ОВЗ."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Яшина Елена Владимировна.

Использование нетрадиционных форм и приемов работы

с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи 26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных форм и приемов работы

с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи


Воспитатель в.к.к : Яшина Е.В



Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико - грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.

Сензитивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Своевременное и успешное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и семьи.

А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности, необходимо, чтобы процесс обучения был для них доступным, интересным, развивающим, занимательным. В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детейРазнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в коррекционной работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому важно использовать разные, непохожие один на другой, привлекающие внимание и интерес ребенка способы организации детской деятельности и общения. На помощь педагогам здесь приходят нетрадиционные методы и формы работы.

Нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Использование в играх занимательного игрового материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются специально подобранным иллюстративным материалом. Поэтому наряду с использованием традиционных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в своей практике мы используем нетрадиционные методы и приёмы.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, направленные на синхронизацию работы обоих полушарий мозга.

Кинезиологические упражнения помогают активизировать работу всех отделов головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями. Выполняя кинезиологические упражнения, мы повышаем у детей стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания. В случаях, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу рекомендуют начинать с кинезиологического комплекса.

Примеры кинезиологических упражнений:
• «Колечки»
• «Ухо – нос».
• «Ладонь – ребро – кулак».
• «Гусь – курица – петух».
• «Лезгинка».
• «Зеркальное рисование».

« Цепочка»: Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Круглые колечки – звенья для цепочки.
Маме мы подарим: радоваться станет!
« Ухо – нос»: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью наоборот»
«Кулак – ребро – ладонь»: Три положения на плоскости стола сменяют друг друга:

1) ладонь на плоскости, сжатая в кулак;
2) ладонь ребром на плоскости стола;
3) распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками одновременно 8-10 раз.
«Лезгинка»: Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении коснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

 Массаж.

Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться большая роль. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются, чтобы рисовать, писать, одеваться, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Игры на развитие мелкой моторики:
• пальчиковые игры со стихотворным сопровождением
• пальчиковые игры с элементами самомассажа
• игры с предметами
• игры с бумагой (сминание, разрывание, скатывание в комок, складывание,вырезание).
Неотъемлемой частью работы с детьми по развитию речи является пальцевые игры и упражнения, в частности массаж. В условиях детского сада доступными являются элементы самомассажа. Научить детей самомассажу рук несложно.
1. Массаж карандашами (гранеными).
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

2. Использование Су-Джок массажера.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Су-Джок терапию разработал Южно-корейский профессор Пак Чже. Он утверждал, что стимуляция биологически активных точек приводит к излечению.
Целью Су-Джок терапии является воздействие на биологически активные точки, стимулирующие речевые зоны коры головного мозга.
Актуальность использования массажера Су-джок в коррекции у детей с ОВЗ:
-во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с различными нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во- вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Су-Джок терапия имеет очень много плюсов:
• безопасность: при неправильном применении Су-Джок терапия никогда не нанесет вреда – оно просто будет неэффективным;
• универсальность и простота применения: Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
• доступность: Су-Джок массажеры свободно продаются в аптеке и не требуют больших затрат.

Приемы работы Су – Джок массажером.

1.Массаж специальным шариком.

Шариком ребенок воздействует на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У него повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей.

2.Массаж эластичным кольцом.

Ребенок поочередно надевает пружинное кольцо на пальчики, прокатывает по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла.

На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (на указательный)
Этот малыш-Алеша, (на средний)
Этот малыш-Антоша, (на безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья (на мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа (мизинец).

Фразовый конструктор.

Фразовые конструкторы – это пособия, которые включают набор картинок, пиктограмм, обозначающих разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т. д.), из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме. Фразовый конструктор - это наглядная опора для высказывания, формирующая у ребенка способность планировать и проговаривать последовательность слов. Важно, что при этом у детей идет не заучивание слов и предложений, а направленное формирование языковой способности.

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Он необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом. Обучать детей построению фраз с помощью различных опорных схем очень удобно.

Использование фразового конструктора способствует:
· развитию грамматического строя речи, умения логически последовательно строить предложения, структурировать высказывания;
· расширению словарного запаса.
«Фразовый конструктор» также послужит отличным помощником родителям.
Благодаря использованию этого пособия у детей ускорится процесс развития речи.

5. Игры с фонариком

(использование подсветки, автор Коняхина Н. А)
Одним из важнейших условий успешной коррекции речи детей с ОВЗ является использование в играх занимательного игрового материала.
Игры со светом для детей дошкольного возраста - это настоящая магия и волшебство!
Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такому предмету. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?

А что если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком! Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный.

Игры с фонариком
можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.

Результатом использования таких игр является:
• повышение эмоционального, психологического благополучия;
• улучшение запоминания нового материала;
• наличие потребностей в овладении новыми знаниями.
6. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является одним из важных и перспективных направлений коррекционно-педагогической работы.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе и своих силах, дают возможность самовыражаться.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

Экспериментируя с нетрадиционными материалами, создавая, оригинальные произведения искусства, ребенок по-новому открывает мир, что помогает активизировать и расширять словарный запас.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
 рисование пальчиками;
 рисование ватными палочками
 рисование ладошками;
 рисование печатками и различными предметами;
 рисование восковыми мелками и свечой;
печать по трафарету;
 набрызг;
 рисование мятой бумагой;
аппликация из бумажных шариков;
 рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.)
кляксография с трубочкой.

Песочная терапия.

Незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников является песочная терапия, еще одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Частичный перенос игр и занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов. Дети с интересом рисуют на песке - животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять, обыгрывают в песке сказки, придумывают рассказы, учатся работать в коллективе. Надо только учить детей сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов, фраз.

Очень нравится воспитанникам игры с сыпучими материалами (песок, гречка, горох, желуди, каштаны).

Примерные упражнения:
- по развитию дыхания:
«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
«Помоги зайцу».В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«Дорога к другу».На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
- по развитию фонематического слуха:
«Слоговые дорожки. Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки с изучаемым звуком.
«Археолог». Со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки или предметы, в названиях которых есть дифференцируемые звуки.
- по обучению грамоте:
«Напиши на песке».Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.

«Буква потерялась». Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

-по развитию связной речи
«Дорисуй и расскажи». Взрослый рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Две игрушки».На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Таким образом, применяя разные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, мы решаем главную цель работы с детьми с ОВЗ - научить их поддерживать беседу, устанавливать контакт, передавать информацию, пересказывать смешную историю и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Использование разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживают познавательную активность детей, повышают эффективность освоения программного материала, предотвращают утомление.
Как показывает практика, нетрадиционные методы и приёмы являются перспективными в работе с детьми с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка(развитие речи,логическое мышление средняя группа)на тему:

Овощи и фруктыЦель: Обобщение знаний детей о многообразии овощей и фруктов, способах выращивания и сбора овощей и фруктов, способах переработки овощей и фруктов, о полезных свойствах овощей и фру...

Методическая разработка " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"

Проект на тему " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"...

Методическая разработка: развитие речи «Медвежья семья»

Цель проекта:Знакомство с внешними признаками медведя. Научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать внимание, память, речь....

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

Методическая разработка. Развитие речи: "Планирование работы по звуковой культуре речи ".

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т.д.). В тоже время работа по звуковой культур...

Методическая разработка "Развитие речи у детей с задержкой психического развития"

Эта методическая разработка предназначена для дефектологов, логопедов, а также родителей на занятиях для отработки заданий по формированию звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возрас...